Задача: опираясь на ранее изученные свойства логарифмов, научиться решать логарифмические уравнения с помощью замены переменной.
Цели:
- образовательная: научить применять метод замены переменной при решении логарифмических уравнений;
- развивающая: формировать приемы умственной деятельности: сравнения, аналогии, сопоставления, углублять и систематизировать знания по теме;
- воспитательная: учить преодолевать трудности, работать в быстром темпе, воспитывать стремление к совершенствованию знаний.
Тип урока: урок изучения нового.
Оборудование:
- плакаты: “Свойства логарифмов”, самостоятельная работа на два варианта;
- магнитная доска и магниты;
- карточки с домашним заданием.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Сегодня я хочу познакомить вас с одним из интересных способов решения логарифмических уравнений – методом замены переменной. При их решении мы будем пользоваться свойствами логарифмов, которые приведены на плакате.
2. Объяснение нового материала. Рассмотрим примеры.
Пример 1.
log9(x-2)+log81(x-2)=1,5
ОДЗ: x-2>0 или x>2
Пусть log9(x-2)=t , тогда x-2=9t и исходное уравнение
принимает вид:
t+=1,5
1,5t=1,5
t=1 , отсюда x-2=91
x=11
Ответ: 11
Решите в группах уравнение:
Log4x(5-x)+log8x(5-x)+log16x(5-x)=
Указание:
Log4x(5-x)=t, заменить 5-x на (4x) во втором и третьем слагаемом правой части уравнения.
(ответ: 1)
Пример 2.
log2x+ log3x= log2x* log3x
Применяя формулу перехода к другому основанию: log3x=
И полагая, что log2x=t; x>0, имеем
t+=t*, т.к. = log32, то
t+tlog32-t2 log32=0.
t(1+log32-t log32)=0, откуда
t=0 или tlog32= log32+ log33
tlog32= log36
t=
log2x=0 log2x= log26
x=20=1 x=6
Ответ:1; 6.
Решите в группах уравнение:
Log2х+ log3х=1
(ответ: )
Пример 3.
Log2хх+ log4х2х2=1,5
Положим log2х=t; x>0, тогда х=2t
t(2+t)+(2t+1)(t+1)=1,5(t+1)(2+t)
t2+2t+2t2+3t+1=1,5t2+4,5t+3
1,5t2+0,5t-2=0
t1=1 t2=
x=21=2 x=24/3=
Ответ: 2 и
Решите в группах:
Logх2* =
(Ответ: 4; 8)
Пример 4. Некоторые уравнения можно решить логарифмированием обеих частей уравнения, но можно и при помощи замены переменной. Рассмотрим как раз такой случай.
log2x=t, x>0; x=2t
t2+3t-4=0
t1=1; t2=-4 отсюда x=21=2
x=2-4=
Ответ: 2 и
Решите в группах следующее уравнение:
(ответ: 3 и 1/9)
Пример 5.
log6x=t, x>0; x=6t
t2=1 t=1 и t=-1,
тогда x=6 и x=
Ответ: 6 и
В группах решите:
(ответ: и 4)
Самостоятельная работа.
1 вариант 2 вариант а) log2x+ log4x+ log8x=11 а) log4x+ log16x+ log2x=7 б) x2lgx=10x б) x2lgx=100x в) в) г) г) д) д) е) 3log3xx=2log9xx2 е) 2log4xx3=5log2xx
Итоги урока
Домашнее задание:
а)
б) log4x+logx8=
в)
г)
д)
е)
Список использованной литературы
- Башмаков М.И., Братусь Т.А., Жарковская Н.А. и др. “Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы. 10-11 классы” М., Дрофа, 2004.
- Бородуля И.Т. “Показательная и логарифмическая функции (задачи и упражнения)” М., Просвещение,1984.
- Зив Б.Г., Алтынов П.И. “Алгебра и начала анализа. Геометрия. Дидактические материалы” М., Дрофа, 1999.
- Зив Б.Г., Гольдич В.А. “Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы” СПб.,Петроглиф, 2006.
- Карп А.П. “Сборник задач по алгебре и началам анализа” М., Просвещение, 1999.
- Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. “Задачи по алгебре и началам анализа” М., Просвещение, 1997.
- Чулков П.В. “Уравнения и неравенства в школьном курсе математики” М., Педагогический университет “Первое сентября”, 2006.
- Шабунин М.В. “ Уравнения. Лекции для старшеклассников и абитуриентов” М., Чистые пруды, 2005.
- Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. “Факультативный курс по математике. Решение задач. 11 класс” М., Просвещение, 1991.