Внеклассное занятие по курсу "Окружающий мир" в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • систематизировать и обогатить знания детей о временах года, учить выделять характерные признаки времён года;
  • развивать мышление, умение наблюдать, сравнивать;
  • воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • экран.

Наглядность, материалы:

  • репродукция картины И.И. Левитана “Золотая осень”,
  • принадлежности у учащихся для изобразительной и трудовой деятельности,
  • карточки для игр с изображением цветов, листьев, снежинок,
  • венки на голову для учащихся.

1. Сообщение темы и целей занятия.

- Дорогие, ребята!

Сегодня мы совершим необычное путешествие. Я приглашаю вас в гости к …. Отгадайте, к кому?

Учитель читает загадку:

“Четыре раза в год они
Земли наряд меняют пёстрый.
Бегут, бегут за днями дни,
Приходят и уходят сёстры”. (Времена года.)

- Посмотрите, пожалуйста, на экран.

(Смотри файл “Приложение 1” Слайд № 1.)

- Сколько всего времён года?

- Назовите их.

(Смотри файл “Приложение 1” Слайд № 2.)

Учитель читает:

“Зима накопит нам воды,
Весна и вспашет, и посеет,
Чтоб лето принесло плоды,
А осень их собрать сумеет”.

2. Первая остановка – “Зима”.

- Приглашаю вас в гости к очень красивому времени года, а какое это время года, догадайтесь сами.

Учитель читает загадку:

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила,
Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка:
Тряхнёт перинки,
Над миром пушинки? (Зима).

Выходит ученица в веночке на голове – “Зима” и читает стихотворение:

Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня … (зима).

- Какие изменения в природе происходят зимой?

(Смотри файл “Приложение 1” Слайд № 3)

Ученица - “Зима”: – Молодцы, ребята! Порадовали меня своими ответами. А кто из вас знает стихотворения о зиме?

(Дети читают стихи о зиме. Домашнее задание).

- А сейчас, ребята, поиграем в игру, чтобы не замёрзнуть.

Физминутка.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром, (Имитируют движения руками.)
Я мороза не боюсь, (Шагают на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопают в ладоши.)
Подойдёт ко мне мороз, (Приседают.)

Тронет руку, тронет нос (Показывают руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопают в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

- Ребята, а у нас есть братья. Отгадайте, кто они? (Читает загадку.)

Двенадцать братьев мчат вперёд,
Всегда вперёд, за годом год.
Но им друг друга не догнать,
Скажи, как братьев этих звать? (Месяцы года).

- Сколько месяцев в году?

(Смотри файл “Приложение 1” Слайд № 4)

- Сколько месяцев включают каждое время года?

- Назовите месяцы по порядку, начиная с января.

Ученица - “Зима”:

- А сейчас мои помощницы – Снежинки (девочки в веночках на голове) загадают вам загадки:

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь).
После Брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель да вьюга.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль).

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь). (Смотри файл “Приложение 1” Слайд № 5)

3. Вторая остановка – “Весна”.

- Мы продолжаем, ребята, с вами путешествие. Следующая остановка у …Отгадайте у кого?

Учитель читает загадку:

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт, –
В лесу подснежник расцветёт.
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна).

Выходит ученица в веночке на голове – “Весна” и читает стихотворение:

“Я раскрываю почки.
В зелёные листочки
Деревья одеваю.
Посевы поливаю,
Движения полна
Зовут меня … (весна).

- Многие писатели и поэты, композиторы воспевали это время года. Послушаем, как

П.И. Чайковский выразил в музыке неповторимую красоту природы. (Звучит музыка

П. И. Чайковского “Март”, “Апрель”.)

- Какое чувство у вас возникло?

(Смотри файл “Приложение 1” Слайд № 6)

- Какие изменения происходят в природе с приходом весны?

Ученица – “Весна”:

- А сейчас повторяйте за мной и выполняйте движения:

От сосулек – звон, звон! (Хлопки на каждое слово.)
Просыпайся – клён, клён! (Кисти рук опускаются вверх – вниз.)
Растопился снег, снег. (Потираем одну ладошку о другую.)
Ручейки – в бег, бег.(Волнообразные движения руками.)
Гром шагает: топ, топ. (Топаем ногами.)
Почки слышно: хлоп, хлоп. (Хлопки на каждое слово.)

Ученица – “Весна”:

-Каких вы знаете птиц, которые прилетают к нам весной?

-Мои помощники – птицы (мальчики в венках: скворец, жаворонок, грач) загадают вам загадки. Отгадайте и назовите весенние месяцы:

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март.)
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель.)

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? ... (Май.)

(Смотри файл “Приложение 1” Слайд № 7)

Ученица - “Весна”:

- А сейчас вы, ребята, отправляетесь к моей сестре …(читает загадку):

Солнце светит ярко:
И светло, и жарко,
А кругом трава, цветы,
Целый день броди, броди. (Лето.)

4. ретья остановка – “Лето”.

Выходит ученица – “Лето”. Читает стихотворение – загадку:

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
“Купайтесь! – приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я …(лето).

- Что вы можете рассказать о лете?

(Смотри файл “Приложение 1” Слайд № 8)

- А сейчас мои помощники – цветы поиграют с вами в игру “Кто быстрее?”. (Девочка – Ромашка и мальчик – Колокольчик в венках на голове раздают каждому ученику, вырезанный из бумаги, цветок (колокольчики – мальчикам, а ромашки – девочкам).

Ученица – “Лето”:

- По моей команде: “Лето!” все дети – цветы строятся в две колонны: за мальчиком – Колокольчиком и девочкой – Ромашкой. Кто быстрее?

- Победила команда …. А сейчас, ребята, вы будете работать в парах. Работа творческая. Задание такое: вырезать из цветной бумаги цветы и листья и выполнить аппликацию на цветном картоне на тему “Летний луг”. У кого получится красивее?

- Но перед работой давайте повторим правила по технике безопасности при работе с ножницами и клеем, правила личной гигиены и правила дружной работы. (Дети повторяют правила.)

Подведение итогов работы в виде выставки – презентации (по желанию детей – они могут рассказать стихотворения о лете.)

- А сейчас я загадаю вам загадки:

Тёплый, длинный – длинный день.
В полдень – крохотная тень.
Зацветает в воле колос,
Подаёт кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за месяц, подскажи-ка? (Июнь.)
Жаркий, знойный, душный день.
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его – вершина лета.
Что, скажи, за месяц это? (Июль.)

Листья клёна пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, подскажи! (Август.)

(Смотри файл “Приложение 1” Слайд № 9)

5. Четвёртая остановка – “ Осень”. Учитель читает загадку:

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень.)

Выходит ученица – “Осень”. Читает стихотворение – загадку:

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаясь сосен
И ёлочек. Я … (осень.)

(Смотри файл “Приложение 1” Слайд № 10)

- Какие изменения в природе происходят осенью?

- Не только поэты и композиторы в своих произведениях восхищались красотой природы и разными временами года, но и художники. Посмотрите на репродукцию картины и скажите, кто написал эту картину и как она называется? (Показ репродукции картины И. И.Левитана “Золотая осень”.)

- Рассмотрите внимательно репродукцию. Правдиво ли И.Левитан изображает осень?

- Какие настроения, чувства вызывает у вас картина И.Левитана?

- Почему?

- Картины каких художников, воспевающих красоту времён года, вы ещё знаете?

Ученица – “Осень”:

- А сейчас поиграем в игру “Осень”.

(Ученики делятся на две команды: девочки, мальчики. Ученица – “ Осень” читает стихотворение. По окончанию стихотворения необходимо собрать рассыпанные по комнате листья. Ученица – “Осень” словом “Дождь” останавливает игру. Кто больше?)

Осенние денёчки.
В саду большие лужи.
Последние листочки
Холодный ветер кружит.
Вон листочки жёлтые,
Вон листочки красные.
Соберём в корзинку
Мы листочки разные!
Будет в комнате красиво,
Скажет мама нам – спасибо.

- Отгадайте мои загадки:

Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь.)
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь.)

Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь.)

(Смотри файл “Приложение 1” Слайд № 11)

6. Итоги занятия.

- А сейчас я прочитаю вам рассказ К.Д.Ушинского “Четыре желания”.

(Учитель читает рассказ.)

Четыре желания.

Была зима. Митя катался на саночках с ледяной горы, прибежал домой румяный и говорит отцу:

- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё время зима была.

Отец записал слова Мити в свою карманную книжку.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы постоянно была весна.

Отец записал это желание Мити.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос.

Весь день веселился мальчик: набрал грибов, ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

- Я бы желал, чтобы лету конца не было.

Отец записал и эти слова Мити.

Наступила осень. В саду собирали плоды: румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

- Осень лучше всех времён года!

Отец развернул свою записную книжку и показал Мите, что он то же самое говорил о весне, зиме и лете.

(К. Д. Ушинский.)

- Сколько времён года?

- Чем хороши осень, зима, весна, лето?

- Какое время года вам больше всего нравится?

- Почему?

Рисование.

- Нарисуйте любимое время года.

Выставка рисунков.

Список литературы.

  1. Карпенко М.Т. Сборник загадок. – М., 1987.
  2. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М.: “ВАКО”, 2005.