Цели:
- подвести учащихся к пониманию основной мысли произведения, посредством анализа содержания сказки;
- развивать речь и умение работать с текстом;
- способствовать формированию нравственных качеств; формировать систему читательских умений.
Оборудование:
- плакаты с выражением из начала и конца сказки, чертами характера лягушки,
- памятка выразительного чтения,
- таблицы с речевой разминкой,
- карточки с заданиями для групповой работы и индивидуальные карточки для теста.
Ход работы
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка.
- Урок начинаем с речевой разминки, для чёткого и правильного произношения звуков.
- Читайте, выделяя голосом тот слог, на который я указываю.
А О У Я ЛА ЛО ЛУ ЛЯ АМ ОМ УМ ИМ ЯМ
III. Актуализация знаний.
- Какие сказки называются литературными? Приведите пример.
- Какие сказки называются народными? Приведите пример.
- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
- Она литературная или народная? Докажите.
- Давайте вспомним, о чём эта сказка.
Краткий пересказ.
IV. Объявление темы урока. Постановка цели.
- Мы продолжим работу со сказкой Гаршина “Лягушка-путешественница”.
- Наша главная задача - определить основную мысль сказки. Для этого проанализируем текст.
V. Основной этап урока.
Работа по учебнику.
1. Правила выразительного чтения.
- Прежде чем мы начнём работать по учебнику, давайте вспомним правила выразительного чтения.
2. Беседа по произведению.
- Как автор относился к героине? Для ответа на этот вопрос, прочтите начало сказки до слов: “…продолжала нежиться”.
(Он её любит, она ему нравится, он ею восхищается).
- Посмотрите на выражения, которые использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке.
НАСЛАЖДАЛАСЬ
КАКАЯ ПРЕКРАСНАЯ
ВОСХИТИТЕЛЬНО
ПРИЯТНО
НЕЖИЛАСЬ
ПРИШЛА В ВОСТОРГ
- Согласны ли с тем, что именно эти выражения характеризуют его хорошее отношение к героине?
3. Знакомство с новыми выражениями.
- Итак, лягушке всё нравилось, она любовалась и восхищалась окружающим миром.
- Сегодня мы познакомимся с новым выражением, которое подходит нашей героине. А находится оно в нашей коробочке- копилке новых слов.
ВОЗВЫШЕННАЯ НАТУРА.
- Как вы понимаете это выражение?
- Так говорят о тех, кто как бы возвышается над другими в своих мыслях, чувствах. Они не похожи на окружающих и только чувствуют окружающий мир.
4. Анализ прочитанного.
- Докажите, глядя на записанные черты характера лягушки, что именно она была именно такой.
Вывод.
Итак, необыкновенная, замечательная лягушка стала путешественницей. Она поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга.
- Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).
- Так ли это? А вы уверены?
- Давайте обратимся к тексту.
Выборочное чтение.
“Хотела послушать, что о ней говорят…”, “…от высоты кружится голова, и я боюсь, вдруг мне сделается дурно…”.
- Так значит, ей вовсе не хотелось хвалиться, она просто боялась, что ей станет плохо. Согласны?
- Докажите, что это не так словами текста.
- Итак, Гаршин даёт нам новую характеристику лягушки:
ХИТРАЯ, ТЩЕСЛАВНАЯ. Главным качеством её было ХВАСТОВСТВО, которое её погубило. Ведь именно оно помешало ей довести до конца хорошо начатое дело. Проблема хвастовства лежит в основе произведения В.М.Гаршина “Лягушка- путешественница.
- Давайте, обратим внимание, как автор изобразил Лягушку в конце сказки.
Чтение от слов: “Это я! Это я! И с эти криком…” до слов: “…на краю деревни”.
- Посмотрите на доску и прочитайте ещё раз. Какими пользовался словами Гаршин в начале сказки.
- А теперь, какими он пользовался в конце.
ПОЛЕТЕЛА ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ
БЕДНАЯ СПУТНИЦА
ДРЫГАЛА ВСЕМИ ЛАПАМИ
БУЛТЫХНУЛАСЬ В ВОДУ
- Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине, судя по тому, как он описывает падение?
VI. Проверка понимания прочитанного.
1.Тестирование
- Возьмите карточки для тестирования. Выберите, правильный ответ на вопрос.
- Почему не состоялось путешествие Лягушки?
а) лягушки не умеют летать;
б) прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным;
в) из-за хвастовства, зазнайства лягушки.
2. Работа в группах.
Задания для групп.
- Подготовиться к чтению по ролям диалога. От слов “И добрые утки…” до слов: “…Это я!”
- Придумайте другой конец сказки, в котором Лягушка не была хвастливой.
- Иллюстрирование словами. Представьте, что вы художник. Опишите словами любой эпизод из сказки.
- Ответьте на вопрос.
Можно ли считать Лягушку смелой, находчивой, изобретательной, хвастливой? - Можно ли поговорку “Хвастовство наказывает” соотнести со сказкой “Лягушка- путешественница”? Докажите.
VII. Итог урока
- Чему научила вас эта сказка?
(Нельзя хвастаться, т. к. хвастовство мешает совершать хорошие поступки).