Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В течение 2006-2007 года развитие элементарных естественно научных представлений выделено как приоритетное направление в нашем детском учреждении.
Свою работу мы начали с создания предметно-развивающей среды, подбора литературы по данной проблеме. На базе уже имеющейся экологической комнаты была создана лаборатория по экспериментированию. Закуплены пластмассовые столы для экспериментирования, собран необходимый материал для проведения экспериментальной деятельности: разнообразные сосуды из различных материалов, бросовый и природный материал, приборы (песочные часы, компас, магниты, увеличительные стёкла).
В лаборатории по экспериментированию педагоги имеют возможность знакомить детей с различными свойствами веществ, развивать представление детей об основных явлениях.
Основными формами работы по формированию у детей элементарных естественнонаучных представлений выделены:
- организованные занятия;
- наблюдения;
- экспериментальная деятельность в лаборатории.
Занятие “Путешествие в страну звуков”
Задачи.
Познакомить детей с понятием “звук”, со строением человеческого уха – органа, воспринимающего звуки.
Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники.
Материал.
- музыкальные инструменты – бубен, трещотка, погремушка и т.д.,
- стеклянный стакан,
- гитара,
- вата,
- бросовый материал.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие – страну звуков. Чтобы попасть в эту страну, вам необходимо выполнить первое задание.
Эксперимент “Будь внимательным”
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и издаёт звуки с помощью различных предметов (бубен, барабан, трещотка и др.). Дети отгадывают, что звучит.
Определить отличие музыкальных звуков от звуков человеческой речи и звуков природы (шуршание осенних листьев, скрип снега и др.).
Появляется Дедушка АУ (в руках у него струнный инструмент – гитара).
Дедушка АУ. Здравствуйте, ребята! Я – весёлый старичок. Узнал, что вы собрались в страну звуков и принёс вам мой любимый музыкальный инструмент. Хотите поиграть на моём инструменте?
Дедушка АУ предлагает каждому ребёнку тронуть струну гитары, вслушаться в длящийся звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.
Что произошло?
Почему звук прекратился?
Вывод: Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.
Дедушка АУ. Ребята, а вы хотите послушать, как звучит волшебный стакан?
Извлечь звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекратить.
Когда же возникает звук?
Вывод - Звук возникает, когда происходит быстрое движение воздуха вперёд и назад – колебание воздуха.
Воспитатель. А какие предметы могут ещё звучать?
Ответы детей.
Физкультминутка.
Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами путешествуем по стране звуков, а как вы думаете почему мы слышим звуки?
Рассматривание схемы строения уха человека.
(Дать понятие ушная раковина, барабанная перепонка).
Дедушка АУ предлагает ребятам закрыть уши руками, ватными тампончиками и послушать звук колокольчика.
Что происходит?
Выводы.
- Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по воздуху или по другому предмету, если тот находится рядом. Колебания начинают распространяться по заполняющему всё вокруг воздуху, их энергия воздействует, и мы слышим звук.
- Орган слуха у человека – уши. Если уши закрыты руками или ватой, то звуки слышаться хуже, отдалённо. Это происходит потому, что колебания воздуха встречают препятствия и не могут проникнуть к барабанной перепонке.
- Уши необходимо беречь от громких звуков: не включать громко магнитофон, телевизор, чтобы сохранить здоровье.
Результаты фиксируют в дневнике экспериментов.
Дедушка АУ. Ребята, жители страны звуков предлагают вам сделать весёлые музыкальные инструменты на память о нашем путешествии.
Изготовление шумовых музыкальных инструментов из бросового материала.