Интегрированный экономико-географический КВН "Вместе весело шагать по просторам…"

Разделы: География, Внеклассная работа, Экономика


(КВН проводится в первой четверти учебного года)

Цели:

1. Актуализация полученных знаний в рамках интеграции двух школьных предметов: экономики и географии

2. Практическое использование теоретических умений применительно к современной экономической ситуации в России с учетом географического положения отдельных регионов нашей страны

3. Развитие коммуникативных навыков и навыков работы в мини-группе

4. Развитие творческой активности учащихся

Подготовительный этап:

Учащиеся трех 9-х классов отобрали для участия в КВН по 5 человек для работы в командах и по 5 человек болельщиков, которые могут принести основной команде дополнительные баллы.

Командам даны следующие домашние задания:

1. По жребию участники КВН разыграли предлагаемые учителем названия команд: “Брокеры”, “Предприниматели”, “Менеджеры”. В приветствии необходимо в занимательной форме как можно точнее обыграть названия своих команд;

2. Подготовить компьютерную презентацию рекламных проектов любых школьных принадлежностей по выбору команды (с элементами юмора);

3. Болельщики готовят собственное домашнее задание: необходимо изобразить бренды следующих фирм: “Мурманские кроссовки”, “Архангельские утюги”, “Вологодский лимонад”

Оборудование, материалы:

Персональный компьютер, проектор, демонстрационный экран, географические атласы “География России, 9 класс”, настенная физическая карта России, комплексная карта Восточной Сибири, писчебумажные принадлежности, бланки подведения итогов для жюри, грамоты для награждения команды-победителя и самого активного болельщика.

Ход КВН

В начале КВН ведущий учитель представляет командам членов жюри, которые отобраны из учащихся 11-х классов и учителей соответствующих специальностей (не более 5 человек).

1-й этап “Приветствие команд”

Команды в соответствии со своими названиями разыгрывают мини-представления. Жюри оценивает домашнее задание по следующим критериям:

Название команды Соответствие выступления названию команды Юмор Актерское мастерство Итого
“Менеджеры”        
“Предприниматели”        
“Брокеры”        

Максимальное количество баллов по каждому критерию – 5 баллов, минимальное количество – 1 балл.

2-й этап “Разминка”

Командам раздаются на отдельных листах задания (пять вопросов по географии и пять вопросов по экономике). Команды отвечают в письменном виде на поставленные вопросы.

Вопросы разминки:

  1. Почему предприятия по производству легких металлов тяготеют к ГЭС?
    Ответ: ГЭС – источник относительно дешевой электроэнергии, а для производства легких металлов необходима электроэнергия в большом объеме
  2. Каков состав топливно-энергетического комплекса?
    Ответ: а) предприятия по добыче и переработке всех видов топлива (топливная промышленность), б) производство электроэнергии (ГЭС, ТЭС, АЭС и альтернативные), в) транспортировка и доставка потребителю (нефте- и газопроводы, ЛЭП)
  3. Почему заводы передельной металлургии расположены вблизи машиностроительных центров?
    Ответ: машиностроительные заводы являются одновременно поставщиками металлолома и основными потребителями металла.
  4. Назвать крупнейшие металлургические предприятия Урала.
    Ответ: Новотроицк, Челябинск, Магнитогорск, Нижний Тагил
  5. Каковы особенности руд цветных металлов?
    Ответ: а) низкое содержание металла в руде, б) эти руды комплексные
  6. Старик Хоттабыч после исследования своей бороды обнаружил, что волосы, вырванные для исполнения желаний, вырастают после этого незамедлительно. Можно ли сказать, что у старика Хоттабыча, который очень не любит учиться, есть необходимость в изучении экономики?
    Ответ: Нет, так как для него не существует проблемы ограниченности ресурсов
  7. “Они – великий освободитель. С ними личность становится независимой, может жить, где пожелает”;
    “Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им”;
    “Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы”
    О чем все эти слова?
    Ответ: о деньгах.
  8. Первоначально цена на аналогичный товар в двух магазинах была одинаковой. В первом магазине цену сначала понизили на 20 %, а потом еще на 20 %, а во втором магазине ее сразу снизили на 40 %. Одинаковы ли стали цены в магазинах?
    Ответ: в первом магазине цена стала выше, чем во втором магазине, на 4 %.
  9. Найти экономические термины в ребусах:
  10.  

Ответы: цена, сделка, деньги, банк, покупатель.

10. Кощей Бессмертный решил заниматься бальными танцами (чтобы поразить свою будущую невесту, Василису Прекрасную, грацией и ловкостью). Посещение занятий в танцевальном клубе – дело дорогостоящее. Поэтому при наличии ограниченных денежных средств у Кощея (заканчивается последний сундук с сокровищами), ему придется отказаться от затрат на удовлетворение других своих потребностей. Что в данном случае не может выступать в качестве альтернативной стоимости выбора Кощея? Ответ объяснить.

А) затраты на посещение клуба “Для тех, кому за …”

Б) затраты на проведение пластической операции в частной клинике “Баба Яга и К?”

В) затраты на питание и одежду (латы, шлем и т.п.)

Г) затраты на занятия верховой ездой в спортивной секции с Коньком-Горбунком

Ответ: Затраты на еду и одежду не могут являться альтернативной стоимостью, так как эти затраты неизбежны в любом случае – от них Кощей не может отказаться.

За каждый правильный ответ начисляется по 2 балла, ответ с недочетом – 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов.

Название команды № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 № 10 Итого
                       
                       
                       

Конкурс для болельщиков

Во время разминки команды болельщиков представляют в жюри подготовленные заранее бренды шуточных фирм “Мурманские кроссовки”, “Архангельские утюги”, “Вологодский лимонад” (на альбомных листах A4)

Жюри оценивает оригинальность изображения бренда, отражение географических особенностей данной фирмы, а также соблюдение основных требований, предъявляемых к брендам со стороны маркетинга.

Примеры двух брендов:

 

“Мурманские кроссовки” “Архангельские утюги”

Максимальное количество баллов – 10, минимальное – 3 балла

 3-й этап. “Блиц для капитанов”

Капитаны каждой команды по очереди отвечают на поставленные вопросы:

1. Назвать четыре основных фактора производства (экономических ресурса) (ответ: земля, труд, капитал, предпринимательство)

2. Какое нефтяное месторождение для России является самым перспективным (ответ: шельфы морей)

3. Какой вид угля используется в металлургии (ответ: коксующийся)

4. Из каких городов протянуты крупнейшие газопроводы (ответ: Уренгой, Оренбург)

5. Какие отрасли входят в первичный сектор экономики (ответ: добывающие отрасли)

6. Назовите монополиста газовой промышленности в России (ответ: РАО “Газпром”)

7. К какой экономической системе можно отнести экономику современной России (ответ: переходный этап от преимущественно командной к рыночной экономической системе)

8. В чем необходимость топливно-энергетического комплекса (ТЭК) для экономики России (ответ: а) ТЭК дает около 40% доходной части государственного бюджета; б) холодный климат страны вызывает необходимость обогрева)

9. Снижение уровня безработицы за последний год в России можно отнести к макро- или микроэкономическому явлению (ответ: к макроэкономическому явлению)

10. Какое место в мире занимает Россия по запасам газа (ответ: первое)

11. Главный итог специализации труда (ответ: рост производительности труда)

12. Какая отрасль экономики способствовала развитию торговли? (ответ: транспорт)

За каждый правильный ответ команде начисляется по 1 баллу:

Название команды № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 № 10 № 11 № 12 Итого
                           
                           
                           

4-й этап “Рекламный проект школьных принадлежностей”

Учащиеся демонстрируют компьютерные презентации собственных рекламных проектов школьных принадлежностей (рекламы созданы с использованием возможностей Microsoft Office PowerPoint 2003). В частности, были показаны юмористические рекламные ролики сборника готовых домашних заданий, реклама альтернативного использования обычной шариковой ручки, новая разработка калькулятора для школьников. Жюри оценивало проекты по следующим критериям:

Название команды Соблюдение требований Закона РФ
“О рекламе”
Соответствие рекламного ролика заявленным характеристикам товара Оформление работы Итого
         
         
         

Максимальное количество баллов по каждому критерию – 5 баллов, минимальное количество – 1 балл

5-й этап “Создание мини-проекта “Освоение Восточной Сибири”

Каждая команда получает задание высказать свои предположения по вопросу возможности освоения территории Восточной Сибири на ближайшую перспективу. Одна из команд рассматривает данную проблему с точки зрения размещения трудовых ресурсов, вторая команда – с точки зрения использования капитальных ресурсов, третья – рассказывает о разведанных природных ресурсах (фактор производства – земля).

На выполнение задания командам дается 10-12 минут. Учащиеся используют при подготовке проектов географические атласы, настенные карты России, Восточной Сибири

Во время выполнения задания команды болельщиков участвуют в игре “Наоборот”.

За неделю до проведения КВН учащимся школы было предложено ответить на вопросы о известных им денежных единицах (кроме наиболее популярных – рубль, доллар, евро), а также о самых известных вулканах в мире. Полученные ответы систематизировались и были отобраны по пять самых часто упоминаемых. На демонстрационный экран выведены эти пять популярных ответов, пока закрытые от болельщиков. Самый редкий ответ принесет команде 5 баллов, самый часто упоминаемый – 1 балл. По мере отгадывания правильные ответы открываются на экране. Ответы расположились так (в порядке убывания) -

Денежные единицы:

  • Украинская гривна – 1 балл
  • Монгольский тугрик – 2 балл
  • Английский фунт стерлингов – 3 балла
  • Японская иена – 4 балла
  • Шведская крона – 5 баллов

Вулканы:

  • Ключевская сопка – 1 балл
  • Килиманджаро – 2 балла
  • Везувий – 3 балла
  • Кракатау – 4 балла
  • Этна – 5 баллов

(Надо отметить, что в других учебных заведениях, в других регионах может сформироваться свой рейтинг популярности в данных номинациях).

Далее команды защищают свои мини-проекты возможности освоения Восточной Сибири с наши дни и на перспективу. Оценивается аргументированность, полнота ответа, фактическое знание современного экономического и географического состояния этого региона. Максимальное количество баллов – 15, минимальное – 5 баллов.

По окончании КВН жюри подводит итоги и награждает победителей и самых активных болельщиков, принесших наибольшее количество баллов своей команде.

Использованная литература.

  1. И.В. Липсиц, “Экономика”, 1-я часть, - М., Вита-пресс, 2003
  2. Е.В. Савицкая, “Рабочая тетрадь по экономике”, 9 класс, № 1, - М., Вита-пресс, 2006
  3. Е.В. Савицкая, “Уроки экономики в школе”, 1-я часть, - М., Вита-пресс, 2003
  4. Г.А. Сафронова “Поурочные планы по учебнику И.В. Липсица для 7-8 классов”, - Волгоград, Учитель, 2006
  5. Т.Н. Стариченко “Практикум. Экономика”, - М., издательство НЦ ЭНАС, 2004
  6. В.П. Дронов, И. И. Баринова “География России, 9 класс”, - М., Дрофа, 2005
  7. “Географический атлас, 9 класс”, - М., АСТ - пресс, 2007