(КВН проводится в первой четверти учебного года)
Цели:
1. Актуализация полученных знаний в рамках интеграции двух школьных предметов: экономики и географии
2. Практическое использование теоретических умений применительно к современной экономической ситуации в России с учетом географического положения отдельных регионов нашей страны
3. Развитие коммуникативных навыков и навыков работы в мини-группе
4. Развитие творческой активности учащихся
Подготовительный этап:
Учащиеся трех 9-х классов отобрали для участия в КВН по 5 человек для работы в командах и по 5 человек болельщиков, которые могут принести основной команде дополнительные баллы.
Командам даны следующие домашние задания:
1. По жребию участники КВН разыграли предлагаемые учителем названия команд: “Брокеры”, “Предприниматели”, “Менеджеры”. В приветствии необходимо в занимательной форме как можно точнее обыграть названия своих команд;
2. Подготовить компьютерную презентацию рекламных проектов любых школьных принадлежностей по выбору команды (с элементами юмора);
3. Болельщики готовят собственное домашнее задание: необходимо изобразить бренды следующих фирм: “Мурманские кроссовки”, “Архангельские утюги”, “Вологодский лимонад”
Оборудование, материалы:
Персональный компьютер, проектор, демонстрационный экран, географические атласы “География России, 9 класс”, настенная физическая карта России, комплексная карта Восточной Сибири, писчебумажные принадлежности, бланки подведения итогов для жюри, грамоты для награждения команды-победителя и самого активного болельщика.
Ход КВН
В начале КВН ведущий учитель представляет командам членов жюри, которые отобраны из учащихся 11-х классов и учителей соответствующих специальностей (не более 5 человек).
1-й этап “Приветствие команд”
Команды в соответствии со своими названиями разыгрывают мини-представления. Жюри оценивает домашнее задание по следующим критериям:
Название команды | Соответствие выступления названию команды | Юмор | Актерское мастерство | Итого |
“Менеджеры” | ||||
“Предприниматели” | ||||
“Брокеры” |
Максимальное количество баллов по каждому критерию – 5 баллов, минимальное количество – 1 балл.
2-й этап “Разминка”
Командам раздаются на отдельных листах задания (пять вопросов по географии и пять вопросов по экономике). Команды отвечают в письменном виде на поставленные вопросы.
Вопросы разминки:
- Почему предприятия по производству легких
металлов тяготеют к ГЭС?
Ответ: ГЭС – источник относительно дешевой электроэнергии, а для производства легких металлов необходима электроэнергия в большом объеме - Каков состав топливно-энергетического
комплекса?
Ответ: а) предприятия по добыче и переработке всех видов топлива (топливная промышленность), б) производство электроэнергии (ГЭС, ТЭС, АЭС и альтернативные), в) транспортировка и доставка потребителю (нефте- и газопроводы, ЛЭП) - Почему заводы передельной металлургии
расположены вблизи машиностроительных центров?
Ответ: машиностроительные заводы являются одновременно поставщиками металлолома и основными потребителями металла. - Назвать крупнейшие металлургические
предприятия Урала.
Ответ: Новотроицк, Челябинск, Магнитогорск, Нижний Тагил - Каковы особенности руд цветных металлов?
Ответ: а) низкое содержание металла в руде, б) эти руды комплексные - Старик Хоттабыч после исследования своей
бороды обнаружил, что волосы, вырванные для
исполнения желаний, вырастают после этого
незамедлительно. Можно ли сказать, что у старика
Хоттабыча, который очень не любит учиться, есть
необходимость в изучении экономики?
Ответ: Нет, так как для него не существует проблемы ограниченности ресурсов - “Они – великий освободитель. С ними личность
становится независимой, может жить, где
пожелает”;
“Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им”;
“Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы”
О чем все эти слова?
Ответ: о деньгах. - Первоначально цена на аналогичный товар в двух
магазинах была одинаковой. В первом магазине
цену сначала понизили на 20 %, а потом еще на 20 %, а
во втором магазине ее сразу снизили на 40 %.
Одинаковы ли стали цены в магазинах?
Ответ: в первом магазине цена стала выше, чем во втором магазине, на 4 %. - Найти экономические термины в ребусах:
Ответы: цена, сделка, деньги, банк, покупатель.
10. Кощей Бессмертный решил заниматься бальными танцами (чтобы поразить свою будущую невесту, Василису Прекрасную, грацией и ловкостью). Посещение занятий в танцевальном клубе – дело дорогостоящее. Поэтому при наличии ограниченных денежных средств у Кощея (заканчивается последний сундук с сокровищами), ему придется отказаться от затрат на удовлетворение других своих потребностей. Что в данном случае не может выступать в качестве альтернативной стоимости выбора Кощея? Ответ объяснить.
А) затраты на посещение клуба “Для тех, кому за …”
Б) затраты на проведение пластической операции в частной клинике “Баба Яга и К?”
В) затраты на питание и одежду (латы, шлем и т.п.)
Г) затраты на занятия верховой ездой в спортивной секции с Коньком-Горбунком
Ответ: Затраты на еду и одежду не могут являться альтернативной стоимостью, так как эти затраты неизбежны в любом случае – от них Кощей не может отказаться.
За каждый правильный ответ начисляется по 2 балла, ответ с недочетом – 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов.
Название команды | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 | Итого |
Конкурс для болельщиков
Во время разминки команды болельщиков представляют в жюри подготовленные заранее бренды шуточных фирм “Мурманские кроссовки”, “Архангельские утюги”, “Вологодский лимонад” (на альбомных листах A4)
Жюри оценивает оригинальность изображения бренда, отражение географических особенностей данной фирмы, а также соблюдение основных требований, предъявляемых к брендам со стороны маркетинга.
Примеры двух брендов:
“Мурманские кроссовки” “Архангельские утюги”
Максимальное количество баллов – 10, минимальное – 3 балла
3-й этап. “Блиц для капитанов”
Капитаны каждой команды по очереди отвечают на поставленные вопросы:
1. Назвать четыре основных фактора производства (экономических ресурса) (ответ: земля, труд, капитал, предпринимательство)
2. Какое нефтяное месторождение для России является самым перспективным (ответ: шельфы морей)
3. Какой вид угля используется в металлургии (ответ: коксующийся)
4. Из каких городов протянуты крупнейшие газопроводы (ответ: Уренгой, Оренбург)
5. Какие отрасли входят в первичный сектор экономики (ответ: добывающие отрасли)
6. Назовите монополиста газовой промышленности в России (ответ: РАО “Газпром”)
7. К какой экономической системе можно отнести экономику современной России (ответ: переходный этап от преимущественно командной к рыночной экономической системе)
8. В чем необходимость топливно-энергетического комплекса (ТЭК) для экономики России (ответ: а) ТЭК дает около 40% доходной части государственного бюджета; б) холодный климат страны вызывает необходимость обогрева)
9. Снижение уровня безработицы за последний год в России можно отнести к макро- или микроэкономическому явлению (ответ: к макроэкономическому явлению)
10. Какое место в мире занимает Россия по запасам газа (ответ: первое)
11. Главный итог специализации труда (ответ: рост производительности труда)
12. Какая отрасль экономики способствовала развитию торговли? (ответ: транспорт)
За каждый правильный ответ команде начисляется по 1 баллу:
Название команды | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 | № 11 | № 12 | Итого |
4-й этап “Рекламный проект школьных принадлежностей”
Учащиеся демонстрируют компьютерные презентации собственных рекламных проектов школьных принадлежностей (рекламы созданы с использованием возможностей Microsoft Office PowerPoint 2003). В частности, были показаны юмористические рекламные ролики сборника готовых домашних заданий, реклама альтернативного использования обычной шариковой ручки, новая разработка калькулятора для школьников. Жюри оценивало проекты по следующим критериям:
Название команды | Соблюдение требований
Закона РФ “О рекламе” |
Соответствие рекламного ролика заявленным характеристикам товара | Оформление работы | Итого |
Максимальное количество баллов по каждому критерию – 5 баллов, минимальное количество – 1 балл
5-й этап “Создание мини-проекта “Освоение Восточной Сибири”
Каждая команда получает задание высказать свои предположения по вопросу возможности освоения территории Восточной Сибири на ближайшую перспективу. Одна из команд рассматривает данную проблему с точки зрения размещения трудовых ресурсов, вторая команда – с точки зрения использования капитальных ресурсов, третья – рассказывает о разведанных природных ресурсах (фактор производства – земля).
На выполнение задания командам дается 10-12 минут. Учащиеся используют при подготовке проектов географические атласы, настенные карты России, Восточной Сибири
Во время выполнения задания команды болельщиков участвуют в игре “Наоборот”.
За неделю до проведения КВН учащимся школы было предложено ответить на вопросы о известных им денежных единицах (кроме наиболее популярных – рубль, доллар, евро), а также о самых известных вулканах в мире. Полученные ответы систематизировались и были отобраны по пять самых часто упоминаемых. На демонстрационный экран выведены эти пять популярных ответов, пока закрытые от болельщиков. Самый редкий ответ принесет команде 5 баллов, самый часто упоминаемый – 1 балл. По мере отгадывания правильные ответы открываются на экране. Ответы расположились так (в порядке убывания) -
Денежные единицы:
- Украинская гривна – 1 балл
- Монгольский тугрик – 2 балл
- Английский фунт стерлингов – 3 балла
- Японская иена – 4 балла
- Шведская крона – 5 баллов
Вулканы:
- Ключевская сопка – 1 балл
- Килиманджаро – 2 балла
- Везувий – 3 балла
- Кракатау – 4 балла
- Этна – 5 баллов
(Надо отметить, что в других учебных заведениях, в других регионах может сформироваться свой рейтинг популярности в данных номинациях).
Далее команды защищают свои мини-проекты возможности освоения Восточной Сибири с наши дни и на перспективу. Оценивается аргументированность, полнота ответа, фактическое знание современного экономического и географического состояния этого региона. Максимальное количество баллов – 15, минимальное – 5 баллов.
По окончании КВН жюри подводит итоги и награждает победителей и самых активных болельщиков, принесших наибольшее количество баллов своей команде.
Использованная литература.
- И.В. Липсиц, “Экономика”, 1-я часть, - М., Вита-пресс, 2003
- Е.В. Савицкая, “Рабочая тетрадь по экономике”, 9 класс, № 1, - М., Вита-пресс, 2006
- Е.В. Савицкая, “Уроки экономики в школе”, 1-я часть, - М., Вита-пресс, 2003
- Г.А. Сафронова “Поурочные планы по учебнику И.В. Липсица для 7-8 классов”, - Волгоград, Учитель, 2006
- Т.Н. Стариченко “Практикум. Экономика”, - М., издательство НЦ ЭНАС, 2004
- В.П. Дронов, И. И. Баринова “География России, 9 класс”, - М., Дрофа, 2005
- “Географический атлас, 9 класс”, - М., АСТ - пресс, 2007