Студия арттерапии для детей с нарушением интеллекта, как одна из форм внеклассной работы в коррекционной школе

Разделы: Внеклассная работа


В последние годы проблема воспитания  детей с нарушением интеллекта и отклонениями в развитии приобрела особую остроту. За последние 10 лет число детей, страдающих различными психическими расстройствами, увеличилось почти на четверть. По заключению наших медиков, к окончанию школы молодой человек имеет набор заболеваний, в прошлом характерный для лиц среднего и пожилого возраста. Серьезную озабоченность медиков и педагогов вызывает не только ухудшение соматического здоровья и снижения интеллекта у наших детей, но и участившиеся случаи немотивированной агрессии, вандализма, асоциальных явлений и суицидов. При этом дети оказались не просто предоставлены сами себе, они находятся под мощным прессингом рекламных предложений «нового» стиля жизни. СМИ, реализуя свои коммерческие цели, фактически навязывают потребительство, бездумно-«отвязный» образ жизни, пропагандируют жестокость и насилие.
Студия арт-терапии  для детей с нарушением  интеллекта  это одна из форм внеклассной работы в специальных коррекционных школах 8 вида.
Современные исследователи (В.Н.Коропулина, М.Н.Смирнова, Н.О.Гордеева и др.) оп­ределяют арт-терапию, как способ и техноло­гию реабилитации лиц с ограниченными воз­можностями средствами искусства и художе­ственной деятельностью, базирующиеся на способности человека к образному восприятию окружения и упорядочиванию своих свя­зей с ним в любой художественной, символи­ческой форме. Рассматривая рисование, как своеобразный рассказ о своем индивидуальном развитии и формировании отдельных систем организма, Л.С.Выготский писал, что рисование не прос­то способствует развитию, но и связывает между собой такие важнейшие функции как зрение, речь, мышление двигательную коор­динацию. С тем, чтобы проследить, какого типа реакции могут возникать у человека при предъявлении ему произведения изобразительного искусства, мною был проведен эксперимент с детьми.

Эксперимент « Мои впечатления о картине»

В эксперименте участвовали трое второклассников, которым было дано задание вспомнить картину, которая произвела на них впечатление и попытаться по памяти нарисовать ее. Дети задание выполнили, нарисовали мальчика и два натюрморта – все картины они видели на выставке в художественной школе. Цель эксперимента проследить механизм восприятия произведений изобразительного искусства.
Из разговора с детьми удалось выяснить следующее. Момент явного предпочтения картины у всех троих сопровождался ощущением, что эта картина смотрит на меня, хотя  внимание детей привлекали разные детали картин. Способы дальнейшего взаимодействия с картиной дети определили так: хочется туда ходить и смотреть на эту картину еще и еще; приятно ее вспоминать; если бы захотел, мог бы ее для себя перерисовать; больше люблю не смотреть, а объяснять картину; когда картина нравится, хочется рисовать что-то свое.

Напрашивается вывод: на основании эксперимента с младшими школьниками можно выделить несколько уровней, обеспечивающих механизм взаимодействия ребенка с произведением изобразительного искусства. Эти уровни соотносимы с основными психическими процессами: ощущением (картина смотрит на меня), восприятием (хочу ее смотреть еще,  перерисовывать), эмоциями (картина затронула душу),  памятью (вспоминать о ней и рисовать по памяти), представлением и воображением (дам картине свое название и еще по-своему дорисую ее), мышлением (объяснять картину), творческой самореализацией (рисовать под впечатлением от картины что-то свое).

Коррекционная значимость в арт-терапии проявляется в следующем:

  • предоставление ребенку неограниченных возможностей для самовыражения и саморегуляции в продуктах творчества;
  • последовательное развитие аффекта и изменение его психологического содержания: от актуализации негативного объекта и его эмоционального отреагирования – к формированию позитивного аффекта, связанного с получением удовольствия, удовлетворения любознательности ребенка в форме изодеятельности;
  • проявление интереса к результатам творчества ребенка со стороны окружающих повышает самооценку ребенка и степень его самопринятия.

Основная задача арт-терапии с помощью изобразительного искусства научить детей выражать свои чувства и сформировать у них позитивное мировосприятие. В ходе занятий снимается психо-эмоциональное напряжение и излишнее возбуждение детей, они чувствуют свою успешность и одобрение со стороны взрослых. Для арт-терапевта очень важно создать в студии атмосферу принятия. Поскольку главная цель занятий – самовыражение ребенка, гармоничное развитие личности и преодоление психологических трудностей. Еще один принцип арт-терапии – конфиденциальность. Дети знают: все работы, в которых они показали свое отношение к миру и выразили свои чувства, важны и значимы, их никто не выбросит и не отдаст, они будут храниться в помещении студии. Программа занятий в студии  включает упражнения на свободную тему, рисунки на заданную тему, которые впоследствии обсуждаются арт-терапевтом в группе студийцев, а потом анализируются совместно с психологом. В ходе этого анализа выявляются психо-эмоциональное состояние и проблемы каждого ребенка, обсуждаются пути их решения. Все дети любят рисовать, для них рисование – одно из любимых занятий. Причем в арт-терапии можно пренебречь общепринятыми способами: допустимо обойтись без помощи кисти и рисовать пальцами, ладонью, либо целым пучком карандашей. Обычно ребенок на предложение порисовать отвечает: «Я не умею». По мнению арт-терапевта, этого барьера в сознании быть не должно – раз мы научились читать и писать, значит, мы способны научиться рисовать и получать от этого удовольствие.

Методика арт-терапии такова: на первом этапе происходит знакомство с ребятами, оценка того, что каждый из них хочет и может. Не менее важно сформировать группу, установить эмоциональный контакт с детьми, создать доброжелательную атмосферу, необходимую для совместного обсуждения рисунков, научить их совместному творчеству. И хотя обучение живописи, не является главной целью в студии, но дети постепенно овладевают простейшими навыкам изобразительного искусства. У детей с нарушением интеллекта очень бедное цветовосприятие мира, порой они не знают основных цветов. Часто ребенок не может сосредоточиться, понять задание, что хочет ему сказать педагог, поэтому в начале занятия следует включить упражнения для развития слуховых анализаторов «Назови звуки, которые ты слышишь», «Повтори, за лошадкой», «Повтори за мной». Успешно помогают упражнения для развития зрительного восприятия, устойчивости внимания, упражнения для развития мелкой и общей моторики, тактильного восприятия. Очень помогают в конце занятия для поднятия жизненного тонуса и снятия психо-эмоционального напряжения, расслабляющие и дыхательные упражнения. Одно из первых упражнений, показывающих, насколько развито у ребенка воображение, требуется дорисовать по заданному графическому знаку картину. Сами знаки могут быть одинаковыми или похожими, а рисунки получаются разные: кто-то увидел в волнистой линии море, а кто-то  змею. Занятие» Я – вода» дает представление  о способностях ребенка и  его внутреннем мире. Для арт-терапевта имеет значение все – композиция картины, колорит, соотношение предметов по размеру, тема и даже то, как назовет ребенок свое произведение. Рисуют ребята на больших листах, на которых ребенок может выразить себя. Немаловажное значение играет использование профессиональных инструментов художника. За одно занятие каждый успевает нарисовать несколько картин, которые сразу же вывешиваются и обсуждаются. Еще один принципиальный момент: ребята самостоятельно решают, приходить в студию или нет – никто их не принуждает и не спрашивает «за прогулы». Сегодня в студии около 20 человек, но далеко не все регулярно посещают занятия, да и разместиться в небольшом кабинете практически негде, поэтому они разделены на подгруппы. Очень много может рассказать специалисту автопортрет юного художника, а также рисунок на тему «Мои страхи». Считается, что изображение своих страхов – первый этап в их преодолении. Например, на одном из рисунков на эту тему были изображены три  явно неприятных автору фигуры.

Мною было сделано предположение, что ребенок боится одноклассников. Оказалось, что все сложнее. Выяснилось, что здесь нарисован один и тот же мальчик, с которым у автора рисунка был конфликт, только в трех лицах. В ходе беседы с арт-терапевтом была высказана такая мысль: если изображённый на портрете мальчик так многолик, то наверняка он интересный человек, и стоит попробовать найти его положительные стороны. Обычно о быстрых результатах занятий арт-терапией говорить не приходится – это процесс длительный, сложный и тонкий, позитивные изменения происходят постепенно, однако в этом случае можно говорить и о результате: автор картины снял свое негативное отношение к изображенному мальчику и подружился с ним.  Занятия в изостудии это часть комплексной программы, где включены и разделы по декоративно-прикладному искусству. Дети посещают выставки в художественной школе, слушают музыку, читают литературные произведения.
В практике арт-терапии можно применять следующие типы заданий и упражнений:

Предметно-тематический тип – рисование на свободную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими  людьми.
Темы: «Моя семья», «Я в школе», «Я дома», «Я, какой я сейчас», «Я в будущем», «Нарисуй свой мир», «Мой самый хороший поступок» и.д.

Образно-символический тип – изображение ребенком абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов, таких так понятия «добро», «зло», «счастье», «радость».

Упражнения на развитие образного восприятия, воображения:

  • рисование по точкам (дорисуй, докрась);
  • волшебные кляксы (назвать, придумать);
  • рисование в воздухе (повторить);
  • графическая музыка (закрыть глаза и вести линии в соответствии с воспроизводимой мелодией, найти в этих линиях образы и обвести карандашом).

Игры с изобразительным материалом

Дети экспериментируют с красками, карандашами, бумагой, пластилином с целью изучения их свойств и экспрессивных возможностей:

  • рисунок на асфальте;
  • рисунок на стекле,
  • восковой рисунок (бумага натирается свечой, дети поверх рисуют красками);
  • пластилиновая живопись;
  • отпечатки;
  • рисование спиралеобразными линиями;
  • пальцевая живопись;
  • «танцующие руки» (детям предлагается взять мелки, лечь спиной на бумагу. Включается оживленная музыка. Дети одновременно двумя руками рисуют по бумаге в такт музыке, затем рисунки обсуждаются);
  • «волшебный салют» (на полу расстилают большой лист бумаги. Детям дают жидкие краски, кисти. Манипулируя любым образом кистью, даётся задание, брызгать краску на лист бумаги, устраивая «волшебный салют»);
  • работа с глиной;
  • лепка из солёного теста;
  • работа с бумагой;
  • коллаж;
  • папье-маше.

Таким образом, арт-терапия или терапия искусством, позволяет более успешно ре­шать вопросы коррекции личности ребенка с нарушением интеллекта. Отмечается положительная динамика в отношениях между детьми, повышение самооценки ребенка и степень его самопринятия. В изодеятельности удовлетворяется любознательность, формируется позитивный аффект, связанный с получением удовольствия. Повышенная тревожность, страхи, «фобические» реакции постепенно отступают. Целительная сила искусства настолько сильна, что позволяет успешно социально адаптировать детей с отклонениями в развитии в современном обществе, корректировать его личность. Она заключена в самой её природе, как отражение всеобщей системной гармонии мира.

Список литературы:

1. Копытин А.И. «Основы арт-терапии», 1999.
2.  Кряжева Л.Л. «Мир детских эмоций», 2000.
3. «РФ. Сегодня», журнал Федерального собрания-парламента РФ, № 12, 2004.