Урок "Лишайники" 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Концептуальная цель преподавания: “Развитие потребности в познании и понимании целостной картины мира, взаимосвязи человека и природы”

Тип урока: проблемно-поисковый.

Стратегическая цель урока: Развитие умения использовать информационные ресурсы.

Задачи урока:

1 .Изучить особенности строения, питания, размножения лишайников, как симбиотических организмов.

2..Определить значение лишайников в природе и в жизни человека.

3. Отрабатывать умения работы с натуральными обьектами и коллекциями.

4. Развивать понятие о многообразии живых организмов.

Проблема: дети поверхностно знают о лишайниках.

Проблемный вопрос: Почему лишайники встречаются во всех природных зонах?

Варианты ответов:

1. Это симбиотические организмы.

2. Состоят из гриба и водоросли.

3. Переносят засуху и мороз.

4. Легко размножаются и переносятся на большие расстояния

Оптимальный вариант: это симбиотические организмы, легко размножаются, переносят засуху и мороз, неприхотливые, могут обходиться без воды.

Оборудование: медиапроектор, экран, компьютер, электронная презентация “ Лишайники”, коллекции, натуральные обьекты, опыт, выявляющий строение лишайников.

Приложение

Комментарий хода урока Развитие качеств личности Формирование ключевых компетенций
Учитель приветствует детей; создается настрой на урок чтением стихотворения С.Погореловского “Лес” и демонстрацией натурального обьекта в исполнении учащихся.

Учитель задает вопрос: “Что мы сегодня будем изучать?”

Учащиеся определяют тему урока, проектируется слайд 2.

Чувство прекрасного,
Аудиальный и визуальный канал восприятия
 
Учитель обращает внимание на слайд 5: “ Какую информацию можно взять из этого слайда?” В процессе обсуждения о среде обитания, появляется возможность перехода к проблемному вопросу: “Почему лишайники встречаются во всех природных зонах?” Идет обсуждение вариантов ответов. Самостоятельность мышления, краткость речи Информационная компетентность
Учащимся предлагается самостоятельная работа в парах по изучению многообразия лишайников по коллекциям, учебнику стр.63,слайду7, где изложена инструкция и ход работы, учащиеся фиксируют ответы в таблицу и далее дают аргументированные ответы. Кинестетический, визуальный канал восприятия, системность мышления Технологическая компетентность,
Информационная компетентность,
Готовность к самообразованию
Учитель задает вопрос классу: Почему лишайники симбиотические организмы? Ученик демонстрирует опыт по строению лишайника, заложенный заранее. По слайду 8 и результатам опыта, учащиеся дают аргументированные ответы и приводят примеры симбиоза. Аудиальный канал восприятия, точность речи,

Самостоятельность мышления

Готовность к самообразованию,
Информационная компетентность,
Исследовательская компетентность
Учитель задает вопрос: “Каковы особенности размножения?” Учащиеся работают в парах, по слайду 11. Визуальный канал восприятия Получают результат взаимодействия
Учащимся предлагается отрывок из книги К.А. Тимирязева “Жизнь растений”, учащиеся работают в парах, дают аргументированные ответы по значению лишайников; проектируется слайд с полными ответами. Визуальный, аудиальный канал восприятия Учебно-познавательная компетентность
Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос, озвученный в начале урока. Точность речи
Самостоятельность мышления
Готовность к разрешению проблем
Детям предлагается задание “Проверь себя и поставь оценку”:

1. Выбери правильный ответ, слайд14 / текст/

2. Выбери правильный ответ слайд13 / рисунок/

Самостоятельность мышления Информационная компетентность
Рефлексия Рефлексивное мышление  
Разноуровневое дом. задание:

Всем – параграф 13.

На “5”- рассказ “Лишайники - “пионеры почвенного покрова”, или исследовать лишайники в наших лесах.

На “4”- сделать кроссворд.

Самостоятельность
Творческие возможности
Готовность к самообразованию

Приложение