Концептуальная цель преподавания: “Развитие потребности в познании и понимании целостной картины мира, взаимосвязи человека и природы”
Тип урока: проблемно-поисковый.
Стратегическая цель урока: Развитие умения использовать информационные ресурсы.
Задачи урока:
1 .Изучить особенности строения, питания, размножения лишайников, как симбиотических организмов.
2..Определить значение лишайников в природе и в жизни человека.
3. Отрабатывать умения работы с натуральными обьектами и коллекциями.
4. Развивать понятие о многообразии живых организмов.
Проблема: дети поверхностно знают о лишайниках.
Проблемный вопрос: Почему лишайники встречаются во всех природных зонах?
Варианты ответов:
1. Это симбиотические организмы.
2. Состоят из гриба и водоросли.
3. Переносят засуху и мороз.
4. Легко размножаются и переносятся на большие расстояния
Оптимальный вариант: это симбиотические организмы, легко размножаются, переносят засуху и мороз, неприхотливые, могут обходиться без воды.
Оборудование: медиапроектор, экран, компьютер, электронная презентация “ Лишайники”, коллекции, натуральные обьекты, опыт, выявляющий строение лишайников.
Комментарий хода урока | Развитие качеств личности | Формирование ключевых компетенций |
Учитель приветствует детей; создается
настрой на урок чтением стихотворения
С.Погореловского “Лес” и демонстрацией
натурального обьекта в исполнении учащихся. Учитель задает вопрос: “Что мы сегодня будем изучать?” Учащиеся определяют тему урока, проектируется слайд 2. |
Чувство прекрасного, Аудиальный и визуальный канал восприятия |
|
Учитель обращает внимание на слайд 5: “ Какую информацию можно взять из этого слайда?” В процессе обсуждения о среде обитания, появляется возможность перехода к проблемному вопросу: “Почему лишайники встречаются во всех природных зонах?” Идет обсуждение вариантов ответов. | Самостоятельность мышления, краткость речи | Информационная компетентность |
Учащимся предлагается самостоятельная работа в парах по изучению многообразия лишайников по коллекциям, учебнику стр.63,слайду7, где изложена инструкция и ход работы, учащиеся фиксируют ответы в таблицу и далее дают аргументированные ответы. | Кинестетический, визуальный канал восприятия, системность мышления | Технологическая компетентность, Информационная компетентность, Готовность к самообразованию |
Учитель задает вопрос классу: Почему лишайники симбиотические организмы? Ученик демонстрирует опыт по строению лишайника, заложенный заранее. По слайду 8 и результатам опыта, учащиеся дают аргументированные ответы и приводят примеры симбиоза. | Аудиальный канал восприятия, точность
речи, Самостоятельность мышления |
Готовность к самообразованию, Информационная компетентность, Исследовательская компетентность |
Учитель задает вопрос: “Каковы особенности размножения?” Учащиеся работают в парах, по слайду 11. | Визуальный канал восприятия | Получают результат взаимодействия |
Учащимся предлагается отрывок из книги К.А. Тимирязева “Жизнь растений”, учащиеся работают в парах, дают аргументированные ответы по значению лишайников; проектируется слайд с полными ответами. | Визуальный, аудиальный канал восприятия | Учебно-познавательная компетентность |
Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос, озвученный в начале урока. | Точность речи Самостоятельность мышления |
Готовность к разрешению проблем |
Детям предлагается задание “Проверь
себя и поставь оценку”: 1. Выбери правильный ответ, слайд14 / текст/ 2. Выбери правильный ответ слайд13 / рисунок/ |
Самостоятельность мышления | Информационная компетентность |
Рефлексия | Рефлексивное мышление | |
Разноуровневое дом. задание: Всем – параграф 13. На “5”- рассказ “Лишайники - “пионеры почвенного покрова”, или исследовать лишайники в наших лесах. На “4”- сделать кроссворд. |
Самостоятельность Творческие возможности |
Готовность к самообразованию |