Внеурочная исследовательская деятельность учащихся по экологии

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Экологическое образование и воспитание осуществляется во взаимосвязи учебной деятельности и внешкольной работы, которая включает в себя систему уроков и внеурочных практических занятий. Хорошие результаты дает работа в лаборатории под открытым небом, где ребята имеют реальную возможность приобщиться к исследовательской деятельности. Как бы ни были обширны знания, почерпнутые из учебников и книг, они не могут заменить собственных наблюдений, самостоятельного творчества.

Экологическое образование и воспитание в нашей сельской малокомплектной школе направлено:

  • На развитие личности каждого ученика;
  • Усиление естественно-научного обучения;
  • Расширение и углубление знаний учащихся по экологии и проблемам охраны природы;
  • Развитие у школьников потребности принимать личное участие в охране окружающей среды и решении экологической проблемы на уровне класса, школы, села, улуса.

Во внеурочной исследовательской деятельности учащихся выполняются такие формы работы, как практикумы на мониторинговых полигонах, экологические экспедиции, мониторинговые экологические исследования.

Методы исследовательской и практической деятельности учащихся, которые я использую в своей работе:

Наблюдение с целью описания биотических и абиотических компонентов природы и влияния на них деятельности человека.

2) Формулирование проблемы и исследовательской задачи, составление плана, проведение вариантов опыта, оформление результатов.

3) Владение методами количественного учета живых существ в единицах пространства и времени.

4) Мониторинг за состоянием окружающей среды: взятие проб воды, воздуха, почвы, учет биологического разнообразия, формулирование выводов.

5) Владение приемами оформления данных наблюдений и опытов в виде таблиц, диаграмм, графиков;

6) Социологические методы: анкетирование, опросы, беседы.

Система экологических умений осуществляется путем ориентации школьников на экологические проблемы той местности, где они живут. Приемом обучения является работа в “поле”. Полевая экология занимает важное место в изучении школьного курса экологии, так как способствует более глубокому и осмысленному изучению этой науки, формирование практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала.

Работа организуется таким образом, чтобы вначале учащиеся познакомились с теорией. С теорией и методикой исследования знакомятся на занятиях кружка “Школа молодого исследователя”, который у нас проводится 2 год для 5-7 классов, также на уроках экологии. Темы выбираются разные. Например, при изучении леса на уроках экологии в 5-7 классах ребята проводили наблюдения за жизнью растений. При изучении тем “Разнообразие форм кроны деревьев и кустарников”, “Особенности внешнего строения коры деревьев и кустарников” наблюдают за деревьями и кустарниками. При изучении темы “Состав и структура сообщества смешанного леса” проводится практическая работа в лесу. Класс разбивается на группы. В каждой группе есть бригадиры, отвечающие за выполнение работы, дисциплину и отчетность. Им выделяются пробные площадки 10х10 м. Изучают видовой состав деревьев, обилие, ярусность, загрязненность. Затем вместе составляют отчет. Учились определять степень загрязнения воздуха в районе пилорамы, гаража, населенного пункта. Для оценки использовали специальную шкалу для определения степени загрязнения воздуха с помощью зеленых мхов и лишайников. В результате ребята выяснили, что на территории населенного пункта воздух чистый. К такому выводу пришли обнаружив на строениях, на деревьях зеленые мхи. Чуть загрязнен воздух в районе гаража, где много техники, электростанция. Зеленых мхов там обнаружили меньше.

На кружковых занятиях ребята вели наблюдения за снегом. Они брали пробу снега на разных биотопах. Проводили анализ снеговой воды. Определяли водородный показатель, кислотность, общую жесткость, содержание фосфата, нитрита, нитрата, сульфата.

Выполняя такие практические задания учащиеся овладевают системой навыков и умений не только первичного сбора материала, но и обработки полученных данных, учатся делать анализы, обобщения, выводы.

В активизации познавательной деятельности стержневой формой работы являются научно-исследовательские экспедиции. Для проведения экологических экспедиций и практических работ во время уроков и внеклассных занятий выбраны 7 экологических полигонов-площадок. Они расположены на острове “Черендей”, в местности “Кытыл”, “Селян”, окрестностях Дабана.

И вот уже несколько лет подряд учащиеся отправляются летом в экспедицию по родному краю. В экспедициях участвовали от 10 до 15 детей. Всего за все годы участвовало более 40 человек. Каждый занимался исследовательской работой от 1 до 4 лет. Участники экспедиции разбивались на группы из 2-3 человек. Каждая группа получает задания, с которыми они работают самостоятельно. Такая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность ребят и более эффективно использовать время, особенно когда работы связаны с длительными наблюдениями и обработкой статистических данных. После каждой работы проводится обсуждение полученных результатов и выводов, сделанных учащимися. Для участников экспедиции составляется программа, которая имеет несколько направлений:

  1. Гидрологическое.
  2. Мирмикологическое.
  3. Почвенное.
  4. Растительность
  5. Животные.
  6. Топография.
  7. Экология села.
  8. Здоровый образ жизни.

Одна группа занимается программой “Гидрологическое”, куда входит изучение морфометрических данных, температуру, определяли цветность, прозрачность, рН, рассчитывали жесткость воды.

Вторая группа изучает жизнедеятельность муравьев. Проводился учет численности муравейников, изучалось питание, проводилась оценка их строительной деятельности (определялся состав строительного материала). На основании учета и измерений оценивалось состояние муравейников, определяли плотность поселения муравьев. Результаты работы позволили выявить неблагополучные участки на изучаемой территории и основные причины их появления.

Третья группа занимается изучением механического состава почвы на разных биотопах и их сравнивали. С помощью некоторых оборудований определяли влажность, плотность, кислотность почвы. Высчитывали и строили графики.

Четвертая группа занимается изучением растений. Определяли видовой состав растений. Выявили много лекарственных и мало ядовитых растений. Определенные луговые растения были распределены по семействам. Изучали ягодные растения в разных местностях. Определяли их урожайность. Изучая древесные растения, пришли к выводу, что доминирующими в этом районе являются сосна, лиственница, береза.

Были проведены следующие мониторинговые исследования:

  1. Изучение озер в местности “Кытыл”, на острове Черендей, в Дабане.
  2. Изучение луговых, ягодных, ядовитых, редких, лекарственных растений в местности “Кытыл”, на острове “Черендей”, в окрестностях села Дабан.
  3. Комплексная экологическая оценка антропогенных воздействий в окрестностях животноводческой фермы, села Дабан.
  4. Изучение смешанного леса, жизненного состояния леса по сосне.
  5. Изучение гидрографической особенностей малых рек.
  6. Изучение влияния антропогенного фактора на состояние почвы в долине реки Лена.
  7. Экология села.
  8. Изучение муравьев на разных биотопах.
  9. Изучение птиц на разных биотопах в местности острова Черендей.
  10. Мониторинг почвы. Изучение почвенного разреза, определение плотности, влажности, кислотности, механического состава, биоты в местности “Кытыл, на острове “Черендей”, на ферме
  11. Мониторинг вермикультивирования. Проведение опытов с применением биогумуса для выращивания арбузов разного сорта.
  12. Изучение содержания нитратов в овощах.
  13. Мониторинг здоровья. Изучение вредных привычек на примере курения и алкоголизма.
  14. Мониторинг пищевых продуктов в детском саду и школе.
  15. Мониторинг по изучению кур, кур, лошадей по разным направлениям продуктивности.
  16. Изучение промыслово-охотничьих ресурсов на примере белки и соболя.
  17. Оценка экологической характеристики лугов по растительному покрову.
  18. Изучение численности птиц различными методами.
  19. Изучение экологии первоцветов на примере подснежника.
  20. Брусника и толокнянка в лесах Дабана.
  21. Маршрутный учет глухаря.
  22. Использование лесного фонда населением села Дабан.
  23. Изучение видового состава и численности амфибий.
  24. Зимующая орнитофауна в разных биотопах.
  25. Оценка естественного возобновление леса на вырубках.
  26. Кормовая активность зимующих птиц села Дабан.

Экспедиционная форма работы является эмоционально яркой и очень содержательной для учеников. Она способствует знакомству школьников с различными уголками своей малой родины. Экспедиции дают возможность наиболее полно и предметно приложить полученные в течение года знания на практике. Другими словами, экологические экспедиции активизируют познавательную деятельность. Большинство учащихся, работая в экспедициях, впервые открывают для себя глубокий и многогранный мир природы, традиционной культуры и быта населения своего края.

Внеурочная исследовательская деятельность развивается на базе знаний, полученных из школьных курсов, также в свою очередь влияет на повышение активизации познавательной деятельности, что повышает качество успеваемости.

С каждым годом увеличивается интерес учащихся к исследовательской деятельности, увеличивается охват учащихся кружковой деятельностью.

В ходе урочной и внеурочной исследовательской деятельности учащиеся обучаются: видеть проблему; самостоятельно ставить задачи; планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу; овладевать навыками конструктивного общения, что включает умение выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, аргументировано говорить, владеть вниманием аудитории, выслушивать других, задавать вопросы по проблемам выступления, с достоинством выходить из острых ситуаций.

Итоги ежегодных школьных экспедиций подводятся на научно-практических конференциях, где учащиеся представляют результаты своих исследований. Всего в конференциях участвовало 50 докладов.

Всего во время летних экологических экспедиций прошагали 511 км.

Все собранные материалы во время летних экспедиций обрабатываются зимой во время кружковых занятий. По собранным материалам пишут проекты, доклады. Юные экологи ежегодно участвуют в научно-практической конференции “Шаг в будущее”. Занимают призовые места. Так, например, в 2002 году доклад Ивановой Любы, ученицы 10 класса, “Выявление положительного влияния биогумуса на рост и развитие арбузов” была отмечена дипломом 2 степени на улусной и республиканской конференции “Шаг в будущее”, была участником Всероссийской конференции Юных исследователей Окружающей среды в г. Москве, Сафонова Дуся и Сафонова Ирина были отмечены дипломом 3 степени на улусной конференции “Шаг в будущее”, на конференции-семинаре молодых исследователей “Проблемы и перспективы развития северного земледелия и растениеводства в условиях Якутии” Иванова Люба стала лауреатом. На конференции “Потенциал молодежи ХХI веку”, посвященной 100-летию М.Ф.Габышеву Тыкынаева Василина отмечена дипломом 1 степени, Семенова Настя дипломом 2 степени. В 2005 году ученица 11 класса Семенова Настя получила диплом 2 степени за работу “Изучение численности птиц различными методами и их сравнение”, Боякинова Юля и Пшенников Андрей стали дипломантами 3 степени в средней группе. Со своими проектами учащиеся участвуют не только в конференции “Шаг в будущее”, но и в других конференциях, проводимых в улусе.

Всего на конференциях участвовало 58 детей.

Ежегодно проводится декада, посвященная Маршу Парков. В проведении этого мероприятия мы участвуем с 1996 года. В рамках декады проводим конкурсы, викторины, КВН, классные часы, научные конференции среди учащихся, экологические Брейн-ринги, уроки-игры, например: Научно-практическая конференция “Охрана окружающей среды, экологические проблемы сельского хозяйства” в 9 классе. Вечера – “В защиту природы”, “Спасем земную красоту”. В рамках декады ребята участвуют в разных экологических конкурсах проводимых экологическим центром. В рамках декады ребята выступают перед родителями, учащимися по вопросам охраны природы, о заповедных местах, о Красной Книге, о редких растениях и животных и т.д.

С 2000 года наш экологический кружок реорганизован в Клуб Друзей WWF Всемирного Фонда Дикой Природы. Каждый член клуба имеет свою членскую книжку. Ежегодно в Клуб вовлекаются новые члены. Теперь насчитывается всего около 50 членов Клуба Друзей WWF. Клуб имеет свою программу. Их деятельность заключается в проведении акций и мероприятий по сохранению разнообразия экосистем. Участвовали в акциях по очистке дворов школы и детского сада, очистке территории прилегающей к реке, на очистке окраины села от мусора, очистке мусора берега реки. Вместе с экологической комиссией проверяют состояние дворов, проводят рейды. Все акции проводятся вместе со взрослыми и во время экологической экспедиции.