Изучение клавиатуры. В помощь учителю информатики

Разделы: Информатика


Одна из содержательных линий базового курса информатики – линия компьютера. Она проходит через весь курс. В большинстве тем учащиеся имеют дело с компьютером, углубляя свои представления о его устройстве, возможностях, развивая навыки работы на компьютере.

Освоение содержательной линии “Компьютер” происходит по двум целевым направлениям:

  • теоретическое изучение устройства;
  • практическое освоение компьютера.

Работая учителем информатики уже много лет, я заметила, что даже те дети, которые “умеют” работать на компьютере, очень плохо знают основное устройство ввода информации – клавиатуру, потому, что учатся работать на компьютере методом “научного тыка”. Это и послужило поводом к разработке двух программ, которые помогают учащимся заполнить пробелы в знаниях и умениях.

Первую программу я использую на уроках сразу после теоретического знакомства учащихся с основным устройством ввода информации – клавиатурой. Программа содержит семь упражнений, направленных на получение навыков работы с клавиатурой. Главное отличие данной программы от любого клавиатурного тренажера, которые рекомендованы для освоения учащимися работы с клавиатурой, в том, что она направлена не на быстроту нахождения клавиш, а на правильное их использование. Внешний вид программы представлен на рисунке.

(рис. 1)

В текстовых полях учащиеся набирают нужный текст. Я всегда прошу учеников сначала внимательно проверить свою работу и только потом щелкать по кнопке “оценка”. И эту оценку (она ставится по пятибалльной шкале) я выставляю в журнал.

Программа не только ставит оценку, но и указывает на упражнение, в котором допущена ошибка. Например, на втором рисунке видно, что ошибка допущена в третьем упражнении.

 

(рис.2)

Опыт показывает, что использование данной программы не только позволяет учащимся освоить работу с клавиатурой, но и учит их правилам набора текста, вырабатывает внимательность, а также закладывает хорошую базу для усвоения темы “Таблицы кодировки”.

Вторая программа направлена на проверку теоретических знаний групп, правильных комбинаций и назначений клавиш. В программе заложено два варианта, чтобы выбрать вариант, надо кликнуть по кнопке “начать проверку” (см. рис. 3).

 

(рис. 3)

Затем учащийся вводит свою фамилию и имя, отвечает на вопросы и щелчком по кнопке “оценка” получает результат.

(рис. 4)

Программа опять не только ставит оценку, но и указывает на вопрос, в котором допущена ошибка. В данном случае видно (см. рис. 4), что ребенок путает понятия “указатель мыши” и “курсор”.

Таким образом, в журнале по теме “клавиатура” у каждого ученика будет две полновесные оценки по данной теме, которые никогда ими не оспариваются, они ведь доказывают “компьютеру”, что уж клавиатуру-то они знают, и пробелов в знаниях не остается. И только после этого учащимся можно разрешать работать на клавиатурном тренажере минут по пять на нескольких уроках, чтобы отработать быстроту нахождения клавиш.

Приложение 1 (тест), приложение 2 (упражнения).