Задачи урока:
- образовательные – научить учащихся применять формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника, трапеции ; выработать навыки точного счета при решении практических задач;
- развивающая – развитие логического мышления учащихся;
- воспитательная – выработать целеустремленность, организованность, положительное отношение к труду.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Форма проведения урока: деловая игра.
Место урока в учебном плане: вводный урок по теме: “Площади параллелограмма, треугольника и трапеции”.
Методы: словесные, наглядные, практические, проблемного изложения.
Оборудование:
- модели треугольника, параллелограмма, трапеции;
- ножницы;
- задачи на готовых чертежах.
План урока.
I. Рассказ учителя о профессии строителя – 3 мин.
II. Постановка задачи – 2 мин.
III. Практическая работа по бригадам – 8 мин.
IV. Проверка готовности бригад – 5 мин.
V. Вычисление количества плиток – 20 мин.
VI. Подведение итогов игры – 5 мин.
VII. Сообщение домашнего задания – 2 мин
Ход урока
I. Рассказ учителя о профессии строителя.
Строительное производство сегодня – это механизированный процесс сборки зданий и сооружений из крупноразмерных деталей, изготовленных заводским способом. Столяр работает в строительно-монтажных организациях, на деревообрабатывающих предприятиях, в столярных мастерских. Он выполняет различные операции на станках: на кругопильных – раскрой пиломатериалов, на долбежных и шипорезных – выдалбливание гнезд и зарезание шипов у заготовок.
Непосредственно на строительном объекте столяр устанавливает оконные и дверные блоки, производит настилку дощатых и паркетных полов, монтирует встроенную мебель и т.д. выполнение такой работы невозможно без знания устройства и правил эксплуатации деревообрабатывающих станков, знания технологии и организации строительного производства, умение читать чертежи. Профессия требует объемного воображения, хорошего глазомера, знания геометрии, рисования, черчения.
II. Постановка задачи.
Учитель объявляет, что сегодня все ученики будут выступать в роли строителя.
Требуется выполнить работу по настилке полов строящегося детского сада. Предлагается произвести настилку паркетного пола в игровом зале размером 5,75? 8м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобочных трапеций. Размеры плиток в сантиметрах указаны на рисунке.
Правила игры. Учащиеся разбиваются на три бригады. Побеждает в игре та бригада, которая выполнит правильный расчет. Для этого надо знать формулы для вычисления площадей вышеуказанных фигур.
III. Практическая работа.
Задание 1.
![]() |
Разрежьте параллелограмм так, чтобы из получившихся частей можно было сложить прямоугольник. Найдите площадь прямоугольника и сравните ее с площадью параллелограмма. |
Задание 2.
Достройте треугольник до
параллелограмма. С помощью рисунка найдите площадь треугольника и запишите эту формулу. |
Задание 3.
Запишите формулу для вычисления площади прямоугольного треугольника. |
Задание 4.
![]() |
С помощью рисунка найдите площадь трапеции и запишите эту формулу. |
IV. Проверка готовности бригад.
Задание 1. В течение 1 минуты дайте ответ на поставленный в четверостишии вопрос:
Трапеции, приятнейшей из дам, В любви признался параллелограмм. А та, на общий угол намекая “А площадь, - говорит, - у вас какая?” |
Задание 2. За две минуты найдите среди предложенных фигур имеющие одинаковую площадь.
V. Вычисление количества плиток.
Каждая бригада приступает к практическим вычислениям. Паркет укладывается в ряды так, что параллелограммы и трапеции чередуются, а треугольников в данном ряду всего два. Подсчеты показывают, что в одном ряду по ширине укладывается по 2 треугольника и по 8 параллелограммов и трапеций.
VI. Подведение результатов игры.
Урок сегодня завершен,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд,
К прогрессу в жизни приведут!
VII.Сообщение домашнего задания.
Учебник: стр.129 вопросы 4, 5, 7.