Тип урока:
Комбинированный.Форма урока:
Частично-поисковый, эвристическая беседа, работа с картами. Цель урока: Познакомиться с речными системами Кемеровской области, выявить их зависимость от рельефа и климата, определить экологические проблемы рек.Задачи:
Образовательные:
- Изучить речные системы Кемеровской области.
- Определить зависимость речной системы от климата, направление от рельефа.
- Объяснить особенности питания и режим рек.
Воспитательные:
- Формирование чувства любви к родной природе.
- Формирование экологического сознания школьников на примере экологических проблем речной системы своего региона.
Развивающие:
- Развивать умение составлять характеристику рек по плану.
- Развивать навыки работы со справочным и публицистическим материалом.
- Формировать критическое мышление.
Оборудование:
- физическая карта Кемеровской области,
- атласы,
- учебники,
- использование ЛОК,
- картосхемы,
- справочник по географии.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вводная часть
Эпиграф
“Нестареющая, вечная
Красота земли родной –
Голубая даль заречная
С луговою тишиной…”М.Небогатов
Учитель:
Наша Область имеет довольно развитую густую гидрографическую сеть. По территории области протекает 21366 рек общей протяженностью 76478 км, общий объем стока всех рек составляет 42,9 куб. км. в год.
Более 60% территории приходится на бассейн реки Томь – основной водной артерии области. К числу больших рек относятся Яя, Кия, Чумыш.
Задание: Используя ЛОК (приложение 6), физическую и гидрологическую карту (приложение 1, 3) определите влияние рельефа и климата на реки Кузбасса, выводы оформите в тетради.
Задание: На контурную карту (приложение 1, 2) нанести границы речных бассейнов рек Кемеровской области.
2. Изучение нового материала.
Учитель: Главной водной магистралью Кузбасса является Томь. Протяженность ее – 840 км, площадь бассейна – 61 200 кв. км., годовой сток около 38 куб. км. Исток находится в центральной части Кузнецкого Алатау, на главном хребте.
Участок реки от истока до Новокузнецка исчисляется в 267 км. Это верхнее, горное течение реки с каменными перекатами и порогами, со скалами по берегам. Река пересекает горную систему Алатау несколько южнее кряжа Тегри-Тиши и течет почти до устья Мрассу в узкой горной долине с высокими живописными берегами. Здесь в нее впадает много рек, берущих начало в горных озерах и болотах, в снежниках. Все горные притоки сравнительно небольшие, многоводные, порожистые, шумливые. Они мчатся с гор и иногда, как, например, Казыр, стремительно врываются в поток главной реки.
На грани гор с Кузнецкой котловиной в Томь впадает Мрассу, а недалеко от Новокузнецка – Кондома. От устья Кондомы Томь приобретает характер равнинной реки и под прямым углом меняет западное направление на северное. Начинаются меандры (излучины), встречаются острова, староречья, пойменные озера. У реки две террасы: заливаемая в весенний разлив и незаливаемая, более древняя. Но по правому коренному берегу почти непрерывно поднимаются горы, сложенные базальтами, часты обнажения горных пород, скалы. В ряде случаев и левый берег является возвышенным, очевидно, в тех местах, где река пересекает какой-то отрог Кузнецкого Алатау, заходящий в пределы Кузнецкой котловины. Река и здесь, на равнине, длительное время продолжает держаться близкого соседства с Кузнецким Алатау.
Горный пейзаж на Томи наблюдается и в устьях горных притоков, например, в устье Тайдона. В равнинной части реки нередки высокие обнаженные обрывы берегов (в частности, в окрестностях Кемерова) и даже скальные обнажения. Таковы Писаные скалы с древними наскальными рисунками – один из замечательных археологических памятников Сибири.
В равнинной части в Томь вливаются с правой стороны речки и реки, несущие свои воды с главного хребта и западных отрогов Алатау. Наиболее крупные из них – Верхняя, Средняя и Нижняя Терси, Тайдон – берут начало на главном хребте Алатау: Верхняя – с Большого Каныма, Средняя – один исток с Большого Каныма, другой – с горы Чемодан, Нижняя – с Церковной. В большей части своего течения это типичные горные реки с перекатами и порогами, текущие среди горной тайги в узких ущельях со скалами по берегам и обломками горных пород на дне. Все они не судоходны, но имеют большое значение для сплава древесины из горной тайги, а также для отдыха трудящихся и любительского рыболовства.
Томь пересекает всю Кемеровскую область с юга на север. Нижним течением Томь уходит в Томскую область, где и вливается в Обь. В этой части на ее берегах стоит один из стариннейших городов Сибири – Томск.
Задание: Используя физическую карту Кемеровской области определите притоки р.Томь и заполните таблицу
Притоки Томи
левые | правые | ||
название | где берет начало | название | где берет начало |
Учитель: Ребята вы заметили, что сидите по группам, выберите старшего группы, который будет отвечать за работу группы, вести учет знаний. По заданию каждая группа готовит отчет (1 выступающий у карты)
- Регламент.
- 5 минут на подготовку.
- 3 Минуты на отчет.
Задания для групп:
Используя карты, раздаточный материал (приложение 7) дать характеристику рек по плану:
- К бассейну, какого океана относится.
- Исток реки.
- Устье реки.
- Характер течения.
- Основные притоки.
- Источники и режим питания.
- Возможное хозяйственное использование, крупные города, искусственные сооружение на реке.
- Стихийные явления природы, связанные с рекой.
1группа – р. Кия, 2группа – р. Иня, 3 группа – р.Чумыш
Отчет каждой группы по результатам своей работы учащимся класса.
(По ходу выступления представителей групп остальные учащиеся заполняют итоговую таблицу).
№ | Название реки | Крупные притоки | Площадь бассейна, км 2 | Длина реки, км | Основной тип питания ( ЛОК) | Время половодья | Время ледостава |
1 | Кия | ||||||
2 | Иня | ||||||
3 | Чумыш | ||||||
4 | Томь |
Учитель: Реки Кемеровской области подвержены антропогенному воздействии, что в значительной мере повлияло на экологическое состояние рек. Наиболее неблагоприятным по качеству воды можно считать период зимней межени и первую половину паводка, во время таяния чрезвычайно загрязненного снежного покрова в Кузнецкой котловине. Несколько улучшается качество воды во второй половине паводка (конец мая – июнь), когда происходит таяние более чистого снежного покрова в горах. Воздействие горного производства на водный бассейн проявляется в изменении водного режима, загрязнении и засорении вод. Во всех случаях происходит иссушение зоны горных выработок, откачка, а затем сброс подземных вод в гидрографическую сеть за пределами разрабатываемого участка. Ежедневный сброс промстоков из шахт и разрезов Кузбасса составляет более 1 млн. м3 воды. Естественный режим подземных вод нарушается, их запасы сокращаются, а состояние и качество поверхностных вод ухудшаются.
Осушение месторождений приводит к уменьшению запасов воды в поверхностных водоемах, высыханию колодцев и водозаборных скважин, иссяканию источников, ручьев и небольших речек. В зоне ведения горных работ исчезли и сократили свою протяженность около 200 речек. Происходит общее иссушение территории, что проявляется, кроме изменения гидрологических показателей рек, в деградации растительного покрова, в некоторых случаях – в усыхании лесов.
Задание: Используя экологическую карту Кемеровской области определите реки и районы в наибольшей степени страдающие от промышленных стоков.
3. Обобщение (фронтальная беседа)
- Перечислите и покажите на карте крупнейшие речные системы Кемеровской области?
- Перечислите факторы, влияющие на характер течения рек области?
- Какое питание и режим у рек Кузбасса?
- Назовите основные источники загрязнения рек?
4. Итоги (рефлексия)
1. Рейтинговая оценка по работе в группе. (Выставляется в листке учета знаний имеется в каждой группе.)
По 5 бальной системе.
№ | Ф.И О. | Рейтинговая оценка работы в течение урока | |
Самооценка | Оценка группы | ||
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
Ребята, что нового вы узнали на уроке?
Кто испытывал в новой теме затруднения?
В самостоятельной работе?
Во время повторения?
Домашнее задание.
1. Составьте описание реки, протекающей в вашей местности по плану:
- Название реки.
- Исток, направление течения, устье.
- К какому бассейну принадлежит (океан, море, река, озеро).
- Источники питания.
- Тип водного режима (продолжительность ледостава, половодье, межень, паводки).
- Падение и уклон реки (Укл. р = падение реки/длина).
- Характеристика течения.
- Хозяйственное использование реки и ее охрана.
2. На контурную карту Кемеровской области (приложение 5) нанесите все крупные реки и их притоки
Примечание: Приложения 1-5 можно получить у автора.