Цели:
- учить детей различать звук IжI в словах;
- развивать умение слышать и анализировать фонемы слов;
- продолжить работу над составом слова;
- совершенствовать обучение плавному послоговому чтению;
- приобщать учащихся к прекрасному, способствовать развитию детского воображения, эстетического восприятия;
- стимулировать интерес к природоведческим знаниям;
- воспитывать любовь к природе, чувство справедливости, потребность в чтении книг.
Оборудование:
для учителя:
- плакаты с изображением Снежной королевы, ворот, ледяного замка, большая снежинка,
- письмо от Снежной королевы,
- картинки с подписями: “жук”, “жаба”,
- цветные магниты,
- иллюстрации с изображением снежинок разной формы, портрет Г.Х. Андерсена,
- видеофильм “Снег”,
- аудиозапись музыки П.И. Чайковского “Вальс снежных хлопьев” из балета “Щелкунчик”;
- подарки для детей.
для учащихся:
- учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой “Моя любимая азбука”,
- карточки со словами,
- карточки с печатным текстом стихотворения 4 шт.,
- картон синего цвета, кисти, вода, белая гуашь.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель:
Мы услышали звонок,
Значит, начался урок!
Проверьте свои рабочие места.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель: - Ребята, что мы с вами изучили на прошлом уроке?
Дети: - Мы познакомились с буквой Ж и звуком IжI .
Учитель: - Что вы можете рассказать об этом звуке?
Дети: - Звук IжI согласный, твердый, звонкий.
Звук IжI парный, его пара глухой звук IшI .
Учитель: - Молодцы! Сегодня я приготовила для вас много игр с этой буквой.
Но где же эта буква?
(учитель не находит букву Ж в кассе букв, нет ее и на ленте букв)
III. Постановка проблемы. Закрепление изученного.
(Учитель открывает доску. На доске большой портрет Снежной королевы, у нее в руке огромная снежинка.)
Учитель: - Ребята, вы узнали кто это?
Дети: - Это портрет Снежной королевы.
Учитель: - Посмотрите, какая удивительная снежинка у нее в руке! Здесь письмо!
“Глупенькие мальчики и девочки! Я унесла вашу букву в свои владения. Это зимнее царство. Снег кругом по колено. Так морозно свежо и бело. Я сделаю из вашей буквы новые снежинки и навечно засыплю снегом весь мир.
Вам никогда не разгадать мою тайну. Не пытайтесь меня искать. Прощайте!
Снежная королева.”
Учитель: - Что же теперь делать? Как спасти несчастную букву Ж?
Дети: - Надо отправиться на поиски. Мы разгадаем тайну Снежной королевы и спасем нашу букву.
Учитель: - Ну что ж, если вы не боитесь испытаний, то скорее в путь! Нам поможет найти дорогу к Снежной королеве смекалка, ум и слова, в которых есть буква Ж.
1. Фонетический анализ слов.
Учитель: - У меня есть слова, но букву Ж забрали, давайте попытаемся догадаться, что это за слова.
(учитель выставляет на доску картинки со словами:
- . ук
- .аба
_ Что это за слово?
Дети: - Жук.
Учитель: - Сколько в этом слове слогов? Докажите.
Дети: - В этом слове один гласный звук, значит один слог.
Учитель: - Сосчитайте, сколько букв и звуков?
Дети: -В слове “жук” три буквы и три звука.
Учитель: - Изобразите на магнитной доске схему этого слова.
Дети: - Звук IжI – согласный, звонкий, твердый, обозначим синим цветом.
Звук IуI – гласный, обозначим красным.
Звук IкI – согласный, глухой, твердый. Он тоже будет синего цвета.
ЖУК
* * *
(Аналогичная работа проводится со словом ЖАБА).
Учитель: - Мы с вами вспомнили, каким является звук IжI. Нам пора двигаться дальше.
2. Физминутка.
Хороши снежинок стаи.
И сугробы высоки
Мы раздумывать не стали
И скатали в миг снежки.
Бросай, быстрей!
Давай правей!
Бери левей,
Точней! Сильней!
3. Словообразование. Работа в парах.
Учитель: - Перед нами сказочные ворота. Но, к сожалению, снег засыпал слово, которое на них написано.
Давайте ,восстановим это слово с помощью ключа. У вас есть белые карточки. Дорисуйте каждый элемент, так чтобы он точно совпадал с рисунком на ключе.
(У детей: карточки с изображением ключа и схем букв)
(получилось: СНЕЖ)
Какое же слово написано на воротах?
Дети: - Снеж
Учитель: - Но это же не полное слово, это корень слова. Придумайте слова с этим корнем.
Дети: - Снежок, снежный, снежинка, подснежник, заснеженный.
Учитель: - Замените последнюю букву корня на букву “г”. Какое слово получилось?
Дети: - Снег.
Учитель: - Придумайте слова с корнем “снег”.
Дети: - Снегурочка, снеговик, снегокат.
Учитель: - Какие части слова помогли придумать новые слова?
Дети: - Суффикс, окончание, приставка.
Учитель: - Молодцы! Ворота мы открыли.
4. Работа с парными согласными.
Учитель: - А сейчас перед нами замок Снежной королевы. Чем ближе к нему, тем холоднее, давайте согреемся.
Физминутка.
Выпал беленький снежок.
Соберемся все в кружок
И потопаем,
И потопаем.Будем весело играть,
Будем ручки согревать
И похлопаем,
И похлопаем.Если холодно стоять,
Мы похлопаем опять
По коленочкам,
По коленочкам.Чтобы стало нам теплей,
Будем прыгать веселей.
Словно белочки,
Словно белочки.
Учитель: - Теперь гораздо теплее. Чтобы добраться до замка, нужно пройти по тонкому льду озера. А это очень опасно. Нам помогут перейти озеро слова, в которых есть буква “ж”. Прочитайте стихотворение, которое написано на доске.
После ливня много луш.
Греет бок на солнце уш.
Вырос гриб на тонкой ношке.
Прячет в дом улитка рошки.
Это вовсе не мираш.
Это лес чудесный наш.
Учитель: - Ребята, кто-нибудь нашел слова с буквой “ж”? Что же нам делать?
Дети: - В этих словах ошибки. Нужно писать “луж”, а не “луш”.
Учитель: - Конечно у буквы “ж” в конце слова слабая позиция. А как проверить эти слова?
Дети: - Лужи, ужи, ноженька, роженьки, миражи, наши.
Учитель: - Теперь все правильно. А что такое “мираж”?
(Дети объясняют. Во время проверки слов учитель убирает букву “ш”, а под ней буква “ж”).
Учитель:- А вот и замок. Нам бы заглянуть к Снежной королеве на кухню и поглядеть, как она делает снежинки. Тогда бы мы могли сделать свои похожие и незаметно обменять их на нашу букву “ж”.
Давайте попробуем усыпить Снежную королеву. Вот только как это сделать?
Дети: - Нужно спеть ей колыбельную песенку.
Учитель: - Ну конечно! Как это я сама не догадалась. А словами к колыбельной послужит стихотворение, которое у вас на зеленых карточках.
5. Работа над стихотворением.
Читает учитель.
Кружатся снежинки
В танце белоснежном.
Укрывают землю
Одеялом нежным.
Ветер их завьюжит,
Понесет по свету,
Где вплетет их стужа
В кружевные сети.
Беседа по прочитанному.
- Какое настроение вызывает это стихотворение?
- Какие картины вы себе представили?
- Почему для колыбельной мы выбрали такое стихотворение?
(Дети высказывают свои предположения)
Дети читают вслух по две строки.
Учитель: - Кого автор представил как живых существ?
Дети: - Снежинки кружатся, ветер завьюжит, стужа плетет сети.
Учитель: Найдите слова, в которых есть буква “ж”. Подчеркните их.
Работа над выразительностью.
Учитель: - Каким голосом нужно читать это стихотворение? Почему? Что мы хотим передать? В каком месте стихотворения тембр голоса изменится?
(Прослушивание чтения 3-х, 4-х детей)
Учитель: - Кажется, Снежная королева заснула. Теперь нам никто не помешает заглянуть на ее кухню и узнать тайну изготовления снежинок.
(Просмотр фрагмента видеофильма “Снег”.)
IV. Рисование снежинок.
Учитель: - Ребята, вы запомнили, какие должны быть снежинки и почему Снежная королева украла именно букву “ж”.
Дети: - У снежинки, как у буквы “ж” шесть лучей.
Учитель: - Давайте попробуем нарисовать красивые снежинки, у которых шесть лучей. Только после этого мы сможем забрать букву “ж”.
(Учитель вывешивает на доску иллюстрации с изображением снежинок, дети приступают к работе).
Учитель: - Ребята, вам поможет в работе замечательная музыка. Но помните нужно спешить, а то Снежная королева скоро проснется.
(Творческая работа детей)
V. Заключение.
Учитель: - Мы обхитрили злую королеву. Возвращаем букву “ж” на место. Только, к сожалению, Снежная королева так сильно заморозила букву “ж”, что она навсегда осталась твердой. Ей всегда холодно, поэтому, чтобы согреться, себе в друзья она выбрала букву “и”, которая служит для мягкости согласных и мы их никогда не должны разлучать.
Запомните: ЖИ пиши с И.
Учитель: - Пока мы с вами путешествовали, получилась целая сказка. А кто придумал такую страшную героиню – Снежную королеву?
Дети: - Ханс Кристиан Андерсен.
(Учитель вывешивает портрет писателя)
Учитель: - Чтобы узнать немного об этом сказочнике, откроем учебник. Прочитайте статью “Великий сказочник”.
(Вслух читают подготовленные дети)
IV. Итог урока.
Учитель: - Какую букву мы спасали? Какие звуки она обозначает? Почему всегда пишется с буквой “и”?
Кто мешал нам в пути? Кто придумал эту героиню? Какие сказки Андерсена вы читали? Что особенно вам понравилось на уроке?
За хорошую работу на уроке я хочу подарить вам снежинки с портретом буквы “ж”. Напишите с обратной стороны слова, в которых есть эта буква.
Урок окончен.