Интегрированный урок обучения грамоте и изобразительного искусства в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить детей различать звук IжI в словах;
  • развивать умение слышать и анализировать фонемы слов;
  • продолжить работу над составом слова;
  • совершенствовать обучение плавному послоговому чтению;
  • приобщать учащихся к прекрасному, способствовать развитию детского воображения, эстетического восприятия;
  • стимулировать интерес к природоведческим знаниям;
  • воспитывать любовь к природе, чувство справедливости, потребность в чтении книг.

Оборудование:

для учителя:

  • плакаты с изображением Снежной королевы, ворот, ледяного замка, большая снежинка,
  • письмо от Снежной королевы,
  • картинки с подписями: “жук”, “жаба”,
  • цветные магниты,
  • иллюстрации с изображением снежинок разной формы, портрет Г.Х. Андерсена,
  • видеофильм “Снег”,
  • аудиозапись музыки П.И. Чайковского “Вальс снежных хлопьев” из балета “Щелкунчик”;
  • подарки для детей.

для учащихся:

  • учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой “Моя любимая азбука”,
  • карточки со словами,
  • карточки с печатным текстом стихотворения 4 шт.,
  • картон синего цвета, кисти, вода, белая гуашь.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:

Мы услышали звонок,
Значит, начался урок!

Проверьте свои рабочие места.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель: -  Ребята, что мы с вами изучили на прошлом уроке?

Дети: - Мы познакомились с буквой Ж и звуком IжI .

Учитель: - Что вы можете рассказать об этом звуке?

Дети: - Звук IжI согласный, твердый, звонкий.

Звук IжI парный, его пара глухой звук IшI .

Учитель: - Молодцы! Сегодня я приготовила для вас много игр с этой буквой.

Но где же эта буква?

(учитель не находит букву Ж в кассе букв, нет ее и на ленте букв)

III. Постановка проблемы. Закрепление изученного.

(Учитель открывает доску. На доске большой портрет Снежной королевы, у нее в руке огромная снежинка.)

Учитель: - Ребята, вы узнали кто это?

Дети: - Это портрет Снежной королевы.

Учитель: - Посмотрите, какая удивительная снежинка у нее в руке! Здесь письмо!

“Глупенькие мальчики и девочки! Я унесла вашу букву в свои владения. Это зимнее царство. Снег кругом по колено. Так морозно свежо и бело. Я сделаю из вашей буквы новые снежинки и навечно засыплю снегом весь мир.

Вам никогда не разгадать мою тайну. Не пытайтесь меня искать. Прощайте!

Снежная королева.”

Учитель: - Что же теперь делать? Как спасти несчастную букву Ж?

Дети: - Надо отправиться на поиски. Мы разгадаем тайну Снежной королевы и спасем нашу букву.

Учитель: - Ну что ж, если вы не боитесь испытаний, то скорее в путь! Нам поможет найти дорогу к Снежной королеве смекалка, ум и слова, в которых есть буква Ж.

1. Фонетический анализ слов.

Учитель: - У меня есть слова, но букву Ж забрали, давайте попытаемся догадаться, что это за слова.

(учитель выставляет на доску картинки со словами:

  • . ук
  • .аба

_ Что это за слово?

Дети: - Жук.

Учитель: - Сколько в этом слове слогов? Докажите.

Дети: - В этом слове один гласный звук, значит один слог.

Учитель: - Сосчитайте, сколько букв и звуков?

Дети: -В слове “жук” три буквы и три звука.

Учитель: - Изобразите на магнитной доске схему этого слова.

Дети: - Звук IжI – согласный, звонкий, твердый, обозначим синим цветом.

Звук IуI – гласный, обозначим красным.

Звук IкI – согласный, глухой, твердый. Он тоже будет синего цвета.

ЖУК

* * *

(Аналогичная работа проводится со словом ЖАБА).

Учитель: - Мы с вами вспомнили, каким является звук IжI. Нам пора двигаться дальше.

2. Физминутка.

Хороши снежинок стаи.
И сугробы высоки
Мы раздумывать не стали
И скатали в миг снежки.
Бросай, быстрей!
Давай правей!
Бери левей,
Точней! Сильней!

3. Словообразование. Работа в парах.

Учитель: - Перед нами сказочные ворота. Но, к сожалению, снег засыпал слово, которое на них написано.

Давайте ,восстановим это слово с помощью ключа. У вас есть белые карточки. Дорисуйте каждый элемент, так чтобы он точно совпадал с рисунком на ключе.

(У детей: карточки с изображением ключа и схем букв)

(получилось: СНЕЖ)

Какое же слово написано на воротах?

Дети: - Снеж

Учитель: - Но это же не полное слово, это корень слова. Придумайте слова с этим корнем.

Дети: - Снежок, снежный, снежинка, подснежник, заснеженный.

Учитель: - Замените последнюю букву корня на букву “г”. Какое слово получилось?

Дети: - Снег.

Учитель: - Придумайте слова с корнем “снег”.

Дети: - Снегурочка, снеговик, снегокат.

Учитель: - Какие части слова помогли придумать новые слова?

Дети: - Суффикс, окончание, приставка.

Учитель: - Молодцы! Ворота мы открыли.

4. Работа с парными согласными.

Учитель: - А сейчас перед нами замок Снежной королевы. Чем ближе к нему, тем холоднее, давайте согреемся.

Физминутка.

Выпал беленький снежок.
Соберемся все в кружок
И потопаем,
И потопаем.

Будем весело играть,
Будем ручки согревать
И похлопаем,
И похлопаем.

Если холодно стоять,
Мы похлопаем опять
По коленочкам,
По коленочкам.

Чтобы стало нам теплей,
Будем прыгать веселей.
Словно белочки,
Словно белочки.

Учитель: - Теперь гораздо теплее. Чтобы добраться до замка, нужно пройти по тонкому льду озера. А это очень опасно. Нам помогут перейти озеро слова, в которых есть буква “ж”. Прочитайте стихотворение, которое написано на доске.

После ливня много луш.
Греет бок на солнце уш.
Вырос гриб на тонкой ношке.
Прячет в дом улитка рошки.
Это вовсе не мираш.
Это лес чудесный наш.

Учитель: - Ребята, кто-нибудь нашел слова с буквой “ж”? Что же нам делать?

Дети: - В этих словах ошибки. Нужно писать “луж”, а не “луш”.

Учитель: - Конечно у буквы “ж” в конце слова слабая позиция. А как проверить эти слова?

Дети: - Лужи, ужи, ноженька, роженьки, миражи, наши.

Учитель: - Теперь все правильно. А что такое “мираж”?

(Дети объясняют. Во время проверки слов учитель убирает букву “ш”, а под ней буква “ж”).

Учитель:- А вот и замок. Нам бы заглянуть к Снежной королеве на кухню и поглядеть, как она делает снежинки. Тогда бы мы могли сделать свои похожие и незаметно обменять их на нашу букву “ж”.

Давайте попробуем усыпить Снежную королеву. Вот только как это сделать?

Дети: - Нужно спеть ей колыбельную песенку.

Учитель: - Ну конечно! Как это я сама не догадалась. А словами к колыбельной послужит стихотворение, которое у вас на зеленых карточках.

5. Работа над стихотворением.

Читает учитель.

Кружатся снежинки
В танце белоснежном.
Укрывают землю
Одеялом нежным.
Ветер их завьюжит,
Понесет по свету,
Где вплетет их стужа
В кружевные сети.

Беседа по прочитанному.

  • Какое настроение вызывает это стихотворение?
  • Какие картины вы себе представили?
  • Почему для колыбельной мы выбрали такое стихотворение?

(Дети высказывают свои предположения)

Дети читают вслух по две строки.

Учитель: - Кого автор представил как живых существ?

Дети: - Снежинки кружатся, ветер завьюжит, стужа плетет сети.

Учитель: Найдите слова, в которых есть буква “ж”. Подчеркните их.

Работа над выразительностью.

Учитель: - Каким голосом нужно читать это стихотворение? Почему? Что мы хотим передать? В каком месте стихотворения тембр голоса изменится?

(Прослушивание чтения 3-х, 4-х детей)

Учитель: - Кажется, Снежная королева заснула. Теперь нам никто не помешает заглянуть на ее кухню и узнать тайну изготовления снежинок.

(Просмотр фрагмента видеофильма “Снег”.)

IV. Рисование снежинок.

Учитель: - Ребята, вы запомнили, какие должны быть снежинки и почему Снежная королева украла именно букву “ж”.

Дети: - У снежинки, как у буквы “ж” шесть лучей.

Учитель: - Давайте попробуем нарисовать красивые снежинки, у которых шесть лучей. Только после этого мы сможем забрать букву “ж”.

(Учитель вывешивает на доску иллюстрации с изображением снежинок, дети приступают к работе).

Учитель: - Ребята, вам поможет в работе замечательная музыка. Но помните нужно спешить, а то Снежная королева скоро проснется.

(Творческая работа детей)

V. Заключение.

Учитель: - Мы обхитрили злую королеву. Возвращаем букву “ж” на место. Только, к сожалению, Снежная королева так сильно заморозила букву “ж”, что она навсегда осталась твердой. Ей всегда холодно, поэтому, чтобы согреться, себе в друзья она выбрала букву “и”, которая служит для мягкости согласных и мы их никогда не должны разлучать.

Запомните: ЖИ пиши с И.

Учитель: - Пока мы с вами путешествовали, получилась целая сказка. А кто придумал такую страшную героиню – Снежную королеву?

Дети: - Ханс Кристиан Андерсен.

(Учитель вывешивает портрет писателя)

Учитель: - Чтобы узнать немного об этом сказочнике, откроем учебник. Прочитайте статью “Великий сказочник”.

(Вслух читают подготовленные дети)

IV. Итог урока.

Учитель: - Какую букву мы спасали? Какие звуки она обозначает? Почему всегда пишется с буквой “и”?

Кто мешал нам в пути? Кто придумал эту героиню? Какие сказки Андерсена вы читали? Что особенно вам понравилось на уроке?

За хорошую работу на уроке я хочу подарить вам снежинки с портретом буквы “ж”. Напишите с обратной стороны слова, в которых есть эта буква.

Урок окончен.