Материалы по внеклассной работе в начальной школе

Разделы: Внеклассная работа


Здравствуйте, уважаемые члены редколлегии! Хочу поделиться опытом организации классного коллектива, т.к. верю и знаю, что от этого зависит обученность как отдельного ученика, так и класса в целом.
В первую очередь – правильно организовывать дежурство по классу по следующей схеме:

С первых дней приучаю детей дежурить по классу. Дежурим по вариантам по одному дню. Причем первые парты в течение первого дежурства – командиры, вторые – ответственные за подготовку к уроку, третьи – ответственные за организацию игр на перемене, четвертые – за чистоту доски, пятые – за порядок в раздевалке. Во время отчета за дежурство первый вариант передает второму, за что отвечает следующий дежурный.
После шести дней дежурства меняю роли дежурных, используя метод КСО: вторые парты становятся дежурными командирами, сидящие за третьими партами отвечают за подготовку к уроку, за четвертыми партами — за организацию игр, за пятыми партами – за чистоту доски, а те, кто сидит за первыми партами, отвечают за порядок в раздевалке. Итак, в течение года каждый из детей побывает и в роли командира, и в роли подчиненного несколько раз. Это приучает детей к умению подчиниться требованиям дежурных и к умению выставить свои требования во время дежурства. Здесь же замечаю, как дети учатся выручать друг друга: если ответственный за чистоту доски ученик невысокий, ему приходят на помощь те, кто повыше, чтобы промыть верхнюю часть доски. Если командир видит беспорядок в раздевалке, он приглашает ответственного и помогает ему навести порядок. Очень большую помощь оказывают ответственные за подготовку к уроку, так как всегда в классе есть ученики, требующие постоянного контроля в этом плане. В результате урок начинаю более организованно уже с первых дней.
На переменах в первые две – три недели разучиваю с детьми игры и правила приглашения к игре. Позднее ответственные за досуг на перемене предлагают свои игры, и дети с удовольствием принимают в них участие.
Здесь очень важно помнить, что хороших результатов воспитания нравственных качеств, коммуникативных навыков можно добиться лишь при ежедневном подведении итогов дня. Для этого достаточно пяти минут перед началом уроков. И еще: начинаем подведение итогов с того, что было положительного в течение прошедшего дня.
И второй путь организации сплоченного, дружного коллектива работа по «Цепочкам достижений».

Цепочки достижений

В классе имеется стенд «Цепочки достижений», на котором для каждого ученика отводится отдельный круг, разбитый на 12 секторов. В малом круге написаны фамилии имена детей, а сектора заполняются   разноцветными   четырехугольниками   по   мере достижения учеником тех или иных «высот»:

1. Слышать звонок на урок.
2. Быть внимательным на уроке.
3. Правильно поднимать руку.
4. Аккуратно вести записи в тетради.
5. Уважать интересы и мнение других.
6. Уметь пойти на компромисс.
7. Хорошо дежурить по классу.
8. Своевременно готовиться к уроку.
9. Беречь учебные принадлежности.
10. Радоваться успехам других.
11 .Уметь прийти на помощь.
12. Выполнять режим дня.

К работе по такой «Цепочке достижений» я пришла после того, когда по итогам диагностики в классе из 28 учеников только 7 детей ставили себя на уровне с учителем или родителями. 21 же ученик ставили себя на уровень выше, они слышали и видели только себя, думали только о своих интересах, на уроках кричали, могли подраться, а уж на переменах их никто не мог сдержать. И это с первого класса. Неорганизованность, несдержанность, вспыльчивость, высокомерие, своенравие – вот основные черты характера, которые были присущи моим первоклассникам. Работать было очень трудно как мне, так и учителям предметникам. Еще раз перечитала о психологическом развитии первоклассников и убедилась, что нужна наглядная форма на каждого ученика при подведении итогов.
Еженедельное подведение итогов по цепочке достижений дало свои результаты. Нравственные качества, коммуникативные навыки выросли намного у каждого ученика. На это ушло три года. Дети стали организованнее, образовался сплоченный коллектив, где дети уже к середине третьего класса могли высказать каждый свое мнение
и быть услышанным, покритиковать и принять критику, выслушать друг друга, заступиться друг за друга и остановить ссору, прийти на помощь, выработалось ответственное отношение к делу и, что очень важно, появилось взаимопонимание, прекратились ссоры и драки, дети научились ценить время на уроке и во внеурочное время, так как уже во втором классе каждый посещал спортивные секции, кружки, музыкальную или художественную школу. Дети научились дружить и дорожить дружбой.
И в старших классах учителя с удовольствием работают с моими учениками.
Буду очень рада, если помогу кому-то в нелегком пути педагогической деятельности.