Здравствуйте, уважаемые члены редколлегии!
Хочу поделиться опытом организации классного
коллектива, т.к. верю и знаю, что от этого зависит
обученность как отдельного ученика, так и класса
в целом.
В первую очередь – правильно организовывать
дежурство по классу по следующей схеме:
С первых дней приучаю детей дежурить по классу.
Дежурим по вариантам по одному дню. Причем первые
парты в течение первого дежурства – командиры,
вторые – ответственные за подготовку к уроку,
третьи – ответственные за организацию игр на
перемене, четвертые – за чистоту доски, пятые –
за порядок в раздевалке. Во время отчета за
дежурство первый вариант передает второму, за
что отвечает следующий дежурный.
После шести дней дежурства меняю роли дежурных,
используя метод КСО: вторые парты становятся
дежурными командирами, сидящие за третьими
партами отвечают за подготовку к уроку, за
четвертыми партами — за организацию игр, за
пятыми партами – за чистоту доски, а те, кто сидит
за первыми партами, отвечают за порядок в
раздевалке. Итак, в течение года каждый из детей
побывает и в роли командира, и в роли
подчиненного несколько раз. Это приучает детей к
умению подчиниться требованиям дежурных и к
умению выставить свои требования во время
дежурства. Здесь же замечаю, как дети учатся
выручать друг друга: если ответственный за
чистоту доски ученик невысокий, ему приходят на
помощь те, кто повыше, чтобы промыть верхнюю
часть доски. Если командир видит беспорядок в
раздевалке, он приглашает ответственного и
помогает ему навести порядок. Очень большую
помощь оказывают ответственные за подготовку к
уроку, так как всегда в классе есть ученики,
требующие постоянного контроля в этом плане. В
результате урок начинаю более организованно уже
с первых дней.
На переменах в первые две – три недели разучиваю
с детьми игры и правила приглашения к игре.
Позднее ответственные за досуг на перемене
предлагают свои игры, и дети с удовольствием
принимают в них участие.
Здесь очень важно помнить, что хороших
результатов воспитания нравственных качеств,
коммуникативных навыков можно добиться лишь при
ежедневном подведении итогов дня. Для этого
достаточно пяти минут перед началом уроков. И
еще: начинаем подведение итогов с того, что было
положительного в течение прошедшего дня.
И второй путь организации сплоченного, дружного
коллектива работа по «Цепочкам достижений».
Цепочки достижений
В классе имеется стенд «Цепочки достижений», на котором для каждого ученика отводится отдельный круг, разбитый на 12 секторов. В малом круге написаны фамилии имена детей, а сектора заполняются разноцветными четырехугольниками по мере достижения учеником тех или иных «высот»:
1. Слышать звонок на урок.
2. Быть внимательным на уроке.
3. Правильно поднимать руку.
4. Аккуратно вести записи в тетради.
5. Уважать интересы и мнение других.
6. Уметь пойти на компромисс.
7. Хорошо дежурить по классу.
8. Своевременно готовиться к уроку.
9. Беречь учебные принадлежности.
10. Радоваться успехам других.
11 .Уметь прийти на помощь.
12. Выполнять режим дня.
К работе по такой «Цепочке достижений» я пришла
после того, когда по итогам диагностики в классе
из 28 учеников только 7 детей ставили себя на
уровне с учителем или родителями. 21 же ученик
ставили себя на уровень выше, они слышали и
видели только себя, думали только о своих
интересах, на уроках кричали, могли подраться, а
уж на переменах их никто не мог сдержать. И это с
первого класса. Неорганизованность,
несдержанность, вспыльчивость, высокомерие,
своенравие – вот основные черты характера,
которые были присущи моим первоклассникам.
Работать было очень трудно как мне, так и
учителям предметникам. Еще раз перечитала о
психологическом развитии первоклассников и
убедилась, что нужна наглядная форма на каждого
ученика при подведении итогов.
Еженедельное подведение итогов по цепочке
достижений дало свои результаты. Нравственные
качества, коммуникативные навыки выросли
намного у каждого ученика. На это ушло три года.
Дети стали организованнее, образовался
сплоченный коллектив, где дети уже к середине
третьего класса могли высказать каждый свое
мнение
и быть услышанным, покритиковать и принять
критику, выслушать друг друга, заступиться друг
за друга и остановить ссору, прийти на помощь,
выработалось ответственное отношение к делу и,
что очень важно, появилось взаимопонимание,
прекратились ссоры и драки, дети научились
ценить время на уроке и во внеурочное время, так
как уже во втором классе каждый посещал
спортивные секции, кружки, музыкальную или
художественную школу. Дети научились дружить и
дорожить дружбой.
И в старших классах учителя с удовольствием
работают с моими учениками.
Буду очень рада, если помогу кому-то в нелегком
пути педагогической деятельности.