Цели урока: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество», воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу.
ХОД ИГРЫ
1. Представление команд
– Сегодня наш КВН посвящен устному народному творчеству. Вы покажете, как много знаете по теме, как умеете дружить, помогать друг другу. У нас играют 2 команды: «Конек-Горбунок» и «Сивка-Бурка». Представляю вам жюри… (Это могут быть приглашенные учителя, родители или старшеклассники).
2. Конкурсы
Конкурс 1. «Кроссворд»
– Народное искусство слова – песни, загадки, пословицы, сказки, легенды, былины. Разгадайте кроссворд и вы узнаете, как еще называют народное творчество. (В переводе с английского языка это слово означает «народная мудрость, знание».)
- Кто был хозяином Жар-Птицы?
- В кого превратился Иванушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?
- Помнишь ли ты имя героини, которую хотела погубить ведьма?
- О ком сказано: «…бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»?
- К чему прикоснулся Иван-Царевич в конюшне царя Кусмана?
- Как звали невесту Иванушки-дурачка?
- Какие яблоки росли в саду царя Берендея?
- Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха?
– Условие: каждый игрок работает со своим учебником, задание должны выполнить все. Выигрывает та команда, которая быстрее заполнит кроссворды. Время прошло!
Ответы к кроссворду: 1. Афронт. 2. Козленочек. 3. Аленушка. 4. Конь. 5. Уздечка. 6. Елена. 7. Золотые. 8. Перстень.
– Народное творчество еще называют «фольклор».
Конкурс 2. «Виды фольклора»
– Задание: вы должны за 2 минуты перечислить как можно больше видов фольклора. Один записывает, а другие перечисляют. Время прошло!
Дети записывают: песня, потешка, прибаутка, поговорка, считалка, докучная сказка, былина легенда, загадка, частушки.
Конкурс 3. «Закончи пословицу»
– Я вам буду считать начало пословицы, а должны ее закончить.
- Труд человека кормит, а … (лень портит)
- Раз соврал – навек … (лгуном стал)
- Кто других не любит, … (сам себя губит)
- Кончил дело – … (гуляй смело)
- Человек от лени болеет, а … (от труда здоровеет)
- Худо тому, кто … (добра не делает никому)
- Сам потерпи, а … (другого не выдай)
- Учись доброму, … (худое на ум не пойдет)
Конкурс 4. «Узнай героя и его сказку»
Мы из сказки – ты нас знаешь.
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж…
Сказку заново прочтешь!Скок-поскок, скок-поскок –
Через море и лесок!
По пути нашел Жар-Птицу
И красавицу-девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный … (Горбунок)Кто работать не хотел,
А играл и песни пел!
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спасались,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется … («Три поросенка»)Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению
А сказка называется… («По щучьему велению»)Прямо в болото упала стрела,
А в этом болоте царевна жила,
Как звали царевну, скажи мне на ушко.
Я знаю, ты помнишь – Царевна- … (Лягушка)Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая.
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки…. («Маша и Медведь»)«Не пей, Иванушка, если устанешь…»
А братец все выпил до донышка.
«Не пей, Иванушка, козленочком станешь!» –
Плачет … (Сестрица Аленушка)
Конкурс 5. «Лейся, песня!»
– Вы уже знаете, что песенки-заклички исполнялись хором детей, обращавшихся силам природы с просьбой о теплых днях, дожде, богатом урожае. Попробуйте сами сочинить заклички. Какая команда сочинит больше интересных песенок-закличек (за 5–7 минут).
Конкурс 6. «Что такое сказка?»
Задание 1.
– Составьте полное определение сказки. В этом
вам помогут опорные слова: это произведение;
изображается чудесное, необычное; раньше
передавалось из уст в уста.
– Подумайте, не надо ли включить еще что-то в это
определение? (Например: Сказка – это
произведение, в котором изображается чудесное,
необычное. Раньше передавалось из уст в уста. В
сказке есть зачин, присказка и концовка.)
После выслушивания ответов дается второе задание в этом конкурсе.
Задние 2.
– Определите зачины и концовки:
- «За тридевять земель, в тридесятом государстве…»
- «Жили-были …»
- «Стали они жить-поживать и добра наживать...»
- «Я там был, мед-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…»
Конкурс 7. «Домашнее задание»
– Сказочники воплотили в главных героях
волшебных сказок представления русского народа
о самых хороших чертах характера. События в
сказке происходят таким образом, чтобы
многократно испытать героя: его силу, храбрость,
доброту, любовь к людям и животным. Давайте
посмотрим сказки, которые сочинили и
инсценировали вы сами.
(Дети показывают сказки.)
3. Подведение итогов
Жюри подводит итоги.