Цели:
- познакомить учащихся с предками человека;
- учить находить сходства и различия;
- между человеком и обезьяной, развивать речевую и познавательную активность учащихся, умение анализировать, обогащать мир чувств, эмоций детей, воспитывать любовь к природе, предмету.
Оборудование: учебник, энциклопедии, иллюстрации обезьян, мультимедийный проектор, карточки.
ХОД РАБОТЫ
1. Организация класса.
2. Объявление темы и цели урока.
Начинаем урок с просмотра сценки.
Дима: Что ты смотришь на меня?
Полина: Пожалуй, ты действительно немножко похож на обезьяну.
Дима: На себя посмотри: ты по размерам больше подходишь! А вообще все мы – родственники.
Учитель: Как вы думаете, почему Дима сказал, что все мы родственники?
Прочитаем с экрана тему нашего урока.
Слайд 1 (Приложение 1)
Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем о древесных жителях, об их сходствах и различиях с человеком.
3. Работа над темой урока.
- Откройте учебник на странице 66, перечислите всех обезьян.
- К какому семейству они относятся?
- Объясните значение слова человекообразные.
- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова С.И. и зачитаем значение этого слова.
Слайд 2
Учитель: К человекообразным обезьянам относятся: орангутант, шимпанзе, горилла, гиббон.
- Посмотрите на карточки, которые лежат перед вами. Отметьте на них, кто является предком современного человека, почему вы так думаете (рисунок 1).
Карточка 1
Учитель: Посмотрите на экран, как выглядел человек 1 миллион лет назад и 500 тысяч лет назад.
Слайд 3
Учитель: Большинство учёных считают, что первые древние люди появились в Африке, а оттуда расселились по всей планете.
Слайд 4
Работа в группах.
Задание на странице 67 № 1.
Учитель: Подчеркните зелёным цветом те особенности, которые роднят человека со всеми животными, а красным цветом, которые роднят с обезьянами.
- Какой вывод можно сделать?
- Рассмотрите руку человека и обезьяны, что вы можете сказать о них?
Слайд 5
Учитель: Рассмотрите иллюстрации на экране попробуйте объяснить действия обезьяны.
Слайд 6
Учитель: Обезьяны легко учатся использовать новые предметы и меняют своё поведение в незнакомых условиях.
Работа в группах.
Учитель: На странице 68 выполните задание № 2, найдите ещё один признак, сходный у людей и обезьян. Зачитайте свои выводы.
Ученик: Прыгая по веткам, обезьяны оценивают расстояние с помощью зрения. Этот орган чувств – самый главный.
Учитель: На странице 68 прочитайте о ещё одной особенности общей человека и обезьяны.
Ученик: Долгий период детства.
Физминутка.
Учитель: Наряду со сходством человек имеет яркие отличия от своих древесных родственников. Назовите их.
Ученик: Ходит на двух ногах, нет шерсти, разумный, развит большой палец, речевое общение, лоб выше, челюсть выше.
Работа в группах.
Учитель: Выполните в учебнике задание № 3, вставьте нужные слова.
Ученик: Обезьяны обычно передвигаются на четырёх конечностях. Древний человек на двух ногах, руки стали помогать ему, добывать пищу и защищаться от врагов.
Учитель: Посмотрите на экран. Обратите внимание, у человека большой палец руки может касаться всех остальных пальцев. Наша рука выполняет множество разнообразных сложных и точных движений. Работая руками, развивая мозг, человек познал и изменял мир.
Слайд 7
Учитель:Назовите главное отличие человека от животных.
4. Актуализация знаний учащихся.
Работа в группах.
Учитель: В карточке выполните задание № 2 и выберите 4 особенности, которые больше других способствовали выживанию человеческого племени, докажите свои ответы. (Рисунок 2)
Карточка 2
Учитель: Каждая группа учащихся готовила домашнее задание, сообщение о человекообразной обезьяне. Ваша задача используя энциклопедию подготовить ответ по плану:
- Классификация.
- Размер и вес.
- Продолжительность жизни.
- Образ жизни.
- Охрана.
Слайд 8
Ученик первой группы: Рассказ об орангутанге. Отряд: приматы. Подотряд: обезьяны узконосые. Семейство: обезьяны человекообразные. Рост орангутанга 1,60 м., вес около 100 кг.. Живут примерно 40 лет на свободе. Орангатанги – вегетарианецы. Его любимое лакомство – дуриан. Орангутанги специально не охраняются.
Ученик второй группы: Рассказ о горилле. Отряд: приматы. Подотряд: обезьяны узконосые. Семейство: обезьяны человекообразные. Рост гориллы – 2,30 м., вес – 300 кг. Продолжительность жизни 35 лет. Гориллы – вегетарианцы. Они питаются в основном листьями и корой. В настоящее время гориллы охраняются.
Ученик третьей группы: Рассказ о шимпанзе. Отряд: приматы. Подотряд: обезьяны узконосые. Семейство: человекообразные. Рост шимпанзе – 1,30 м., вес 50 кг. Продолжительность жизни 45 лет. Шимпанзе – вегетарианцы. Но иногда может нападать на мелких животных. Шимпанзе находятся под охраной.
Ученик четвёртой группы: Рассказ о гиббоне. Отряд: приматы. Подотряд: обезьяны узконосые. Семейство: человекообразные. Рост гиббона около метра, вес до 9 кг. Продолжительность жизни 25 лет. Питаются растениями, фруктами, насекомыми, маленькими птицами. Гиббон находится под охраной.
Оцениваются ответы учащихся.
Работа в группах.
Учитель: Выполните задания в карточке № 3. (Рисунок 3)
Карточка 3
Проверка учителем выполнения задания.
Учитель: Подведём итог урока и зачитаем вывод с экрана.
Слайд 9
Домашнее задание.
Учитель: страница 66–70 пересказ; 1-й вариант – задание 4, 5; 2-й вариант – задание 6.
Все молодцы, активно работали на уроке, делали выводы, умозаключения, доказывали ответы.