Тема урока "Наши предки – древесные жители" (по предмету "Окружающий мир". УМК "Школа-2100"), 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • познакомить учащихся с предками человека;
  • учить находить сходства и различия;
  • между человеком и обезьяной, развивать речевую и познавательную активность учащихся, умение анализировать, обогащать мир чувств, эмоций детей, воспитывать любовь к природе, предмету.

Оборудование: учебник, энциклопедии, иллюстрации обезьян, мультимедийный проектор, карточки.

ХОД РАБОТЫ

1. Организация класса.

2. Объявление темы и цели урока.

Начинаем урок с просмотра сценки.

Дима: Что ты смотришь на меня?

Полина: Пожалуй, ты действительно немножко похож на обезьяну.

Дима: На себя посмотри: ты по размерам больше подходишь! А вообще все мы – родственники.

Учитель: Как вы думаете, почему Дима сказал, что все мы родственники?

Прочитаем с экрана тему нашего урока.

Слайд 1 (Приложение 1)

Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем о древесных жителях, об их сходствах и различиях с человеком.

3. Работа над темой урока.

- Откройте учебник на странице 66, перечислите всех обезьян.

- К какому семейству они относятся?

- Объясните значение слова человекообразные.

- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова С.И. и зачитаем значение этого слова.

Слайд 2

Учитель: К человекообразным обезьянам относятся: орангутант, шимпанзе, горилла, гиббон.

- Посмотрите на карточки, которые лежат перед вами. Отметьте на них, кто является предком современного человека, почему вы так думаете (рисунок 1).

Карточка 1

Учитель: Посмотрите на экран, как выглядел человек 1 миллион лет назад и 500 тысяч лет назад.

Слайд 3

Учитель: Большинство учёных считают, что первые древние люди появились в Африке, а оттуда расселились по всей планете.

Слайд 4

Работа в группах.

Задание на странице 67 № 1.

Учитель: Подчеркните зелёным цветом те особенности, которые роднят человека со всеми животными, а красным цветом, которые роднят с обезьянами.

- Какой вывод можно сделать?

- Рассмотрите руку человека и обезьяны, что вы можете сказать о них?

Слайд 5

Учитель: Рассмотрите иллюстрации на экране попробуйте объяснить действия обезьяны.

Слайд 6

Учитель: Обезьяны легко учатся использовать новые предметы и меняют своё поведение в незнакомых условиях.

Работа в группах.

Учитель: На странице 68 выполните задание № 2, найдите ещё один признак, сходный у людей и обезьян. Зачитайте свои выводы.

Ученик: Прыгая по веткам, обезьяны оценивают расстояние с помощью зрения. Этот орган чувств – самый главный.

Учитель: На странице 68 прочитайте о ещё одной особенности общей человека и обезьяны.

Ученик: Долгий период детства.

Физминутка.

Учитель: Наряду со сходством человек имеет яркие отличия от своих древесных родственников. Назовите их.

Ученик: Ходит на двух ногах, нет шерсти, разумный, развит большой палец, речевое общение, лоб выше, челюсть выше.

Работа в группах.

Учитель: Выполните в учебнике задание № 3, вставьте нужные слова.

Ученик: Обезьяны обычно передвигаются на четырёх конечностях. Древний человек на двух ногах, руки стали помогать ему, добывать пищу и защищаться от врагов.

Учитель: Посмотрите на экран. Обратите внимание, у человека большой палец руки может касаться всех остальных пальцев. Наша рука выполняет множество разнообразных сложных и точных движений. Работая руками, развивая мозг, человек познал и изменял мир.

Слайд 7

Учитель:Назовите главное отличие человека от животных.

4. Актуализация знаний учащихся.

Работа в группах.

Учитель: В карточке выполните задание № 2 и выберите 4 особенности, которые больше других способствовали выживанию человеческого племени, докажите свои ответы. (Рисунок 2)

Карточка 2

Учитель: Каждая группа учащихся готовила домашнее задание, сообщение о человекообразной обезьяне. Ваша задача используя энциклопедию подготовить ответ по плану:

  1. Классификация.
  2. Размер и вес.
  3. Продолжительность жизни.
  4. Образ жизни.
  5. Охрана.

Слайд 8

Ученик первой группы: Рассказ об орангутанге. Отряд: приматы. Подотряд: обезьяны узконосые. Семейство: обезьяны человекообразные. Рост орангутанга 1,60 м., вес около 100 кг.. Живут примерно 40 лет на свободе. Орангатанги – вегетарианецы. Его любимое лакомство – дуриан. Орангутанги специально не охраняются.

Ученик второй группы: Рассказ о горилле. Отряд: приматы. Подотряд: обезьяны узконосые. Семейство: обезьяны человекообразные. Рост гориллы – 2,30 м., вес – 300 кг. Продолжительность жизни 35 лет. Гориллы – вегетарианцы. Они питаются в основном листьями и корой. В настоящее время гориллы охраняются.

Ученик третьей группы: Рассказ о шимпанзе. Отряд: приматы. Подотряд: обезьяны узконосые. Семейство: человекообразные. Рост шимпанзе – 1,30 м., вес 50 кг. Продолжительность жизни 45 лет. Шимпанзе – вегетарианцы. Но иногда может нападать на мелких животных. Шимпанзе находятся под охраной.

Ученик четвёртой группы: Рассказ о гиббоне. Отряд: приматы. Подотряд: обезьяны узконосые. Семейство: человекообразные. Рост гиббона около метра, вес до 9 кг. Продолжительность жизни 25 лет. Питаются растениями, фруктами, насекомыми, маленькими птицами. Гиббон находится под охраной.

Оцениваются ответы учащихся.

Работа в группах.

Учитель: Выполните задания в карточке № 3. (Рисунок 3)

Карточка 3

Проверка учителем выполнения задания.

Учитель: Подведём итог урока и зачитаем вывод с экрана.

Слайд 9

Домашнее задание.

Учитель: страница 66–70 пересказ; 1-й вариант – задание 4, 5; 2-й вариант – задание 6.

Все молодцы, активно работали на уроке, делали выводы, умозаключения, доказывали ответы.