Цели:
1. Систематизировать и углубить знания о живой природе.
2. Развивать умения анализировать и применять полученные знания, внимание и память.
3. Воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: Урок закрепления и совершенствования знаний
Оборудование: учебник, тетради, карточки, тест, кроссворд, карта для путешествия, загадки (Ромашка).
План урока:
- Актуализация знаний учащихся, работа с картой.
- Закрепление изученного материала по основным
понятиям изученной темы
- Клетка
- Царства живой природы
- Среда обитания
- Природные зоны Земли
- Природные сообщества морей и океанов - Итог урока. Домашнее задание, оценки за урок.
Ход урока
1. Организация класса. Сообщение целей урока.
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие по карте, обратите внимание на то, что на карте изображены пункты, где находятся задания, которые мы должны выполнить
2. Актуализация знаний учащихся, работа с картой.
Основные понятия темы:
1. Клетка
- Первый пункт нашего пути – это клетка. Но здесь несколько заданий. Кто-то из вас должен выполнить индивидуальное задание и задание для всего класса.
- Стрелками укажите названия частей микроскопа. (Индивидуально).
- Обозначьте и подпишите части растительной клетки. (Индивидуально).
- Пока ребята работают по карточкам, работа с классом: Ответьте на вопрос, какие виды клеток вы знаете?
- Класс делится на две группы: Работа по карточкам “Зачеркните лишнее в каждой строчке рисунка (одноклеточные и многоклеточные)” (Приложение № 1)
2. Второе задание на нашем пути называется “Царства живой природы”.
- Работа по карточкам. Подпишите название царств живой природы. (Индивидуально). (Приложение № 2)
- Соревнование для любознательных. (Каждый составит по памяти список известных ему деревьев, рыб, зверей. Победитель тот, кто составит самый длинный список.)
- Так же нам необходимо провести работу по учебнику. Откройте учебник на странице 113 задание “Подумайте!” К каким царствам относятся организмы, показанные на рисунке?
3. Следующая станция “Среда обитания”.
- Приведите примеры приспособленности организмов к жизни в разных средах обитания.
- Так же нам необходимо поиграть в игру “Ромашка”. На каждом лепестке цветка имеется загадка, на которую мы должны ответить. Каждый выбирает себе понравившийся лепесток, читает загадка и отвечает на нее.
1.
Ходит царь круг города,
Носит честь на голове. (Петух)
2. В болоте плачет, а из болота не идет (Кулик)
3.
Сивая латка,
Черная латка,
По березе скачет (Ворона)
4.
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (Петух)
5.
Хроменькая тетенька
Пошла на воду. (Утка)
6. Среди леса кузнецы куют. (Дятел)
7.
Днем спит,
Ночью летает и прохожих пугает. (Сова)
8.
Живет в лесу,
Ухает как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей боится. (Филин)
- Назовите среду обитания этих животных.
Следующий пункт нашего пути называется “Природные зоны Земли”.
- Задание написано на доске. Необходимо расположить природные зоны с севера на юг.
* Тайга | * Пустыня | * Смешанный лес |
Степь | Тропический лес | Тундра |
Тундра | Степь | Широколиственный лес |
Смешанный лес | Широколиственный лес | Степь |
- Работа по карточкам “Зачеркните лишнее”. Здесь необходимо найти животное или растение, которое не принадлежит к данной природной зоне. (Приложение № 3)
Последним пунктом нашего путешествия будет “Природные сообщества морей и океанов”
- Необходимо отгадать кроссворд “Кто живет в море?”. Для этого необходимо внимательно рассмотреть рисунок, здесь изображены буквы, нужно найти животного, которое живет в море. (Приложение № 4)
3. Итог. Домашнее задание: повторить главу №3, выполнить задание “Что мы узнали о живой природе?” в рабочей тетради.