Тема урока "Царства живой природы". Разработка урока по предмету "Окружающий мир" (автор учебника Н.Ф. Виноградова, 2-й класс, по программе "Школа XXI века")

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Звучит тихая музыка (Ф. Шуберт/Ф. Лист, “Серенада”; аудиокассета “Наедине с природой”).

Учитель: Здравствуйте, дети! Начинаем наше занятие. Сегодня мы узнаем… (Перебивает кукла “Аленький цветочек”, поёт).

“Аленький цветочек”:

На окошечке стою,
На природу я гляжу.
Всё гляжу и гляжу,
Наглядеться не могу.

Появляется Дед Краевед: Добрый день! Аленький цветочек, чем занимаешься?

“Аленький цветочек”: Любуюсь царством природы!

Дед Краевед: А каким царством природы ты любуешься?

“Аленький цветочек”: А разве их много?

Дед Краевед: Давай спросим об этом ребят и Татьяну Алексеевну… Татьяна Алексеевна, а какие царства природы есть?

Учитель: А вам интересны царства живой или неживой природы?

Дед Краевед: А что относится к живой и неживой природе?

Учитель: А вот послушайте.

Игра “Угадай-ка”

Дана цепочка слов, обозначающих предметы живой и неживой природы. Если предмет живой природы – хлопаете в ладоши, если неживой – тишина. (Учитель произносит слова: Камень, солнце, лиса, уголь, берёза, мальчик, молния, бабочка, тигр.). Я хотела бы узнать почему лиса, берёза, мальчик, бабочка, тигр, относятся к живой природе?

Дети: Они дышат, питаются, растут, передвигаются, размножаются.

Учитель: Мы бы хотели вам рассказать о царствах живой природы, согласны?

Дед Краевед: Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.

Дети (с доски): Постараюсь всё понять, многое хочу узнать.

2. Изучение нового материала.

1) Мотивационный вопрос (слайд № 3, 4). Презентация

Учитель: Вы хорошо подготовились к сегодняшнему занятию. В конце урока вы должны ответить на вопрос: какое царство природы важнее всех? У нас работает репортёр (родитель фотографирует). Удачи Вам!

Дед Краевед:

Я сегодня захотел
Подвести итог всех дел
(каждый ведь из вас задание имел)
А теперь послушать вас,
Я решил вот сей же час.
Разузнали? Доложите,
Что за Царство вы хотите
Предоставить мудро нам?
Ладно ль в Царстве том иль худо?
И какое там есть чудо?

Учитель в руках держит мяч-“Земля”. Звучит музыка (Серенада).

Учитель: Наша планета по имени Земля, одна из 9 планет Солнечной системы. Другой такой планеты нет.

Наша планета – Земля
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встаёт,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поёт,
Песнею день начинает.

(Л. Савчук)

Учитель: Большинство современных учёных считают, что первыми обитателями Земли были бактерии. В атмосфере ещё не было кислорода, необходимого для дыхания, а бактерии и не использовали для дыхания кислород. Итак, группа – “Бактерии”. (Слайд № 5)

Дети:

Мы изучали всю неделю.
В царстве нашем житьё не худо,
Есть там вот какое чудо:
Это микроорганизмы.
Только клеточка одна,
Но живёт, живёт она.

Рассказ о бактериях

1 ученик: Бактерии – это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеет свойства как животных, так и растений.

2 ученик: Существует около 2000 видов бактерий, и живут они повсюду: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, включая человека. Другие живут в опавших листьях, мёртвых деревьях, останках погибших животных. Бактерии живут повсюду.

3 ученик: Учёные, рассматривая их под микроскопом, установили, что они бывают в трёх формах: круглые, в виде палочек, спиралькой.

Дед Краевед:

Было очень интересно.
И узнать был очень рад
Про царство бактерий –
Забавный отряд!

Оценивание

“Аленький цветочек”: Покажите мне улыбку, если вы довольны выступлением этой группы (дети поднимают значок с изображением улыбки).

Учитель: Что же, времечко проходит,

К нам сюда Грибы приходят (выходят дети в шляпках грибов).

Шляпку сбросив с плеч,
Держать будут они речь.

1 ученик: Отгадайте. В роще у берёзки, повстречались тёзки? (Отгадка: грибы – подберёзовики). (Слайд № 6)

2 ученик: Грибы не относятся к растениям. У них нет корней, стеблей, листьев. Растут они очень быстро, прямо на глазах.

3 ученик: Одни из них полезные и вкусные, а другие очень опасны для здоровья, ядовитые.

4 ученик: Часть гриба, которая поднимается над поверхностью земли – это съедобная часть. Остальная часть находится под землёй и называется грибницей.

Учитель: Предлагаю дополнить таблицу “Значение грибов”. (Слайд № 7)

Дед Краевед:

Нам и лето, нам и осень
Чудеса всегда приносят,
Но грибы, что дарит лес –
Это чудо из чудес!

Оценивание

“Аленький цветочек”:

А вот приходит группа третья,
О “кормильцах” рассказать
И вопросы вам задать…

Рассказ детей о растениях: (слайд № 8).

1 ученик: Растения – это деревья, кустарники, травы, мхи. Без них вообще не было бы жизни на нашей планете. Учёные называют их кормильцами.

2 ученик: Действительно, они кормят человека, животных, но самое главное: дают нам всем живым организмам – воздух.

3 ученик: Растения поглощают из воздуха углекислый газ, а из почвы – воду и питательные минеральные вещества.

Дед Краевед: Отгадаете мою загадку? В сенокос горька, а в мороз сладка, что за ягодка? И растёт она в наших краях… (отгадка: рябина). Молодцы!

Оценивание

Учитель: Ну, а теперь пора отдохнуть. Представьте, что вы оказались в лесу (физ. минутка). Мы пойдём, ребята, в лес – там, в лесу полно чудес. (Слайд № 9)

В лесу зайца увидали, вместе с зайкой поскакали –
Прыг-скок, прыг-скок. Пойдём с пятки на носок.
Не шумите, тише, тише, мелким шагом, будто мыши.
Под кустами пробежали, на полянку мы попали.
И, как бабочки, попляшем, плавно ручками помашем.
Мы размялись хорошо, завтра повторим ещё.

Дед Краевед: А вот Животные, друзья! Честь и слава им всегда! О себе они расскажут, и таблицы нам покажут.

Выступление детей (показывают по картинам-таблицам): (слайд № 10).

1 ученик: Учёные-зоологи выделяют несколько групп животных, в каждой из которых много видов.

2 ученик: Насекомые – это беспозвоночные животные, у которых шесть ног: кузнечик, муха, пчела, комар…

3 ученик: Птицы – животные, тело которых покрыто перьями: воробей, сорока, ворона, голубь…

4 ученик: Рыбы – это водные обитатели, тело покрыто скользкой чешуёй: карась, окунь, щука, лещ…

1 ученик: Земноводные: лягушка, жаба…

2 ученик: Пресмыкающиеся: ящерицы, змеи…

3 ученик: Звери – это животные, тело которых покрыто шерстью: волк, лиса, медведь…

Практическая работа: Наблюдения “У аквариума”. (Слайд № 11)

Вопрос: какие царства природы в аквариуме? (Проблема)

Учитель: Эта группа составила таблицу о животных. Что мы можем рассказать о значении животных по таблице? (Слайд № 12)

3. Закрепление нового материала.

1) Языколомка:

Я давным-давно про пчёл
Сам узнать всё предпочёл.
Всё про всё узнал, про пчёл:
Я про пчёл вчера прочёл.

(Е. Раннева, г. Миасс)

2) Работа по учебнику:

    Работа в парах. Стр. 88-89.

    Проверка: как передвигаются животные?

    Как питаются животные?

    Где живут животные и как воспитывают своих детёнышей?

    Оценивание.

3) Самостоятельная работа в тетрадях. Стр. 39, № 67, 68. (Тетради сдают на оценку).

4) Сочинялки:

    Приходят гости: Зайка и Хрюша.

Зайка: - Мы были у вас на экологическом сборе, слушали интересные стихи собственного сочинения.

Хрюша: - Зайка, но не все ребята успели прочитать там свои стихи. Давай их сейчас послушаем!?

Чтение стихов коллективного сочинения (минутка поэзии):

    “Про Зайку”.
    По лесочку зайка – скок,
    Прыгнул он мне в кузовок.
    Лапку я ему пожал –
    Зайчик дальше побежал.

“Разговор”

- Тише, тише, вон сидит…

- Кто сидит?

- На нас глядит…

- Кто глядит? Скажи уж толком…

- Комар смотрит на нас волком…

“О чём рассказывал нам Хрюша”

    Пырей, пырей, пырей, пырей…
    Нет, говорят его вредней.
    А я люблю пырей, пырей, -
    Лекарство лучшее свиней.

Учитель: А можно я прочитаю свои стихи, загадку?

    Было утром молоко.
    Стало к вечеру оно очень вкусной простоквашей.
    Кому было так легко, простоквашей сделать молоко?

(Ответ: полезные бактерии)

    Но есть и вредные бактерии.
    Кхе, кхе, кхе, и
    Кха, кха, кха!
    Кашель душит малыша.
    Это вредные бактерии работают вредя.
    Разболелась вся душа за здоровье малыша.

Хотелось бы вам пожелать, чтобы с вредными бактериями вы не встречались!

К какому царству относятся герои этих стихов?

4. Диагностическая игра. (Слайд № 13)

“Расселим по царствам”.

У каждого ученика набор картинок представителей четырёх царств, отгадывают загадки и заполняют домики “бактерии”, “грибы”, “растения”, “животные”.

Загадки:

1) Это микроорганизмы, они живут повсюду, их можно рассмотреть только в микроскоп? (Бактерии).

2) Зимой беленький, а летом серенький? (Заяц).

3) Стоит лепёшка на одной ножке: кто мимо не пройдёт, всяк наклонится? (Гриб).

4) Какой колокольчик не звенит? (Цветок – колокольчик).

5. Подведение итога урока.

Дед Краевед:

Что ж, друзья, спасибо вам!
Я гордиться вами буду.
Выступленья хороши,
Ну, просто радость для души!

Учитель: Какое же Царство самое нужное в природе? (Cлайд № 14)

Итоговая таблица “Царства природы” (слайд № 15).

Выводы. (Cлайд № 16).

Обобщающая таблица “Круговорот веществ в природе” (слайд № 17).

Фотографии с урока (слайд №18, 19).

6. Домашнее задание.

1) Рассказать о царствах живой природы.

2) Сегодня я шла в школу, а под ногами прыгал воробей и чирикал. Как вы думаете, о чём он чирикал? Нарисуйте, напишите.

Дед Краевед: А в мою “Шапку Вопросов” положите записки с вопросами о том, что вам ещё хочется узнать о представителях живой природы, о родном крае.

7. Рефлексия. (по Г.А. Цукерман).

И Т Д

И – интересно;

Т – трудно;

Д – дружно;

Учитель: - Спасибо за работу!

“Аленький цветочек”:

Время быстро пролетело,
Расставаться нам пора…
Но не надо огорчаться,
Новые знания ждут вас, друзья!