Открытый урок в 4-м классе на тему "Все до подробностей бесценно"

Разделы: Начальная школа


Цель: расширить знания детей о крупных битвах Великой отечественной войны, показать умения и навыки учеников 4 класса.

Задачи:

  • расширить щнания детей о ВОВ;
  • воспитание патриотизма, уважения к защитникам Отечества;
  • продолжить формировать вчислительные навыки, умения детей работать с текстом, выполнять различные виды разборов.
Этапы урок Содержание урока Методы. Формы.

Приёмы проведения.

Организационный.

Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Этап всесторонней проверки знаний.

На сегодняшнем уроке. В предверии дня Победы, пройдём по страницам летописи Великой Отечественной Войны- познакомимся с некоторыми крупными битвами той войны ,покажим свои навыки и умения по матемитике, литературе, познанию мира, русскому языку, а так же продолжим развивать умение составлять конспект.

Война..( запись в тетрадях) . Раскройте лексическое значение этого слова.

( ответы детей).

А вот какое объяснение этому слову даёт Владислав Занадвороа, который погиб в 1943 году в битве на Волге.

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья.
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит своё отраженье.
Это- изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это боль головная, что ломит висок;
Это- юность моя, что в окопах истлела;
Это- грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звёздных окопных ночовок;
Это- кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это- в жизни короткий последний рассвет
Под изрытой землёй. Или как завершенье-
Под разрывы снарядов, при вспышках гранат-
Беззаветная гибель на поле сражений.

Подчеркните в стихотворении те слова, которыми автор раскрывает значение слова»война».Отличаются ли данные вами определения от авторских? (ответы детей). Почему автор выбрал именно эти слова, для раскрытия значения слова «война»? (ответы детей)

Сейчас мы посмотрим в видиозапись, как началась война.

После просмотра дети записывают под диктовку многозначные числа:человек 7230000, дивизий-190, самолётов-5000, танков-4000. Этим обладала фашистская армия на момент нападения .

22 июня 1941 года по радио было передано заявление СоветскоготПравительства: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши государственные границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города».( Видиозапись)

За первые три недели военных действий армия агрессоров продвинулась в глубь страны на 357-630км. Высчитайте средний темп продвижения противника. ( 7 дней . 3= 21 день 630км: 21=30км)

Из 170 дивизий Красной армии, имевшихся к началу войны на западной границе, полностью вышли из строя 28, а 70 потеряли до половины людей и боевой техники. Вычислите человеческие потери за три недели войны с учётом того, что в состав дивизии входит в среднем 8000 человек.

8000 . 28=224000 (8000 . 70):2=280000 124000+ 280000=504000 человека

Плохо вооружённые, порой одним лишь холодным оружием, ополченцы шли в бой, практически на верную гиьель, но на час. Дни задерживали противника.

«Да, сделали всё, что могли мы.

Кто мог, сколько мог и как мог.» Б.Слуцкий

А фронт откатывался назад (дети предполагают и записывают возможные варианты отступлений: 1. неподготовленность к войне 2. большие потери)

И снова бой, и отступленье
За беженцами след во след.
Сегодняшнему поколенью
Не знать печаль тех скорбных лет.
Не знать- и в этом наша сила,
И ради этого сквозь дым
Глядела скорбная Россия,
Себя, доверив, молодым.
Была уверена, спокойна,
Когда к отмщению звала.
И громко проклиная войны
Священной эту назвала!

В.Фирсов

Страна превратилась в единый военный лагерь. Армия и народ, тыл и фронт- объединились под лозунгои: «Всё для фронта, всё для Победы». В 1942 году Актюбинские авиамастерские ежемесячно выпускали 30 самолётов и 160 авиамоторов. Вычислим сколько самолётов и моторов они выпустили за год:

30. 12= 360 самолётов 160 . 12= 1920моторов 360+1920=2280

В 1943 году в хозяйственный оборот было вовлечено 775тыс га новых земель. И на этих землях героически трудились знаменитые мастера высоких урожаев. Одним из них был Чеганак Берсиев.Он вырастил невиданный в истории мирового сельского хозяйства урожай проса- 201ц с гектара. Сколько всего проса можно было собрать с целинных земель? 201ц . 775000= 15577500 ц

В одном из своих выступлений по радио Иосиф Сталин сказал: «.....Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной, она является не только войной между двумя армиями, но и великой войной всего советского народа против фашистских угнетателей. Целью этой всенародной отечественной войны является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма....»

Немецкое командование вынашивало план молниеносной войны, но просчиталось. Чего же не учёл враг? (ответы детей: свободолюбивый и независимый характер народов Совесткого союза)

Вся стана встала на защиту своего отечества. Множество юношей и девушек приходили в военкоматы, на сборные пункты, требуя отправить их на фронт.

«Так как послать на фронт некого,-писала в соём заявлении студентка Алма-Атинского медицинского института Маншук Маметова,- нет ни брата, ни сестры, поэтому прошусь сама».

Читаем текст про маншук Маметову:

В ряды сражающейся армии влились 1196164 казахстанца. На фронт ушёл каждый пятый казахстанец и с честью выдержалтяжёлые испытания.

Заслушиваем сообщение, подготовленного учеником:

«19 декабря 1942 года пилот –сержант Абдиров, выполняя приказ по бомбардоровачно-штурмовому налёту, на сильно укреплённый рубеж противника и большое скопление танков, показал мастерство советских пилотов, проявив исключительную храбрость и геройство. Одна за другой выводились из строя вражеские зенитные батареи, но один снаряд попал в мотор, и самолёт Абдирова загорелся. Видя, что тянуть до своих горящий самолёт невозможно, Абдиров направил самолёт в гущу вражеских танков, и погиб со своим экипажем смертью храбрых» ( Учебник «История Казахстана2 стр. 188)

За 16 боевых вылетов Абдиров уничтожил 12 танков, 28 автомашин с войсками и грузом, 18 повозок с боеприпасами, одну цистерну с горючим и разбил 3 дзота противника, подавил огонь 3 орудий зенитной артиллерии, уничтожил до 50 солдат и офицеров. Подсчитайте, какой урон нанёс Абдиров немецким войскам. 12+28+18+1+3+3+50=115

В ходе войны наша армия провела 6 гигантских битв, около 40 крупных наступательных операций.

Какой город являелся главной целью для захвата фашистской армии? ( Москва. Видиозапись)

БИТВА ЗА МОСКВУ

30.09.1941-20.04.1942

С целью захвата Москвы была разработана операция «Тайфун».в октябре 1941 года противник подошёл почти вплотную к столице. Только 23км отделяло от Москвы. Скажите , за какое время может преодолеть это расстояние :

Расстояние. Скорость. Время

Пешеход5км\ч

Грузовой автомобиль23км60км\ч

Мотоцикл 70км\ч

Сколько месяцев враг пытался , но так и не смог преодолеть эти километры?

( 5 месяцев)

Клянусь тебе жизнью, родная Москва,
За кровь на асфальте, за женщин в слезах,
За ужас в бессонных ребячьих глазах,
За взорванный бомбами мирный уют,
За каждый кирпич, что они разобьют,
За каждый квартал, укутанный в дым,
Мы страшной расплатой врагу воздадим.

А.Суриков

«Мы- советские люди, наша страна сердца не стальные, но огонь нашей мести может расплавить, сжечь любую сталь.... у нас есть самое сильное оружие, побеждающее стах, - это любовь к Родине»,- так писал легендарный герой ВОВ, герой Советскогго Моюха, известный казахстанский писатьель Бауржан Момыш-Улы.

Просмотр видиозаписи.

Любовь к Родине помогла советским воинам выстоять против «Тайфуна» , и 6 декабря нанси контрудар по группировкам немецко-фашистских войск.

Наступление развернулось на полосе тысячи километров. Из-за 3-4 дня советкие войска продвинулись на 30-40км.

Просмотр визиозаписи.

В газетах тго времени писали: «Родина гордится своими сыновьями, бойцами Красной армии, мужественно бьющимися на московских рубежах. Среди них были и казахстанцы. Навсегда останутся в памяти бойцов подвиг Тулегена Тохтарова, котрый ворвался в штаб немецкой части в с. Борродино и уничтожил 5 немецких офицеров. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. На берегах реки Оки, у деревни Воронино под Серпуховом, погиб молодой оавтоматчик Рамазан Амангельдиев, сын национального героя Амангельды Иманова. В своей послед ней и неравной схватке с врагами он уничтожил 13 фашистов( Уч «История Казахстана» стр.177)

Самой ожесточённой из всех битв ВОВ была-

СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА

17.07.1942-02.02.1943

Ни одна из мировых битв не может сравниться по масштабвм, ожесточению и свему значению с 200 дневной Сталинградской битвой. Подсчитайте , сколько часов длиласи битва. ( 24ч . 200= 4800часов)

Немецко- фашистские войска предприняли 4 попытки штурма города одну за другой. Им удалось ворваться в город с севера и юга, но город не был захвачен. Из ставки пришёл приказ всеми силами удержать город. «Соберите авиацию 2-х фронтов и навалитесь на прорвавшегося противника . Деритесь с противником не только днём, но и ночью!. Воины Красной армии с честью выполнили этот приказ.

Прослушайте отрывки из дневника немецкого офицера: «1 сентября- неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это безумие. 11сентября- безрассудное упрямство. 13 сентября- дикие зверию 16 сентября- это не люди, а черти. 27 октября- русские- это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня.»

Более 2-х месяцев удерживали оборону дома, ставшего для немцев неприступной крепостью, бойцы сержанта Павлова.

Защитники Сталинграда были сильнее смерти, и они победили. За 200 дней противник потерял убитыми, ранеными и пленными 1,5млн. человек.

Вычисли: 1 ряд- сколько уничтожено полков ( полк- 1200 человек)

2 ряд- дивизий (дивизия- 5000человек)

3 ряд- ботальонов (ботальон-600человек)

Мамаев курган- господствующая высота над городом Сталинградом. В период битвы здесь шли самые ожесточённые бои. Почему? Что из этого следует? (ответы детей : хорошая площадка для обстрела города)

Работа в группах над стихотворением Инны Гофф «В парке у Мамаева кургана», дети дополняют его вариантами своих ответов надписей на дощечках.

В парке У Мамаева кургана
Посадила яблоньку................ (вдова)
Прикрепила к яблоньке дощечку,
На дощечке вывела слова: .
«Мой муж был на фронте лейтенантом,
Он погиб в 42 году
Где его могилка я не знаю,
Так сюда поплакать я приду».
Посадила ................ ( девочка) берёзку:
«Своегоне знала я отца,
Знаю только , что лн был матросом,
Знаю, что сражался до конца».
Посадила ........................(девушка) рябину:
«В госпитале умер он от ран,
Но свою любовь я не забыла,
Потому хожу я на курга»..
Для чего посадили они деревья?
С кем ассоциируются деревья в данном стихотворении?
Пусть с годами надписи сотруться,
Их никто не сможет прочитать.
Будет к солнцу дерево тянуться
И весной птицы прилетать.
И стоят деревья как солдаты,
И в буран стоят, и в зной.
С ними же- погибшие когда-то
Оживают с каждою весной.

( После проделанной работы стихотворение зачитывается учителем или хорошо читающим учеником)

Чтобы перейти к следующей битве я хочу назвать вам 2 числа: 900 и 125. Знает ли кто из вас, с каким городом связаны эти два числа? (ответы детей)

ЛЕНИНГРАД

Против Ленинграда была брошена группа армий «Север», насчитывающая до 75тыс. отборных солдат и офицеров. Но с ходу захватить город им не удалось. И тогда гитлеровское командование обркшило на город более 250тыс. авиабомб и артиллерийских снарядов, а так же была применена стратегия голода. ( что это такое поясняют сами дети)

В начале блокады (1941 год) рацион хлеба дошёл до 100гр, крупу выдавали по 300гр, масла-100гр в месяц. Посчитайте, используя таблицу, сколько килокалорий получал житель блокадного Ленинграда в месяц.

Грамм. Количество ккал

Хлеб ржаной100253

Масло 100758

Крупа перловая 100330

253ккал . 30=7590ккал- хлеба 330 . 3 . 30= 29700ккал- крупы

7590+29700+758= 38048 ккал-за месяц

(данную задачу сильные ученики решают выражением, слабые по действиям)

Учитывая то, что в месяц человек должен получать 75тыс. килокалорий, сравните , на сколько был уменьшен рацион блокадников.

75000 – 38048= 36952- почти вдвое

С таким низкокалорийным питанием люди жили 900 дней. К каким последствиям это привело? (ответы детей)

Я хочу вам зачитать отрывок из записной книжки-дневника 11 летней ленинградки Тани Савичевой. Этот дневник стал символом трагедии города:

«Лена умерла 17 марта в 5 утра 1942 года, мама 13 мая в 7,30утра 1942 года. Савичевы умерли все. Умерли.Все. Осталась одна Таня».

Из 2550000 жителей , оставшихся в Ленинграде, после 900 дней блокады от голода и холода, артобстрелов в живых осталось 1\3 часть населения. Вычислите число выживших блокадников

. 2550000:3=85000-умерло 2550000 -850000=1700000 выживших

С какой целью немецкое командование применило эту стратегию против Ленинграда? (ответы детей: лишить воли к сопротивлению, взять Ленинград «голыми руками», а пленных превратить в рабов, готовых за миску баланды на всё............но)

Дети , плача, хлеб просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене ородской.
Без воды, без тепла и без света
День похож на чёрную ночь.
Может и в мире силы нету,
Чтобы всё это превозмочь?
Умирали и говорили:
-Наши дети увидят свет!
Но ворот они не открыли,
На колени не встали,нет!

Е.Рывина

Город не только выживал, но и работал на фронт. Ленинградцы дали фронту 1700тыс. мин и снарядов, 1260тыс ручных гранат, большое количество стрелкового оружия.

За мужество и отвагу, проявленную в годы блокады, городу присвоено звание города-героя.

КУРСКАЯ БИТВА

05.07.1943-23.08.1943

В РАЙОНЕ ГОРОДА Курска, на линии фронта , протяжённостью 500км сражалось около 4мил.человек, свыше 13000 танков, 69000 орудий и миномётов, до 12000 самолётов. Изобразим графически эту линию фронта. Что потребуется для этого? (масштаб- дают определение масштаба. Выбираем масштаб 1см:50км 500км:50км =10см (чертят и разбивают этот отрезок по 1см)

Как узнать количество техники и живой силы, сосредоточенных на каждых 50км? ( в 500км по 50км содердится 10раз, значит:

4000000чел: 10= 400000человек

69000: 10= 6900 орудий

13000: 10=1300танков

12000:10=1200 самолётов ( эти данные подписывают над каждым кантиметре отрезка)

12 июля под Прохоровкой произошло крупное в истории второй мировой войны встречное танковое сражение.

«Битва ачалась с 30 минутной контрартподготовки. Огонь одновременно вели 600 орудий. Полчаса стоял такой грохот, что в ушах звенело, земля содрогалась, как в эпицентре 9 балльного землетрясения. Гитлеровские войска ответили огнём из артиллерии и миномётов всех калибров, мы же открыли новый 30 минутный контрартобстрел на этот раз из 1000 орудий»- так вспоминал начало курской битвы маршал Рокосовский. (видиозапись)

50 дней шли ожесточённые бои на земле и в ввоздухе. Дым, гарь, копоть превратили день в ночь. Противник был измотан. Советские войска одержали победу в этой великой битве, уничтожив до 400 танков противника. После победы на курской дуге в Москве был произведён первый за время войны салют. Победа в курской битве дала начало массовому изгнанию фасистских захватчиков с нашей территории.

Звучит песня «Солдаты идут»

В благодарность за изгнание фасистских захватчиков с территорий соседних государств, и в память о погибших во многих странах Западной Европы, возведены памятники советским воинам-освободителям.

Работаем с текстом»Памятник советскому солдату»

Стоит в городе Берлине огромный памятник. На зелёном холме возвышается богатырь из камня.

В одной руке солдат держит тяжёлый меч. Этим мечом он сразил фашистов. Другой рукой он крепко прижимает к плечу маленькую девочку. Спокойно сидит она на широкой ладони солдата. Спас он её от гибели. Уберёг от войны всех на свете детей.

Грозно смотрит он сегодня с высокого холма. Не грозят ли злые враги войной, не хотят ли нарушить мир. Советский солдат оберегает покой и мирный труд всех честных людей на Земле. (85 слов)

1. Вставить пропущенные орфограммы.

2. Разобрать слова по составу: возвыщаетяс, прижимает.

3. У казать падежи существительных в предложении: Советский солдат оберегает покой и мирный труд всех честных людей на Земле.

4. Сделать морфологический разбор глаголов: 1-в.-стоит, 2-в.-сидит

5. Сделать синтаксический разбор и подписать части речи : Спокойно сидит она широкой ладони солдата.

Дети исполняют песню «Алёша» и читают сихотворение:

Вы в битве родину спасли,
Преодолели все преграды.
Спасибо вам от всей земли,
За всё спасибо вам солдаты.
Ив добрый час, счастливый час,
Час мирного рассвета,
Во имя вас, во имя вас
Мы празднуем Победу!
Как вы вступали в города
На встречу вам бежали дети.
Вам благодарны навсегла
Мы все, живущие на свете.
Мы помним всех по именам,
И всех обнять мы рады!
От всей души спасибо вам,
Спасибо ам, содаты!
Чтоб не лежал весь мир во мгле,
Себя в бою вы не щадили.
И стольким людям на земле
Вы счастье жизни подарили.
От всех, кто вами был спасён,
От всех, кто нынче рядом,
Пимите наш земной поклон,
Советские солдаты!

Б.Дубровин

Видиозапись «Салют Победы» Звучит песня «День Победы»

В эти дни пусть каждый человек вспомнит и задумается, какой ценой далась Побела Великой Отечественной Войны. И мы почтим сегодня всех павших минутой молчания.

Если каждого павшего из 27млн.погибших почтить минутой молчания, то наступит тишина на 38 лет.

Через года, через века-
Ппомните,
О тех, кто уже не придёт никогда
Помните!
Это нужно не мёртвым,
Это нужно живым!

М. Стимулирования и мотивация учения

П. Создание ситуации значимости

Ф. Общеклассная

М. Стимулирования и мотивация учения

П. Создание эмоционально-нравственных переживаний

Ф. Общеклассная

М.метод упражнеия

П. Анализ выполнения задания

Ф. Коллективная

М. Организация осуществления учебно-познавательной деятельности

П. ТСО

Ф.общеклассная

М. Упражнения

П. Сообщение условий и фиксации хода выполнения

Ф. Индивидуальная

М.Репродуктивный

П.запоминание учебной информации

Ф. Индивидуальная

М.Упражнения

П, Сообщение условий задач и фиксация хода выполнения

Ф.Индивидуальная

М. Проблемно-поисковый

П. Создание проблемной ситуации

Ф. Общеклассная

М. Репродуктивный

П. Повторение учебного материала

Ф. Индивидуальная

М. Упражнения

П. Сообщение условий задач и фиксация хода выполнения

Ф. Индивидуальная

М. Логический

П. Доказательство

Ф. Коллективная

М.Организация осуществления учебно-познавательной деятельности

П. ТСО, рассказ

Ф. общеклассная

М.Организация осуществления учебно-познавательной деятельности

П. Рассказ

Ф. Общеклассная

М. Упражнения

П. Сообщение условий задач и фиксация ходов выполнения

Ф. Коллективная

М. Логический

П.Доказательства, на основе логических рассуждений

Ф. Коллективная

М. Упражнения

П. Сообщение условий задач и фиксация хода выполнения

Ф. Дефернцированная

М. Упражнение

П. Сообщение условий задач и фиксация хода выполнения

Ф. Общеклассна

М. Организация учебно-познавательной деятельности

П. Словесный (рассказ)

Ф. Общеклассна

М. Письменного контроля

П. Контрольная письменная работа

Ф. Индивидуальная

М. Мотивации

П. Создание ситуации значимости

Ф. Индивидуальная