“Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культуры” (Д.С. Лихачев)
Событие: 100 лет со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева.
Цели:
Развивать любознательность, творческое воображение, коммуникабельность, ценностное отношение к природе родного края, приобщить к культуре родного края;
Формирование умений и навыков взаимодействия с природой, заложить основы природоохранительных навыков, обогатить жизненный опыт детей позитивным взаимодействием с окружающей средой;
Развитие ответственного отношения к природным водным источникам через изучение их состояния, паспортизацию, и выявление их роли в данном природном сообществе.
Оборудование:
- Ожегов “Словарь русского языка”;
- Даль “Толковый словарь”;
- Таблички со словами “род”, “родина, “родить”, “природа”, “народ”;
- Схема “Классификация родников”;
- Таблицы с результатами лабораторных исследований и социологического опроса;
- Химическая посуда: 3 химических стакана (250 мл); 3 конические колбы (150 мл); 3 пробирки, 3 держателя для пробирок;
- Стенд “Источники загрязнение родника”;
- Модель “Круговорот воды в природе”;
- Побеги с почками тополя, ивы, вяза;
- Стенд “Какой бывает вода”.
Ход урока
Учитель:
В этом учебном году вы приступили к изучению предмета – природоведение. От каких слов произошло “природоведение”? (Природоведение образовано из двух слов: “природа”, и “ведать”)
Что такое природа? (Природа – это весь мир, который нас окружает)
Что означает слово “ведать”? (Слово ведать означает “знать”, “изучать”)
Значит, наш предмет дает нам знания о природе. Сколько ни изучай природу – в ней остается множество загадок. Одним из чудесных природных явлений на Земле являются родники.
Сегодня мы проводим итоги работы над проектом “Природа, родник, родина, просто доброта”.
Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни. Наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен хотя бы немного быть знаком с экологией.
От каких слов произошло слово экология? (От греческих слов “экос” и “логос”)
Что означает слово “экос”? (Слово “экос” означает – “дом”)
Что означает слово “логос”? (Слово “логос” означает наука, учение).
Значит, экология – наука о природном доме человечества.
Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека важна среда, созданная культурой его предков и им самим.
Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то его культурная среда настолько же необходима для его духовной нравственной жизни. А для этого нужны знания, объединяемые в особую дисциплину – экологию культуры.
Эпиграфом нашего проекта являются слова Д.С. Лихачева: “Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культуры”.
Для работы над проектом были сформированы группы. Каждая группа получила свое задание. Слушая отчеты групп, вы должны заполнить схемы в рабочей тетради (Приложение 1 – 6). Для отчета приглашаем группу “Филологи”.
Ученик из группы “филологи” Мещерякова Татьяна:
Наша группа получила задание найти слова с корнем “род”. Определить связь между словами “родина”, “родник”. Собрать народные произведения о роднике (песни, пословицы, поговорки, стихотворения сказки).
Мещерякова Светлана и Мещерякова Татьяна собрали материал по теме.
Зверев Роман и Попов Сергей с помощью “Словаря русского языка” Ожегова и “Толкового словаря” Даля нашли слова с корнем “род” и определили их значение. Лесечко Светлана сообщит о результатах проделанной работы.
Докладчик Лесечко Светлана:
“В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник холодный
Чтоб напоить людей водой,
Прозрачной, чистой и студеной”.
Это строки из стихотворения поэта Акимова.
Многие известные поэты, такие как Блок, Майков, Плещеев, Тютчев тоже в своих произведениях описывали родники, родниковую воду.
О целительных, очистительных свойствах воды рассказывают многие предания, недаром воду использовали в разных обрядах и гаданиях. Святые родники, озера, реки всегда почитались в народе.
“Плевать в колодец – всё равно, что в лицо матери”, - говорили на Руси.
“Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник”.
В наши дни эта пословица звучит особенно актуально.
Один их самых любимых детьми жанров устного народного творчества – загадки. Многие из них посвящены воде.
Он без рук, он без ног,
Из земли пробиться смог.
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
(Ручей)
Вода в родниках вкусная, свежая, прозрачная, как хрусталь, чудодейственная. У родникового ключа душа отдыхает от забот, оберегает покой и бодрость.
Ещё на заре своей истории люди сознавали великое значение водной стихии. Это подтверждают и мифы разных народов, и философские умозаключения древних, которые при всей их наивности, всё-таки поняли одну бесспорную истину: как без огня нет культуры, так и без воды нет, и не может быть жизни.
Интересны сведения из “Жития” основателя Троице – Сергиевой лавры преподобного Сергия Радонежского, жившего в XIV в.
Питьевую воду монахи брали из небольшого и чистого ключа. Со временем он иссяк. Монахи попросили помощи. Сергий, взяв с собой одного брата, сошел с ним в лес, нашел небольшой источник, сотворил над ним усердную молитву, а по окончании её, явился обильный содой родник.
Так, по преданию в Сергиевом Посаде, известнейший целебный источник. В каждом городе, посёлке, деревне есть свои родники с чистейшей водой. Ведь не зря слово родник однозначное со словами род, родина, родить, природа, народ.
Учитель:
Для отчета приглашается группа “Гидрологи”.
Ученик из группы Никулин Андрей.
Наша группа получила задание с помощью дополнительной литературы ответить на вопросы: Что такое родник? Как образуется родник? Почему родниковая вода самая чистая? Измерить мощность водосброса родника.
Внутри группы были распределены обязанности:
Савенко Александр подбирал и оформлял материал по теме.
Зинченко Сергей, Никулин Андрей и Мищенко Мария выполняли лабораторные исследования, определяли мощность водосброса родника.
Соколов Никита сообщит вам о результатах проделанной работы.
Докладчик Соколов Никита:
С помощью Большой Советской энциклопедии определили: родники – естественные выходы подземных вод на земную поверхность.
Родник возникает там, где водоносный горизонт пересекается с земной поверхностью.
Существует несколько классификаций родников. По направлению движения подземных вод к выходу на поверхность источники делятся на:
- восходящие, направленные вверх;
- нисходящие, в которых вода стекает вниз под напором или без напора.
По режиму источники делятся на постоянные, сезонные и временные;
По температуре – на холодные, теплые, горячие.
Химический и газовый состав воды разнообразен.
Лаборант Мищенко Мария:
Мы определили мощность водосброса родника, и получили следующие результаты. Объектом исследования явились родники на улице Коммунальная и городского парка.
Глубина русла первого ручья составляет – 4 см, ширина русла – 20 см;
1 литр воды набирается за 34 секунды;
за час – 105 литров;
за сутки – 2520 литров.
Глубина русла второго ручья составляет 6 см;
ширина русла 18 см;
1 литр вода набирается за 120 сек;
за – 1 час 30 литров;
за сутки – 720 литров;
По водообильности городские родники относятся к категории мелких. Наша группа установила знаки, обозначающие наличие родника и призывающие к охране.
Социолог Савенко Александр:
Проблема качества питьевой воды приобретает острейший характер. Вода, поступающая к нам в дома из городской водопроводной сети, не является той водой, которую хочется пить из-за запаха хлора и осадка железа. Жители города ищут альтернативные источники чистой воды: устанавливают фильтры, использование фасованную питьевую воду, родниковую воду.
Мы тоже провели опрос жителей нашего города и задали два вопроса:
Пользуетесь Вы родниковой водой, и, в каких целях?
Если не используете родниковую воду, укажите причины?
И получили следующий результат. Из опрошенных 100 человек пользуются родниковой водой 42 человека для приготовления пищи, для умывания, как лечебную воду. Не используют родниковую воду 58 человек по причине неудобного расположения от дома, сложившихся традиций и благоустроенности.
Учитель: Ввиду усиливающейся популярности родников важное практическое значение имеет изучение качества подземных вод.
Для отчета приглашается группа “Экологи”
Докладчик Полякова Яна:
Наша группа получила задание определить параметры воды.
Внутри группы были распределены обязанности. Балахонова Света и Полухина Кристина выполнили лабораторные исследования. Необходимое оборудование взяли в кабинете химии.
Бондарь Вика подбирала материалы по теме.
Таболин Максим – оформил полученные результаты, составил таблицы.
Полякова Яна сообщит вам о результатах проделанной работы.
Определяя качество воды убедились, что на поверхности воды отсутствуют пятна нефтепродуктов. Вода прозрачная, бесцветная, температура воды +7, +8 °С. Активная реакция воды равна семи. Запах совсем не ощущается.
Лаборант Балахонова Светлана, Шеховских Екатерина:
Мы предлагаем вам изучить параметры воды из родника, лужи и водопроводного крана. Полученные результаты исследования параметров воды занесите в таблицу.
- Определите температуру воды с помощью водного термометра.
- Для определения мутности воду взбалтывают, воду наливают в пробирку так, чтобы высота воды была равна 10 см. и рассматривают в проходящем свете. Мощность выражается в условных единицах: слабая, заметная, сильная.
- Определите прозрачность воды путем чтения шрифта через столб воды. На листок с шрифтом поставьте стакан. Воду наливайте в стакан постепенно, следя за четкостью шрифта до тех пор, пока буквы станут плохо различны. Высота столба воды, налитой в цилиндр, выраженная в сантиметрах, является показателем прозрачности.
- Осадок воды обусловлен оседанием взвешенных частиц, которые имелись в воде. Описывается осадок после отстоя воды как, ничтожный, незначительный, заметный, большой.
- Определите запах воды. Запах определяется при комнатной температуре и при нагревании до 50о – 60°С. Характеризуя качество (гнилостный, болотный, землистый, рыбный…) силу запаха определяют по пятибалльной шкале:
- С помощью индикатора определите реакцию среды. Для этого возьмите полоску индикаторной бумаги, смочите её в анализируемой пробе и сравните её окраску со шкалой.
Результат: температура воды в луже + 12°С; температура воды в роднике +8°С; температура воды в водопроводном кране + °С.
Результат: Вода из родника и водопроводного крана не мутная, а вода в луже сильно мутная.
Результаты: Вода из родника и из водопроводного крана прозрачна. Высота столба воды из лужи равна 4 см, вода не прозрачна.
Результаты: В стакане с родниковой водой осадка нет; в стакане с водой из водопроводного крана осадок заметный, а в стакане с водой из лужи осадок большой.
Результаты: В пробирке с родниковой водой запах не ощущается (0 баллов); в пробирке с водой из водопроводного крана запах хлора слабый (2 балла), в пробирке с водой их лужи землистый заметный (3 балла).
Результаты: все три пробы имеют рН = 7.
Источником загрязнения родника являются пластиковые бутылки, пакеты, упаковки оставленные жителями города.
Мы считаем, что должна проводиться комплексная очистка родников окружающих наш город. Иначе в ближайшее будущее мы просто будем испытывать недостаток пресной воды.
Учитель: Для отчета приглашается группа “Химики”.
Докладчик Золотарева Инна:
Наша группа получила задание найти ответы на вопросы:
- откуда взялась вода?
- вода простое вещество или сложное?
- кто первый раскрыл загадку состава воды?
- какой бывает вода?
- как происходит круговорот воды в природе?
Внутри группы были распределены обязанности:
Аралов Егор и Голубкова Мария подбирали материал по теме.
Жирноклеева Кристина и Веневцева Лиза оформили полученные результаты и собрали модель круговорота воды в природе.
Золотарева Инна: “Сообщим вам о результатах проделанной работы”.
О воде мы уже знаем много. Вода – неорганическое вещество, которое на планете распространено повсеместно. Химическая формула воды - Н2О, состоит их двух атомов водорода и одного атома кислорода.
Все воды планеты (наземные и подземные), вечные льды образуют общую оболочку Земли – гидросферу.
Вода единственное вещество на Земле, которое может существовать на планете в трех разных состояниях: твердом, жидком и газообразном.
Из всей воды, имеющейся на планете, всего лишь 3% приходится на долю пресной, а остальная вода соленая. Если из ста капель воды в стакане взять только 3 капли, это и будет та самая вода, которая так необходима живым организмам, т.е. это столько ее сосредоточено в реках, озерах, родниках. Остальная пресная вода заморожена в ледниках.
Под влиянием солнца вода в природе непрерывно перемещается переходя из одного состояния в другое, образует облака, затем, проливаясь дождем и выпадая снегом, вновь возвращается на сушу, в океаны. Так происходит круговорот воды.
Изобретатель Жирноклеева Кристина:
Настоящий садовод знает, что нужно растениям – вода, свет с тепло. Устроив небольшой сад в банке, ты сможешь наблюдать круговорот воды в природе.
Тебе понадобится большая чистая банка вместительностью не меньше 3 литров. Перво-наперво насыпать в нее древесный уголь. Дно должно быть полностью покрыто им. Сверху на уголь насыпать землю для цветов, купленную в магазине. Банка должна быть наполнена землей на ?.
Подбери молодые растения небольшого размера, которые растут не слишком быстро. Хорошо подойдут для этого папоротник или плющ. Если взять для сада отводки разных растений, получится особенно красиво.
Полей сад, как следует, закрой горлышко банки пленкой и надень резинку. Банка должна стоять на свету, но не на прямом солнце. Открывать её больше не нужно. Многие месяцы тебе не придется ничего делать в своем саду, потому что его вообще не требуется поливать.
- Почему не придется поливать растения?
Под воздействием солнца вода испаряется с поверхности листьев и почвы. Вода из жидкого состояния переходит в газообразное. Водяной пар конденсируется на холодной поверхности стенок банки в капли воды. Вода стекает в почву.
Учитель: Для отчета приглашается группа “Ботаники”.
Докладчик Устаева Диана:
Наша группа получила задание:
1) Изучить видовой состав растительности и её состояние;
2) Выявить растения индикаторы чистоты воздуха, растения устойчивые к загрязнению атмосферы.
Внутри группы были распределены обязанности:
Меркулова Анна и Костина Кристина занимались изучением видового состава деревьев, кустарников, трав.
Щеголева Ксения подбирала материал по теме.
Все вместе оформили собранный материал.
Устаева Диана сообщит вам о результатах проделанной работы.
Изучая растительность родника, мы обнаружили, что растительное сообщество состоят из нескольких ярусов.
Первый ярус образуют тополь, ясень, осина, ольха.
Второй ярус – клен остролистный, ива козья, верба.
Третий ярус – клен татарский, боярышник, крушина, бересклет, черемуха, жимолость.
Четвертый ярус – травы: подорожник, тысячелистник, гравилат, череда, таволга, осока, копытень, крапива и другие. Полный список растений в папке.
Мы заметили, что поверхность стволов деревьев покрывают лишайники. Это большие светло-серые пятна листоватых пармелий, пармелия оливковая образует на коре деревьев коричневые слоевища, пармелия козлиная образует желтовато-зеленые розетки.
Стволы деревьев покрывают оранжево-желтые розетки ксантории. Нарастание лишайников на деревьях свидетельствует о том, что местность не загрязнена вредными выбросами.
Лаборант Меркулова Анна:
Деревья и кустарники, даже в зимних условиях, можно отличить друг от друга по расположению ветвей, форме кроны, окраске коры, расположению почек.
Мы предлагаем определить деревья по зимующим почкам.
Перед вами побеги разных деревьев, на них расположены почки. Почки разных деревьев различаются между собой. Обращайте внимание на следующие признаки:
- Как почки расположены на ветке? Подобно листьям почки могут располагаться супротивно или очерёдно.
- Какого цвета почки и ветки?
- Какова форма ветки? Какова форма почек – заостренная или округлая?
- Чем покрыта почка – волосками или чешуями? Если чешуями, то сколько их, клейкие они или нет?
(Ребята слушают описание побегов и с помощью карточек определителей определяют название дерева).
Побег под номером 1. Почки очередные, крупные, зеленые, заостренные, клейкие, смолистые, обладающие своеобразным приятным запахом. Почка покрыта чешуйками по краям коричневые. (Ответ: тополь)
Побег под номером 2. Ветки тонкие, почки очередные, прижатые к ветке. Почка покрыта только одной чешуей, напоминающей колпачок. (Ответ: вяз)
Учитель:
Вернемся к теме нашего проекта: “Природа, родник, родина, просто доброта”. Почему в названии проекта есть слово доброта?
Меркулова Анна: “Потому что только добрый человек может относиться к природе с добротой и заботой. Добрый человек не будет уничтожать, и загрязнять мир, который его окружает”.
Таболин Максим: “Когда мы пьём родниковую воду, то становимся добрее и здоровее. Если человек делает добро от всей души, то добро к нему же и возвращается”.
Лесечко Светлана: “Потому что к природе, родине, родникам нужно относиться с добротой и любовью, беречь и охранять их. Если природа будет цветущей, а родники чистыми, - в мире прибавится доброты”.
Устаева Диана: “мы говорим родник, а подразумеваем маленькую часть нашей родины. Сберегая родники, мы бережем нашу родину, а это учит нас быть добрыми и отзывчивыми, любить и заботиться о том, что создала природа”.
Учитель:
Все вы говорите, что к природе надо относиться с любовью. Но, с чего начинается любовь к природе?
Она начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, к ее прошлому, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре, к соблюдению законов экологии культуры.