Цели урока:
- закреплять знания учащихся о речевой единице речи – предложении и тексте;
- формировать способности в составлении связного текста-повествования, исходя из темы и главной мысли;
- развивать умения строить предложения внутри текста в зависимости от хода развития мысли;
- работать над развитием культуры речи учащихся;
- воспитывать чувство любви к окружающей природе, бережного отношения к ней.
Оборудование:
- плакат “Зимующие птицы”;
- магнитный плакат “Кормушка для птиц”;
- иллюстрации зимующих птиц;
- карточки со словарными словами – названиями птиц.
- аудиозапись “Голоса птиц”
- конверты с набором предложений для каждого учащегося.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Ребята, вы все любите ходить в театр, сегодня на уроке мы и поиграем в театр, только будем в роли актеров, а зрители в нашем театре уже присутствуют, давайте их поприветствуем (дети здороваются с присутствующими учителями на уроке). Итак, занавес, начинаем!
II. Актуализация знаний учащихся.
- Люди наделены бесценным даром общения. Каким? (Речью.)
- Но этим даром надо уметь пользоваться, чему мы и учимся на уроках развития речи. Продолжите, пожалуйста, мои мысли:
1) если в речи нужно лишь назвать что-либо, мы используем … (Слова);
2) если мы хотим выразить законченную мысль, мы должны построить … (Предложение);
3) если же мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаем … (Текст)
- Что такое текст? Дайте, пожалуйста, определение. (Текст – это группа предложений, связанных между собой по смыслу).
- Назовите основные признаки текста (Тема и главная мысль).
- Какие типы текста мы знаем? (Повествование, описание, рассуждение)
На доске по ходу ответов детей выстраивается следующая схема:
III. Первичная работа над темой и главной мыслью текста.
- Сегодня мы будем учиться составлять текст-повествование. Сколько частей мы чаще всего выделяем в тексте-повествовании? (Три). Перечислите (Вступление, основная часть, заключение)
На доске записываются (выставляются карточки) перечисленные пункты плана.
- Но нельзя составить текст, не определив его тему и главную мысль. А их нам подскажут следующие строчки, которые вы видите на стенде. Прочитайте, пожалуйста, их.
На стенде запись: “Трудно птицам зимовать. Надо птицам помогать”.
- О ком говорится в данных строчках? ( О птицах).
- Причем, о каких птицах? ( О зимующих). Следовательно, мы будем писать о зимующих птицах.
- К чему призывают эти строчки? (Птицам нужно помогать зимой).
- Эта главная мысль и ляжет в основу нашей работы. Но сначала я предлагаю вам прослушать, как данную тему и главную мысль раскрыл в своем стихотворении А. Яшин. Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение А Яшина “Покормите птиц”:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
IV. Работа над вступлением.
- Начинаем со вступления. Воспользуемся строчками из стихотворения, записанными на стенде, и выпишем первое предложение, в котором указано, о ком пойдет речь. Прочитайте это предложение (Трудно птицам зимовать), запишите, предварительно пропусти одну строчку ( для заголовка).
- Давайте разовьем эту мысль, продолжим. Почему трудно птицам зимовать? (Птицам холодно зимой, и нечего есть). Выразим эту мысль в предложении: составьте из предложенных слов предложение, чтобы оно продолжало первое.
На доске выставлены карточки со словами: голодно, и, время, года, птицам, в, холодно, это.
- Какие слова должны быть первыми, чтобы образовался “мостик” между первым и вторым предложением? (В это время года …)
- Чтобы избежать повтора, какое слово лучше заменить? (Слово “птицам” на местоимение “им”).
- Какое слово лучше поставить в конец предложения, чтобы оно помогло нам дальше развить мысль? (Голодно).
- Прочитайте, какое предложение запишем (В это время года им холодно и голодно.)
- Запишите данное предложение, соблюдая все правила оформления предложения на письме ( первое слово пишем с большой буквы, все слова пишем отдельно, в конце предложения ставим точку).
V. Работа над основной частью.
- Переходим к основной части. Какую же помощь мы можем оказать птицам зимой? ( Птиц нужно подкармливать).
- Возьмите, пожалуйста, конверты, которые лежат у вас на партах. В конвертах карточки с набором предложений. Расположите данные предложения так, чтобы получился связный текст, помните о последовательности событий.
Дети работают 2-3 минуты самостоятельно, располагая предложенные предложения в нужной последовательности:
Саша и Миша решили сделать кормушку для птиц.
Саша и Миша работали дружно.
И вот кормушка готова.
Саша и Миша повесили кормушку в саду, насыпали корма.
- Все ли удачно в получившейся части? ( Нет, много повторов)
- Как нам избежать повторов? Какими словами лучше заменить? ( мальчики, ребята)
Данные слова записываются на доске.
- Запишем основную часть, заменяя, где нужно, слова, первое предложение записываем с красной строки.
Ученики по одному предложению читают предложения, все записывают.
VI. Работа над заключительной частью.
Вывешивается магнитный плакат с изображением кормушки, иллюстрации птиц. На стенде также даны иллюстрации зимующих птиц с их названием: ворона, сорока, воробей, синица, снегирь.
- Составим заключение. Из предложенных предложений выберите только то, которое является продолжением предыдущей части, связано с нашей темой. Запишите его с красной строки.
На доске записаны предложения:
Птицы приносят большую пользу.
Пернатые гости не заставили себя долго ждать.
Воробьи, вороны, голуби, галки остаются зимовать.
Учащиеся выбирают второе предложение, записывают.
- Каких птиц мы можем увидеть у кормушки?
- Составьте по данной схеме предложение:
Прилетели (какие?) (рисунок воробья), (какие?) (рисунок синички), (какие?) (рисунок снегиря).
Набор имен прилагательных дан на доске: шустрые, юркие, красногрудые.
- Какова главная мысль нашего текста? ( Помощь птицам)
- Составим заключительное побудительное предложение, которое отражает идею нашего текста. (Помогайте птицам зимой!) Запишем его.
- Прочитаем получившийся текст. Как можно озаглавить текст с учетом главной мысли? (Помощь птицам. Птичья столовая.) Запишем заголовок.
VII. Подведение итогов урока.
- Наш урок подошел к концу. И если сегодня вы, ребята, захотите сделать также кормушку, помочь зимующим птицам, будете их подкармливать в это трудное время года, то значит этот урок не прошел даром. И мы обязательно с вами услышим весной трели соловья, щебет ласточки, веселое чириканье воробьев, свист синички.
Звучит аудиозапись “Голоса птиц”.
Урок окончен.