Вечер досуга "Клуб бабушек" на тему "Путешествие в страну русских народных сказок"

Разделы: Работа с дошкольниками


ПУТЕШЕСТВИЕ В “СТРАНУ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК”

Цель: закрепить знания детей о русском народном творчестве, формирование положительного психологического климата взаимодействия между внуками и бабушками
Задачи:
  • воспитывать любовь к книгам, к народному творчеству, используя загадки, песенки, прибаутки, поговорки
  • развивать ловкость, терпение, смелость
  • воспитывать уважение и любовь к старшему поколению
Материал: Печка, принадлежности к ней, книги, картина “Три богатыря” Васнецова, люлька, самовар, карточки со словами.

Ход вечера

Воспитатель: – Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы отправляемся в “страну русских народных сказок”.
(Голос): – Ой, про меня не забудьте, Воспитатель.
Воспитатель: – Кто это говорит?
(Голос): – Отгадайте:
У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью он ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Воспитатель: – Кто же он?
Дети: – Кот ученый.
Воспитатель: – Правильно.
Кот: – Здравствуйте, дорогие!
– Я приглашаю вас в “страну русских народных сказок”, там у меня зарыт клад, и думаю, что вы поможете его найти. Но, чтобы попасть в эту страну, необходимо назвать русские скажи.
Дети:
  • “Кощей бессмертный”
  • “Елена Прекрасная”
  • “По щучьему велению”
  • “Крошечка-Хаврошечка”
  • “Морозко”.
Гости:
  • “Колобок”,
  • “Теремок”,
  • “Курочка Ряба”,
  • “Репка”.
Воспитатель: – Молодцы!
Кот: – Но в стране сказок русского народа встречаются что, мои дорогие бабушки?
Гости: – Потешки, пословицы, поговорки, былины, прибаутки, песенки, скороговорки, забавы, загадки.
Воспитатель: – Правильно, замечательно!
Кот: – Чтобы отправиться в путешествие необходимо сделать разминку (“мы начали”: дети повторяют движения, отраженные в тексте за воспитателем).
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой.
Ну-ка, ну-ка топни ножкой. (2 раза)
Заинька, приседай,
Серенький, приседай,
Ну-ка, ну-ка, приседай. (2 раза)
Заинька, покружись,
Серенький, покружись,
Ну-ка, ну-ка, покружись. (2 раза)
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Ну-ка, ну-ка, поклонись. (2 раза)
Воспитатель: – Отлично!
Кот: – А теперь в путь! Посмотрите, какое болото, но на нем есть кочки, надо его перейти по кочкам (обручи), но, выполняя задания, назовите старинные слова, встречающиеся в сказках. Играют все.
Воспитатель: – Саша!
Ребенок 1: – “Чело” (лоб) (пробежал).
Воспитатель: – Молодец!
– Ирина Федоровна!
Гость 1: – “Очи” (глаза).
Воспитатель: – Правильно!
– Сергей!
Ребенок 2: – “Журить” (ругать).
Воспитатель: – Молодец!
  • дивиться (удивляться)
  • баюкать (укладывать спать)
  • глаголить (говорить)
  • лик (лицо)
  • персты (пальцы)
  • старица (старушка)
  • девица (девушка)
  • кров (дом)
Кот: – Какие вы молодцы, быстро пробежали к березке.
– А почему она попала в “страну русских сказок”?
Дети: – Около березки водили хороводы.
Кот: – Потому и мы будем водить хоровод “Во поле березонька стояла”.
(Включается музыка, дети водят хоровод с гостями.)
Воспитатель: – Ребята, посмотрите, кто-то стоят на пригорке? (картина “Три богатыря”)
Дети: – Это богатыри, они охраняют заставу от врагов.
Воспитатель: – А как зовут их, гости?
Гости: – Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич
Богатыри: – Куда, вы путь держите, гости честные?
Дети, гости: – Мы идем в страну русских сказок.
Богатыри: – Мы поможем вам, но только назовите героев русских сказок.
Дети, гости: – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Хаврошечка, Емеля, Иван Царевич, Марья-искусница, Соловей-разбойник!
Воспитатель: – Молодцы!
Богатыри: – А пословицы о нас, богатырях, вы знаете?
Дети, гости: – Так как вы богатыри смелые, дружные, то пословицы такие есть:
  • “Смелость города берет”
  • “Лучше умереть орлом, чем жить зайцем”
  • “Хорошо медведя из избы дразнить”
  • “Друг научит, а недруг проучит”
  • “Кто друг прямой, тот брат родной”
  • “Верный друг лучше сотни слуг”
Богатыри: – Спасибо, гости, за доброе слово. В путь, вас печка ждет.
Печка: – Здравствуйте, гости, знаю, куда собираетесь, входите, угощайтесь, отдохните.
Кот: – Я принес мешок с электрическими приборами, так что мы и согреемся, и чайку попьем.
Печка: – Бабушки, расскажите коту и детям были ли в сказках электроприборы?
Бабушки: – Нет, печка согревала и еду готовила, она и лечила, и одежду сушила, и в бане мыла – помощницей была. В самоваре кипятили чай. Гладили белье специальной скалкой, пряли с помощью прялки, в избе светили лучины, а электричества тогда и в помине не было.
Печка: – Кот, а что же в избе еще было?
Кот: – А давайте зайдем и поиграем в ней.
– Посидим на лавках, около стола. Еду сварим в чугунах, вытащим из колодца ведра воды, коромыслом донесем до избы, в рукомойник нальем. Ухватом вытащим чугунок со щами, на речке постираем половики. В люльке покачаем младенца.
(Дети со взрослыми играют).
Печка: – Тихо, детишки, чтобы уснул наш маленький, споем мы ему песенки.
(Поют колыбельные.)
Баю-бай, ты собачка не лай…
Белолапа не скули
Нашу детку не буди.
Прилетели журавли,
Сказку Кате принесли.
Ты ее послушай
И усни Катюша.
Котик спи! Котик спи!
Ветерок уснул в степи
Спит над рекою лоза,
Лошадь спит и спит коза.
Баю-бай спокойной ночи
Закрывай и ты глаза.
Баю-баю-баиньки,
Спи сыночек маленький,
Спи, Ванюша, маленький,
Купим тебе валенки.
Печка: – Молодцы, отдохнули, поели, песни спели.
Дети: – Спасибо тебе, печка!
Печка: – Идите прямо и увидите дуб, он вам дорогу покажет дальше.
(Дети идут по мосточку, называя животных, птиц, встречающихся в русских сказках (Игра “Назовите животных, птиц из русских сказок”).)
Гости: – Кот, собака, лошадь, баран, свинья, козел, бык.
Дети: – Медведь, волк, лиса, журавль, заяц, цапля, петух.
Дуб: – Спасибо, гости, за такой подарок. Все прошли по моему мостику.
Воспитатель: – Дуб, а как нам дойти до “страны русских сказок”?
Дуб: – А вы уже давно путешествуете по стране русских сказок.
Кот: – А мой клад?
Воспитатель: – А твой клад у корней дуба.
(Кот находит мешочек.)
Кот: – Дети, а что в нем?
Дуб: – В нем предметы из сказок, отгадайте, дети!
  • “Колобок” (сказка “Колобок”)
  • “Лук и стрелы” (сказка “Иван Царевич”)
  • “Рыбка” (сказка “Лиса и волк”)
  • “Яичко” (сказка “Курочка Ряба”)
  • “Коса” (сказка “Лиса и заяц”)
Дуб: – Молодцы!
– А гостям нашим даю карточки со словами. Пожалуйста, поставьте их так, чтобы получились умные изречения / пословицы. А дети прочитают:
– Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
– Нашей сказочке конец, а кто слушал молодец!
Дуб: – А вот, кот, и твой сундучок!
Кот: – Спасибо!
Дуб: – Раз, два, три, замок отвори!
(Сундук открывается и кот вынимает “Сборник русских народных сказок”.)
Кот: – Ой, как я рад, я люблю читать, книга лучший подарок. И вам спасибо, гости, что помогли найти клад, а сейчас приглашаю в группу на чаепитие и слушание русских песен и частушек.