Цель урока: дать общее представление о двоичном кодировании текстовой информации.
Основные понятия:
- кодовая таблица;
- двоичное кодирование текстовой информации;
Оборудование урока: УМК Л. Босовой “Информатика-6”: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, распечатки заданий для самостоятельной работы, компьютеры, мультимедийный проектор, экран.
Программное обеспечение урока:
- ОС Microsoft Windows,
- стандартное приложение Калькулятор,
- презентация Microsoft Power Point (готовится учителем заранее),
- текстовый процессор Microsoft Word.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Самостоятельная работа на повторение – 6 мин.
3. Работа с новым материалом – 13 мин.
а) кодовые таблицы;
б) примеры кодирования текстовой информации.
4. Решение задач – 15 мин.
а) совместно;
б) самостоятельно.
5. Домашнее задание с адаптацией – 2 мин.
6. Итоги урока – 3 мин.
7. Практическая работа на компьютере.
Ход урока
1. Приветствие. Сообщить учащимся тему, цель и план урока. Показать место темы в дальнейшем изучении курса информатики.
2. Для проверки навыков перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления и обратно целесообразно провести небольшую самостоятельную работу следующего вида:
I вариант
1) Выполнить перевод 11710 —> ?2
117
11710 =
2) Выполнить перевод 11012 —> ?10
11012 =
II вариант
1) Выполнить перевод 11510 —> ?2
115
11510 =
2) Выполнить перевод 10112 —> ?10
10112 =
III вариант
1) Выполнить перевод 12110 —> ?2
121
12110 =
2) Выполнить перевод 10102 —> ?10
10102 =
Рекомендуется провести взаимопроверку самостоятельной работы с выставлением оценки. Необходимо объяснить учащимся критерии оценки работы:
“5” - все выполнено правильно;
“4” - допущена одна ошибка;
“3” - допущено две-три ошибки;
“2” - допущено четыре и более ошибок.
Для проверки удобно использовать соответствующий слайд презентации к уроку. Кроме этого, необходимо помнить об обратной связи и здоровьесберегающих технологиях обучения: целесообразно предложить поочерёдно встать тем учащимся, которые получили оценку “5”, затем – учащимся, получившим оценку “4” и т. д.
3. Теоретические сведения по двоичному кодированию текстовой информации в учебнике минимизированы. Главное, показать учащимся, что все символы алфавита можно пронумеровать в привычной нам десятичной системе счисления. А как перейти от десятичных чисел к двоичным кодам учащимся уже известно. На данном уроке ученики достаточно подробно знакомятся с кодовыми таблицами ASCII и КОИ-8. Необходимо привести разнообразные примеры кодирования и декодирования текстовой информации.
4. Для обеспечения наглядного восприятия следует визуализировать основные моменты объяснения нового материала с помощью слайдов презентации.
Далее следует перейти к решению конкретных заданий на кодирование и декодирование текстовой информации из рабочей тетради.
а) вместе с учащимися следует разобрать решение заданий № 24, № 25(1), № 26 (1, 4).
б) затем целесообразно предложить учащимся самостоятельно решить задания
№ 27, № 29 (1, 2), № 30 (1, 3). Можно разделить данные задания по вариантам.
При решении задач для перевода кодов из десятичной системы счисления в двоичную и обратно целесообразно использовать стандартное приложение Windows – программу Калькулятор.
5. В качестве домашнего задания следует предложить учащимся следующее:
- учебник: стр. 21 – 23;
- рабочая тетрадь: № 31, № 32 (3, 4), № 33 (2, 3), № 35.
6. В конце необходимо подвести итоги урока: обобщить материал, изученный на уроке, отметить наиболее активных учащихся, выявить ошибки и скорректировать их.
7. Если на уроке осталось время, то можно выполнить практическую работу № 3 на стр. 127 учебника (задание 1). При выполнении данного задания расширяются представления учащихся о возможностях текстовых процессоров по форматированию документов за счёт создания красочных надписей с помощью инструмента WordArt.
Примечание. При подготовке к данному уроку учителю рекомендуется использовать методическое пособие Л. Босовой, А. Босовой “Уроки информатики в 5-6 классах”.// БИНОМ. Лаборатория знаний. Москва. 2004.