Инновационные подходы к перспективному планированию обучения сотрудников школы-интерната III вида и родителей незрячих детей

Разделы: Администрирование школы


В школах-интернатах III вида одной из основных проблем является нехватка специалистов в области тифлопедагогики и тифлопсихологии (в нашей школе-интернате из 54 педагогических работников, данный статус имеют 4 сотрудника), следовательно, необходимо строить работу с кадрами так, чтобы весь коллектив изучал психическое и педагогическое развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья и умел управлять развитием его личности, предупреждая возникновение вторичных дефектов.

Еще одной проблемой является воспитание незрячего или слабовидящего ребенка в семье. Одной из важных задач семейного воспитания детей с нарушением зрения является создание у них активной позиции в преодолении трудностей вхождения в мир зрячих. Но не все родители могут им в этом помочь.

Следовательно, искусству обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей необходимо обучать и педагогический коллектив школы-интерната, и родителей таких детей. Решая проблемы, изложенные выше, мы используем инновационные подходы к разработке перспективного планирования обучению сотрудников школы-интерната и родителей, слепых и слабовидящих детей. Ниже приводим его содержание.

“Организация и управление учебно-воспитательным процессом в спецшколе для слепых и слабовидящих детей”.

Раздел I. Изучение психофизического и педагогического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

I год обучения

Тифлопсихология

Проблема: Раскрытие специфических закономерностей развития и проявлений психики, свойственных слепым и слабовидящим.

Тема педагогических чтений: Мышление и воображение слепых.

  1. Мышление и его роль в компенсации слепых.
  2. Теория мышления в буржуазной тифлопсихологии.
  3. Мыслительные операции.
  4. Формы и виды мышления.
  5. Воображение слепых.

Семинар: Мышление и воображение слепых, развитие их в процессе обучения.

Тифлопедагогика

Проблема: Оптимизация учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов с учетом психического состояния и состояния зрительного анализатора.

Тема: Постановка и реализация познавательных задач.

Открытые уроки: математика; иностранный язык.

Педагогический совет. Пути и методы стимулирования учебной деятельности обучающихся в развитии познавательных задач при сужении сенсорной сферы.

I год работы

Коррекционно-воспитательная работа

Проблема: Выявление оптимальных путей коррекции и компенсации последствий дефектов зрения.

Тема: Организация и постановка коррекционно-воспитательной работы в начальных классах.

Открытые уроки: организация индивидуальной работы по развитию речи; проведение коррекционно-воспитательной работы во время проведения самоподготовки.

Конференция. Роль методического объединения в проведении коррекционно-воспитательной работы в начальных классах.

Университет тифлопедагогических знаний для родителей

I четверть

  • Всеобуч для родителей детей с глубоким нарушением зрения.
  • Роль наследственности в индивидуальном развитии незрячего ребенка.

II четверть

  • Ориентировка в большом пространстве и роль экскурсий в жизни ребенка с нарушением зрения.
  • Роль игры в воспитании незрячего ребенка в семье.
  • Опыт родителей по воспитанию ребенка с нарушением зрения.

III четверть

  • О работе с трудными семьями. Некоторые типы нарушения внутрисемейного общения.
  • Эстетическое воспитание незрячего ребенка.

IV четверть

  • Развитие мобильности слепого ребенка в семье.
  • Опыт родителей по воспитанию и организации летнего отдыха детей.

II год обучения

Тифлопсихология

Проблема: Раскрытие специфических закономерностей развития и проявлений психики, свойственных слепым и слабовидящим.

Тема педагогических чтений: Внимание и память слепых и слабовидящих.

  1. Внимание и его роль при дефектах.
  2. Особенности внимания слепых.
  3. Особенности внимания умственно отсталых.
  4. Особенности процессов памяти слепых и слабовидящих.
  5. Особенности памяти умственно отсталых.

Семинар: Пути и методы развития внимания и памяти слепых и слабовидящих (по вопросам Методического совета).

Тифлопедагогика

Проблема: Оптимизация учебно-воспитательного процесса с учетом психических процессов и состояния зрительного анализатора.

Тема: Активизация мышления на основе изучения психологии слепого и слабовидящего школьника в процессе изучения основных наук.

Открытые уроки: русский язык; математика, физика.

Педагогический совет. Пути и методы активизации мышления и воображения обучающихся на основе достижений тифлопсихологии.

II год работы

Коррекционно-воспитательная работа

Проблема: Выявление оптимальных путей коррекции и компенсации последствий дефектов зрения.

Тема: Последовательность в работе по компенсации утраченных функций обучающихся, как неотъемлемой части учебно-воспитательного процесса.

Открытые уроки: трудовое обучение; домоводство в спецклассе; воспитательное мероприятие; самоподготовка.

Педагогический совет. Особенности компенсаторной работы в IV-VIII классах.

Конференция. Направленность деятельности методических объединений и методического совета школы-интерната по проведению компенсаторной работы обучающихся среднего звена: русского языка и литературы; учителей начальных классов; учителей естественного математического цикла; учителей коррекционных дисциплин и трудового обучения; воспитателей спецклассов; воспитателей I ступени обучения; воспитателей II и III ступени; педагогов дополнительного образования; обобщение опыта

Университет тифлопедагогических знаний для родителей

I четверть

  • Особенности памяти у незрячих детей и пути ее компенсации. Советы родителям.

II четверть

  • Игрушка и ее роль в воспитании слепого ребенка.
  • Психическое развитие малыша.

III четверть

  • Пути реабилитации средствами физкультуры.
  • Азбука движений для слепых детей.

IV четверть

  • Развитие моторики у незрячего ребенка.

III год обучения

Тифлопсихология

Проблема: Раскрытие специфических закономерностей развития и проявлений психики, свойственных слепым и слабовидящим.

Установление зависимости развития и проявлений психики от степени и характера патологии зрения.

Тема педагогических чтений: Ощущения слепых и слабовидящих.

  1. Сенсорная организация человека при дефектах зрения.
  2. Проявление психофизических закономерностей при слепоте.
  3. Виды ощущений.
  4. Слуховые, кожные, кожно-оптические ощущения.
  5. Кинематические, вибрационные и статистические ощущения слепых.

Семинар: Развитие сенсорной сферы слепых и слабовидящих школьников в образовательно-воспитательном процессе.

Тифлопедагогика

Проблема: Оптимизация учебно-воспитательного процесса с учетом психических процессов и состояния зрительного анализатора.

Тема: Развитие внимания и памяти слепого и слабовидящего школьника – основа повышения уровня учебно- воспитательного процесса.

Открытые уроки: география, русский язык; воспитательное мероприятие

Педагогический совет: Выбор оптимальных форм и методов развития внимания и памяти на основе тифлопсихологии и использование их в повседневной практике.

III год работы

Коррекционно-воспитательная работа

Проблема: Выявление оптимальных путей коррекции и компенсации последствий дефектов зрения.

Тема: Формирование коммуникабельности детей с нарушением зрения.

Открытые занятия: воспитательные мероприятия для обучающихся I, II и III ступеней обучения

Педсовет: Формирование коммуникабельности детей с нарушением зрения.

Конференция: Интеллектуальное развитие обучающихся школ III вида.

Университет тифлопедагогических знаний для родителей

I четверть

  • О привитии любви к природе у слепого или слабовидящего ребенка в семье.
  • Социально-психологическая адаптация дошкольников с глубоким нарушением зрения.

II четверть

  • Формирование представлений об окружающей среде в семье.
  • Как сохранить и улучшить остаточное зрение в семье.
  • Особенности мышления незрячего ребенка.

III четверть

  • Коррекционная работа в дошкольном возрасте. Коррекция мышления.
  • Развитие зрительного восприятия у детей с остаточным зрением и развитие осязательного восприятия.

IV четверть

  • Организация летнего отдыха для детей с остаточным зрением.
  • Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста.

IV год обучения

Тифлопсихология

Проблема: Раскрытие специфических закономерностей развития и проявлений психики, свойственных слепым и слабовидящим.

Тема педагогических чтений: Восприятие слепых и слабовидящих.

  1. Восприятие, его тип и механизм.
  2. Осязательное и зрительное восприятие.
  3. Способ осязательного восприятия.
  4. Осязательное восприятие пространства.
  5. Особенности зрительного восприятия.

Семинар: Развитие восприятия слепых и слабовидящих школьников и установление зависимости развития и проявлений психики от степени и характера патологии зрения – необходимое условие совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Тифлопедагогика

Проблема: Организация учебно-воспитательного процесса с учетом психических процессов и состояния зрительного анализатора.

Тема: Использование зрительно-тактильно-кинестических связей при проведении занятий по физической культуре, трудовому обучению.

Открытые уроки: физической культуры, ЛФК; трудового обучения

Педагогический совет: Влияние занятий по трудовому обучению, физической культуре, ЛФК на развитие чувствительности анализаторов.

IV год работы

Коррекционно-воспитательная работа

Проблема: Выявление оптимальных путей коррекции и компенсации последствий дефектов зрения.

Тема: Компенсаторные функции осязания во всех видах деятельности слепых.

Открытые уроки: воспитательное мероприятие; русский язык.

Конференция: Использование сохранных анализаторов в познавательных процессах.

Университет тифлопедагогических знаний для родителей

I четверть

  • Особенности восприятия слепых и слабовидящих детей.
  • Осязательное восприятие и его развитие.
  • Слуховое восприятие и его развитие.
  • Обучение зрительному обследованию при формировании познавательной деятельности детей с нарушением зрения.

II четверть

  • Восприятие детьми с остаточным зрением изображений, называемых геометрическими иллюзиями.
  • Как учить незрячего ребенка видеть и понимать окружающий мир.

III четверть

  • Организация проведения индивидуальной коррекционной работы с умственно отсталыми детьми.
  • Как организовать чтение литературных текстов с умственно отсталыми детьми в домашних условиях.

IV четверть

  • Трудовое воспитание детей с нарушением зрения в семье.
  • Развитие познавательного интереса у детей с нарушением зрения.

V год обучения

Тифлопсихология

Проблема: Раскрытие специфических закономерностей развития и проявлений психики, свойственных слепым и слабовидящим. Установление зависимости развития и проявлений психики от степени и характера патологии зрения.

Тема педагогических чтений: Представление и пространственная ориентация учащихся.

  1. Особенности образов памяти.
  2. Формирование представлений при дефектах зрения.
  3. Зрительные представления ослепших.
  4. Роль органов чувств в ориентировке слепых.
  5. Топографические представления.
  6. Особенности памяти и представлений умственно отсталых школьников.

Семинар: Формирование адекватных пространственных представлений.

Тифлопедагогика

Проблема: Оптимизация учебно-воспитательного процесса с учетом психических процессов и состояния зрительного анализатора.

Тема: Формы и методы развития инструментального осязания.

Открытые уроки: трудовое обучение для мальчиков; трудовое обучение для девочек.

Педагогический совет: Развитие аналитико-синтетической деятельности кожно-механического и двигательного анализаторов.

V год работы

Коррекционно-воспитательная работа

Проблема: Выявление оптимальных путей коррекции и компенсации последствий дефектов зрения.

Тема: Формирование образов воображения на основе зрительных представлений.

Открытые уроки: воспитательные мероприятия в специальных классах

Педагогический совет: Формирование межличностных отношений умственно отсталых школьников.

Конференция: Ориентировка слепых (совместно с УПП ВОС).

Университет тифлопедагогических знаний для родителей

I четверть

  • Представления ребенка с недостаточным зрением. Трудность в накоплении зрительного опыта.
  • Формирование адекватных пространственных представлений.

II четверть

  • Работа родителей по развитию речи в домашних условиях.
  • Советы родителям по воспитанию детей различного возраста.

III четверть

  • Зрительные представления ослепших и их коррекция.
  • О воспитании характера ребенка с дефектом зрения.

IV четверть

  • Формирование социальной интеграции слепых и слабовидящих детей.
  • Советы родителям по воспитанию слепого школьника.

Раздел II. Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, предупреждение возникновения вторичных дефектов.

I год работы

Тифлопсихология

Проблема: Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Тема педагогических чтений: Личность слепых.

  1. Проблема личности в тифлопсихологии.
  2. Активность личности при слепоте.
  3. Межличностные отношения слепых.
  4. Социально-психологическая адаптация и реадаптация инвалидов по зрению.

Медицинский лекторий

Проблема: Использование сохранных анализаторов при потере зрения.

Тема лектория:

  1. Сведения о развитии и анатомическом строении органа зрения.
  2. Физиология органов зрения.
  3. Рефракция и аккомодация.

Спец. семинар: - врач

  1. Защитный аппарат и придатки глаза.
  2. Глазное яблоко.
  3. Глазные мышцы.
  4. Центральное, периферическое, бинокулярное зрение.
  5. Рефракция и аккомодация, клиника аномалий.

Тифлопедагогика

Тема: Особенности формирования представлений на уроках гуманитарного цикла.

Открытые уроки: русский язык; история; география; биология.

Педагогический совет: Особенности формирования представлений.

Коррекционно-воспитательная работа

Тема: Межличностные отношения при нарушении зрения (4-12 классы).

Открытые занятия: воспитательные мероприятия для обучающихся I, II и III ступеней.

Педагогический совет: Роль педагога в формировании межличностных отношений при нарушении зрения (4-12 классы).

Конференция: Пропаганда тифлопедагогических знаний среди родителей. Проблема. Поиск. Решение.

Университет тифлопедагогических знаний для родителей

I четверть

  • Проблемы личности.

II четверть

  • Социально-психологическая адаптация.

III четверть

  • Развитие личности при слепоте.

IV четверть

  • Итоги работы за год по вышеизложенной теме.

II год работы

Тифлопсихология

Проблема: Управление развитием личности аномального ребенка.

Тема педагогических чтений: Деятельность при дефектах зрения.

  1. Деятельность и компенсация.
  2. Социально-трудовая абилитация и реабилитация инвалидов по зрению.
  3. Роль видов деятельности в реабилитации слепых.

Медицинский лекторий

Проблема: Использование сохранных анализаторов при потере зрения. Тема лектория: Болезни глаз.

  1. Болезни век и слезного аппарата.
  2. Болезни коньюктивы.
  3. Болезни роговой оболочки и сферы.

Спец. семинар: - врач

  1. Заболевание кожи век.
  2. Заболевание края век.
  3. Изменение подвижности и положения век.
  4. Заболевание слизистовыводящих путей.
  5. Воспаление слезного мешка.

Тифлопедагогика

Тема: Социальная значимость уроков трудового обучения в реабилитации и абилитация инвалидов по зрению.

Открытые уроки: труд обслуживающий; труд технический; ОПТ.

Педагогический совет: Социальная значимость уроков трудового обучения и ОПТ в реабилитационной работе с инвалидами.

Коррекционно-воспитательная работа

Тема: Привитие навыков самообслуживания.

Открытые занятия: воспитательные мероприятия для обучающихся I, II ступеней

Педагогический совет: Привитие навыков самообслуживания в младшем возрасте как важное звено в решении проблемы коррекции.

Конференция: Направляющая деятельность методического совета школы по проведению коррекционно-воспитательной работы с обучающимися на уроках и во внеурочное время (председатель М/С).

Университет тифлопедагогических знаний для родителей

I четверть

  • Роль родителей в привитии навыков самообслуживания у детей.

II четверть

  • Трудовое воспитание детей в семье.

III четверть

  • Как учить незрячего ребенка видеть и понимать окружающий мир.

IV четверть

  • Итоги работы за год по вышеизложенной проблеме.

III год работы

Тифлопсихология

Проблема: Управление развитием личности аномального ребенка.

Тема педагогических чтений: Эмоционально-волевая сфера слепых.

  1. Особенности эмоций и чувств слепых.
  2. Эмоциональное состояние и внешнее выражение эмоций.
  3. Воля слепых.

Медицинский лекторий

Проблема: Использование сенсорных анализаторов при потере зрения.

Тема лектория: Болезни глаз.

  1. Трахома.
  2. Болезни хрусталика. Глаукома.
  3. Болезни сетчатой оболочки и зрительного нерва.

Спец. семинар: - врач

  1. Болезни роговой оболочки.
  2. Трахома.
  3. Катаракта, глаукома.
  4. Болезни сетчатой оболочки.
  5. Повреждение органов зрения.

Тифлопедагогика

Тема: Адекватность деятельности слепых.

Открытые уроки: начальные классы

Педагогический совет: Адекватность отраженной деятельности слепых.

Коррекционно-воспитательная работа

Тема: Формирование положительных волевых черт характера.

Открытые уроки: воспитательные мероприятия для обучающихся I, II и III ступеней

Педагогический совет: Роль воспитателя в процессе формирования положительных волевых черт характера.

Конференция: Роль учителя в современном обществе (профком).

Университет тифлопедагогических знаний для родителей

I четверть

  • О воспитании характера ребенка.

II четверть

  • Проблема: отцы и дети.

III четверть

  • Формирование социальной интеграции слепых.

IV четверть

  • Итоги работы за год по вышеизложенной проблеме.

IV год работы

Тифлопсихология

Проблема: Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Тема педагогических чтений: Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Коррекционно-воспитательная работа

Проблема: Выявление оптимальных путей коррекции и компенсации

Тема:Использование сохранных анализаторов при потере зрения.

Открытые уроки: музыка и пение; физическая культура; социально-бытовая ориентировка

Педагогический совет: О состоянии использования сохранных анализаторов.

Конференция: Совместная работа школы-интерната и предприятий по вопросам социальной реабилитации слепых и слабовидящих (совместно с областным правлением ВОС).

Медицинский лекторий

Проблема: Использование сохранных анализаторов при потере зрения.

Тема лектория: Сохранные анализаторы. Слух. Обоняние. Осязание. Вкус.

Спец. семинар: - врач

  1. Физиология слухового аппарата.
  2. Использование сохранных анализаторов в жизни слепого обучающегося.
  3. Итоговое занятие по проблеме.

Университет тифлопедагогических знаний для родителей

I четверть

  • Эстетическое воспитание детей.

II четверть

  • Этика и такт.

III четверть

  • Воспитание волевых качеств.

IV четверть

  • Итоги работы за год по вышеизложенной проблеме.

Данная работа нашла положительные отклики в научных кругах Санкт-Петербурга, была одобрена специалистами в области дефектологии педагогического университета им А.И. Герцена. Прослеживается положительная динамика обучения педколлектива и родителей незрячих детей.