В школах-интернатах III вида одной из основных проблем является нехватка специалистов в области тифлопедагогики и тифлопсихологии (в нашей школе-интернате из 54 педагогических работников, данный статус имеют 4 сотрудника), следовательно, необходимо строить работу с кадрами так, чтобы весь коллектив изучал психическое и педагогическое развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья и умел управлять развитием его личности, предупреждая возникновение вторичных дефектов.
Еще одной проблемой является воспитание незрячего или слабовидящего ребенка в семье. Одной из важных задач семейного воспитания детей с нарушением зрения является создание у них активной позиции в преодолении трудностей вхождения в мир зрячих. Но не все родители могут им в этом помочь.
Следовательно, искусству обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей необходимо обучать и педагогический коллектив школы-интерната, и родителей таких детей. Решая проблемы, изложенные выше, мы используем инновационные подходы к разработке перспективного планирования обучению сотрудников школы-интерната и родителей, слепых и слабовидящих детей. Ниже приводим его содержание.
“Организация и управление учебно-воспитательным процессом в спецшколе для слепых и слабовидящих детей”.
Раздел I. Изучение психофизического и педагогического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
I год обучения
Тифлопсихология
Проблема: Раскрытие специфических закономерностей развития и проявлений психики, свойственных слепым и слабовидящим.
Тема педагогических чтений: Мышление и воображение слепых.
- Мышление и его роль в компенсации слепых.
- Теория мышления в буржуазной тифлопсихологии.
- Мыслительные операции.
- Формы и виды мышления.
- Воображение слепых.
Семинар: Мышление и воображение слепых, развитие их в процессе обучения.
Тифлопедагогика
Проблема: Оптимизация учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов с учетом психического состояния и состояния зрительного анализатора.
Тема: Постановка и реализация познавательных задач.
Открытые уроки: математика; иностранный язык.
Педагогический совет. Пути и методы стимулирования учебной деятельности обучающихся в развитии познавательных задач при сужении сенсорной сферы.
I год работы
Коррекционно-воспитательная работа
Проблема: Выявление оптимальных путей коррекции и компенсации последствий дефектов зрения.
Тема: Организация и постановка коррекционно-воспитательной работы в начальных классах.
Открытые уроки: организация индивидуальной работы по развитию речи; проведение коррекционно-воспитательной работы во время проведения самоподготовки.
Конференция. Роль методического объединения в проведении коррекционно-воспитательной работы в начальных классах.
Университет тифлопедагогических знаний для родителей
I четверть
- Всеобуч для родителей детей с глубоким нарушением зрения.
- Роль наследственности в индивидуальном развитии незрячего ребенка.
II четверть
- Ориентировка в большом пространстве и роль экскурсий в жизни ребенка с нарушением зрения.
- Роль игры в воспитании незрячего ребенка в семье.
- Опыт родителей по воспитанию ребенка с нарушением зрения.
III четверть
- О работе с трудными семьями. Некоторые типы нарушения внутрисемейного общения.
- Эстетическое воспитание незрячего ребенка.
IV четверть
- Развитие мобильности слепого ребенка в семье.
- Опыт родителей по воспитанию и организации летнего отдыха детей.
II год обучения
Тифлопсихология
Проблема: Раскрытие специфических закономерностей развития и проявлений психики, свойственных слепым и слабовидящим.
Тема педагогических чтений: Внимание и память слепых и слабовидящих.
- Внимание и его роль при дефектах.
- Особенности внимания слепых.
- Особенности внимания умственно отсталых.
- Особенности процессов памяти слепых и слабовидящих.
- Особенности памяти умственно отсталых.
Семинар: Пути и методы развития внимания и памяти слепых и слабовидящих (по вопросам Методического совета).
Тифлопедагогика
Проблема: Оптимизация учебно-воспитательного процесса с учетом психических процессов и состояния зрительного анализатора.
Тема: Активизация мышления на основе изучения психологии слепого и слабовидящего школьника в процессе изучения основных наук.
Открытые уроки: русский язык; математика, физика.
Педагогический совет. Пути и методы активизации мышления и воображения обучающихся на основе достижений тифлопсихологии.
II год работы
Коррекционно-воспитательная работа
Проблема: Выявление оптимальных путей коррекции и компенсации последствий дефектов зрения.
Тема: Последовательность в работе по компенсации утраченных функций обучающихся, как неотъемлемой части учебно-воспитательного процесса.
Открытые уроки: трудовое обучение; домоводство в спецклассе; воспитательное мероприятие; самоподготовка.
Педагогический совет. Особенности компенсаторной работы в IV-VIII классах.
Конференция. Направленность деятельности методических объединений и методического совета школы-интерната по проведению компенсаторной работы обучающихся среднего звена: русского языка и литературы; учителей начальных классов; учителей естественного математического цикла; учителей коррекционных дисциплин и трудового обучения; воспитателей спецклассов; воспитателей I ступени обучения; воспитателей II и III ступени; педагогов дополнительного образования; обобщение опыта
Университет тифлопедагогических знаний для родителей
I четверть
- Особенности памяти у незрячих детей и пути ее компенсации. Советы родителям.
II четверть
- Игрушка и ее роль в воспитании слепого ребенка.
- Психическое развитие малыша.
III четверть
- Пути реабилитации средствами физкультуры.
- Азбука движений для слепых детей.
IV четверть
- Развитие моторики у незрячего ребенка.
III год обучения
Тифлопсихология
Проблема: Раскрытие специфических закономерностей развития и проявлений психики, свойственных слепым и слабовидящим.
Установление зависимости развития и проявлений психики от степени и характера патологии зрения.
Тема педагогических чтений: Ощущения слепых и слабовидящих.
- Сенсорная организация человека при дефектах зрения.
- Проявление психофизических закономерностей при слепоте.
- Виды ощущений.
- Слуховые, кожные, кожно-оптические ощущения.
- Кинематические, вибрационные и статистические ощущения слепых.
Семинар: Развитие сенсорной сферы слепых и слабовидящих школьников в образовательно-воспитательном процессе.
Тифлопедагогика
Проблема: Оптимизация учебно-воспитательного процесса с учетом психических процессов и состояния зрительного анализатора.
Тема: Развитие внимания и памяти слепого и слабовидящего школьника – основа повышения уровня учебно- воспитательного процесса.
Открытые уроки: география, русский язык; воспитательное мероприятие
Педагогический совет: Выбор оптимальных форм и методов развития внимания и памяти на основе тифлопсихологии и использование их в повседневной практике.
III год работы
Коррекционно-воспитательная работа
Проблема: Выявление оптимальных путей коррекции и компенсации последствий дефектов зрения.
Тема: Формирование коммуникабельности детей с нарушением зрения.
Открытые занятия: воспитательные мероприятия для обучающихся I, II и III ступеней обучения
Педсовет: Формирование коммуникабельности детей с нарушением зрения.
Конференция: Интеллектуальное развитие обучающихся школ III вида.
Университет тифлопедагогических знаний для родителей
I четверть
- О привитии любви к природе у слепого или слабовидящего ребенка в семье.
- Социально-психологическая адаптация дошкольников с глубоким нарушением зрения.
II четверть
- Формирование представлений об окружающей среде в семье.
- Как сохранить и улучшить остаточное зрение в семье.
- Особенности мышления незрячего ребенка.
III четверть
- Коррекционная работа в дошкольном возрасте. Коррекция мышления.
- Развитие зрительного восприятия у детей с остаточным зрением и развитие осязательного восприятия.
IV четверть
- Организация летнего отдыха для детей с остаточным зрением.
- Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста.
IV год обучения
Тифлопсихология
Проблема: Раскрытие специфических закономерностей развития и проявлений психики, свойственных слепым и слабовидящим.
Тема педагогических чтений: Восприятие слепых и слабовидящих.
- Восприятие, его тип и механизм.
- Осязательное и зрительное восприятие.
- Способ осязательного восприятия.
- Осязательное восприятие пространства.
- Особенности зрительного восприятия.
Семинар: Развитие восприятия слепых и слабовидящих школьников и установление зависимости развития и проявлений психики от степени и характера патологии зрения – необходимое условие совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Тифлопедагогика
Проблема: Организация учебно-воспитательного процесса с учетом психических процессов и состояния зрительного анализатора.
Тема: Использование зрительно-тактильно-кинестических связей при проведении занятий по физической культуре, трудовому обучению.
Открытые уроки: физической культуры, ЛФК; трудового обучения
Педагогический совет: Влияние занятий по трудовому обучению, физической культуре, ЛФК на развитие чувствительности анализаторов.
IV год работы
Коррекционно-воспитательная работа
Проблема: Выявление оптимальных путей коррекции и компенсации последствий дефектов зрения.
Тема: Компенсаторные функции осязания во всех видах деятельности слепых.
Открытые уроки: воспитательное мероприятие; русский язык.
Конференция: Использование сохранных анализаторов в познавательных процессах.
Университет тифлопедагогических знаний для родителей
I четверть
- Особенности восприятия слепых и слабовидящих детей.
- Осязательное восприятие и его развитие.
- Слуховое восприятие и его развитие.
- Обучение зрительному обследованию при формировании познавательной деятельности детей с нарушением зрения.
II четверть
- Восприятие детьми с остаточным зрением изображений, называемых геометрическими иллюзиями.
- Как учить незрячего ребенка видеть и понимать окружающий мир.
III четверть
- Организация проведения индивидуальной коррекционной работы с умственно отсталыми детьми.
- Как организовать чтение литературных текстов с умственно отсталыми детьми в домашних условиях.
IV четверть
- Трудовое воспитание детей с нарушением зрения в семье.
- Развитие познавательного интереса у детей с нарушением зрения.
V год обучения
Тифлопсихология
Проблема: Раскрытие специфических закономерностей развития и проявлений психики, свойственных слепым и слабовидящим. Установление зависимости развития и проявлений психики от степени и характера патологии зрения.
Тема педагогических чтений: Представление и пространственная ориентация учащихся.
- Особенности образов памяти.
- Формирование представлений при дефектах зрения.
- Зрительные представления ослепших.
- Роль органов чувств в ориентировке слепых.
- Топографические представления.
- Особенности памяти и представлений умственно отсталых школьников.
Семинар: Формирование адекватных пространственных представлений.
Тифлопедагогика
Проблема: Оптимизация учебно-воспитательного процесса с учетом психических процессов и состояния зрительного анализатора.
Тема: Формы и методы развития инструментального осязания.
Открытые уроки: трудовое обучение для мальчиков; трудовое обучение для девочек.
Педагогический совет: Развитие аналитико-синтетической деятельности кожно-механического и двигательного анализаторов.
V год работы
Коррекционно-воспитательная работа
Проблема: Выявление оптимальных путей коррекции и компенсации последствий дефектов зрения.
Тема: Формирование образов воображения на основе зрительных представлений.
Открытые уроки: воспитательные мероприятия в специальных классах
Педагогический совет: Формирование межличностных отношений умственно отсталых школьников.
Конференция: Ориентировка слепых (совместно с УПП ВОС).
Университет тифлопедагогических знаний для родителей
I четверть
- Представления ребенка с недостаточным зрением. Трудность в накоплении зрительного опыта.
- Формирование адекватных пространственных представлений.
II четверть
- Работа родителей по развитию речи в домашних условиях.
- Советы родителям по воспитанию детей различного возраста.
III четверть
- Зрительные представления ослепших и их коррекция.
- О воспитании характера ребенка с дефектом зрения.
IV четверть
- Формирование социальной интеграции слепых и слабовидящих детей.
- Советы родителям по воспитанию слепого школьника.
Раздел II. Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, предупреждение возникновения вторичных дефектов.
I год работы
Тифлопсихология
Проблема: Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Тема педагогических чтений: Личность слепых.
- Проблема личности в тифлопсихологии.
- Активность личности при слепоте.
- Межличностные отношения слепых.
- Социально-психологическая адаптация и реадаптация инвалидов по зрению.
Медицинский лекторий
Проблема: Использование сохранных анализаторов при потере зрения.
Тема лектория:
- Сведения о развитии и анатомическом строении органа зрения.
- Физиология органов зрения.
- Рефракция и аккомодация.
Спец. семинар: - врач
- Защитный аппарат и придатки глаза.
- Глазное яблоко.
- Глазные мышцы.
- Центральное, периферическое, бинокулярное зрение.
- Рефракция и аккомодация, клиника аномалий.
Тифлопедагогика
Тема: Особенности формирования представлений на уроках гуманитарного цикла.
Открытые уроки: русский язык; история; география; биология.
Педагогический совет: Особенности формирования представлений.
Коррекционно-воспитательная работа
Тема: Межличностные отношения при нарушении зрения (4-12 классы).
Открытые занятия: воспитательные мероприятия для обучающихся I, II и III ступеней.
Педагогический совет: Роль педагога в формировании межличностных отношений при нарушении зрения (4-12 классы).
Конференция: Пропаганда тифлопедагогических знаний среди родителей. Проблема. Поиск. Решение.
Университет тифлопедагогических знаний для родителей
I четверть
- Проблемы личности.
II четверть
- Социально-психологическая адаптация.
III четверть
- Развитие личности при слепоте.
IV четверть
- Итоги работы за год по вышеизложенной теме.
II год работы
Тифлопсихология
Проблема: Управление развитием личности аномального ребенка.
Тема педагогических чтений: Деятельность при дефектах зрения.
- Деятельность и компенсация.
- Социально-трудовая абилитация и реабилитация инвалидов по зрению.
- Роль видов деятельности в реабилитации слепых.
Медицинский лекторий
Проблема: Использование сохранных анализаторов при потере зрения. Тема лектория: Болезни глаз.
- Болезни век и слезного аппарата.
- Болезни коньюктивы.
- Болезни роговой оболочки и сферы.
Спец. семинар: - врач
- Заболевание кожи век.
- Заболевание края век.
- Изменение подвижности и положения век.
- Заболевание слизистовыводящих путей.
- Воспаление слезного мешка.
Тифлопедагогика
Тема: Социальная значимость уроков трудового обучения в реабилитации и абилитация инвалидов по зрению.
Открытые уроки: труд обслуживающий; труд технический; ОПТ.
Педагогический совет: Социальная значимость уроков трудового обучения и ОПТ в реабилитационной работе с инвалидами.
Коррекционно-воспитательная работа
Тема: Привитие навыков самообслуживания.
Открытые занятия: воспитательные мероприятия для обучающихся I, II ступеней
Педагогический совет: Привитие навыков самообслуживания в младшем возрасте как важное звено в решении проблемы коррекции.
Конференция: Направляющая деятельность методического совета школы по проведению коррекционно-воспитательной работы с обучающимися на уроках и во внеурочное время (председатель М/С).
Университет тифлопедагогических знаний для родителей
I четверть
- Роль родителей в привитии навыков самообслуживания у детей.
II четверть
- Трудовое воспитание детей в семье.
III четверть
- Как учить незрячего ребенка видеть и понимать окружающий мир.
IV четверть
- Итоги работы за год по вышеизложенной проблеме.
III год работы
Тифлопсихология
Проблема: Управление развитием личности аномального ребенка.
Тема педагогических чтений: Эмоционально-волевая сфера слепых.
- Особенности эмоций и чувств слепых.
- Эмоциональное состояние и внешнее выражение эмоций.
- Воля слепых.
Медицинский лекторий
Проблема: Использование сенсорных анализаторов при потере зрения.
Тема лектория: Болезни глаз.
- Трахома.
- Болезни хрусталика. Глаукома.
- Болезни сетчатой оболочки и зрительного нерва.
Спец. семинар: - врач
- Болезни роговой оболочки.
- Трахома.
- Катаракта, глаукома.
- Болезни сетчатой оболочки.
- Повреждение органов зрения.
Тифлопедагогика
Тема: Адекватность деятельности слепых.
Открытые уроки: начальные классы
Педагогический совет: Адекватность отраженной деятельности слепых.
Коррекционно-воспитательная работа
Тема: Формирование положительных волевых черт характера.
Открытые уроки: воспитательные мероприятия для обучающихся I, II и III ступеней
Педагогический совет: Роль воспитателя в процессе формирования положительных волевых черт характера.
Конференция: Роль учителя в современном обществе (профком).
Университет тифлопедагогических знаний для родителей
I четверть
- О воспитании характера ребенка.
II четверть
- Проблема: отцы и дети.
III четверть
- Формирование социальной интеграции слепых.
IV четверть
- Итоги работы за год по вышеизложенной проблеме.
IV год работы
Тифлопсихология
Проблема: Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Тема педагогических чтений: Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Коррекционно-воспитательная работа
Проблема: Выявление оптимальных путей коррекции и компенсации
Тема:Использование сохранных анализаторов при потере зрения.
Открытые уроки: музыка и пение; физическая культура; социально-бытовая ориентировка
Педагогический совет: О состоянии использования сохранных анализаторов.
Конференция: Совместная работа школы-интерната и предприятий по вопросам социальной реабилитации слепых и слабовидящих (совместно с областным правлением ВОС).
Медицинский лекторий
Проблема: Использование сохранных анализаторов при потере зрения.
Тема лектория: Сохранные анализаторы. Слух. Обоняние. Осязание. Вкус.
Спец. семинар: - врач
- Физиология слухового аппарата.
- Использование сохранных анализаторов в жизни слепого обучающегося.
- Итоговое занятие по проблеме.
Университет тифлопедагогических знаний для родителей
I четверть
- Эстетическое воспитание детей.
II четверть
- Этика и такт.
III четверть
- Воспитание волевых качеств.
IV четверть
- Итоги работы за год по вышеизложенной проблеме.
Данная работа нашла положительные отклики в научных кругах Санкт-Петербурга, была одобрена специалистами в области дефектологии педагогического университета им А.И. Герцена. Прослеживается положительная динамика обучения педколлектива и родителей незрячих детей.