Открытое занятие с детьми средней группы "В мире эмоций"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • закрепление представлений детей о различных эмоциональных состояниях, умения по мимике понимать чувства персонажей, передавать их неречевыми средствами;
  • знакомство с различными способами повышения настроения;
  • развитие произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, обоняния;
  • развитие мелкой моторики через работу с самоклеящейся бумагой;
  • формирование положительных эмоций;
  • воспитание чуткости, умения сопереживать, желания прийти на помощь.

Методы и приемы: рассматривание, показ, объяснение, вопросы и ответы, художественное слово, аудиозапись, пиктограммы эмоциональных состояний, сюрпризный момент, практическая деятельность детей, упражнения подражательно-исполнительного характера.

Оборудование: настольная игра «Театр настроений», куклы с разным выражением лица, магнитофон, аудиокассеты, цветные дорожки, зонты, воздушные шары, набор деталей для изготовления человечков, медали, угощение.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята, вы любите ходить в гости? Почему? А в гости к нашему клоуну Яше вам нравиться приходить? Почему? Конечно, у него очень интересно, и для каждого всегда есть увлекательные игры и задания. Посмотрите, сегодня к клоуну пришли не только дети, но и сотрудники нашего детского сада. Давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу, чтобы у всех настроение стало хорошим, радостным.

Посмотрите, ребята, на Яшу. Какой он веселый, какая у него добрая, открытая улыбка. Когда на него смотришь, то и самому радостно становится. Давайте и мы Яше улыбнемся. А когда люди улыбаются? (когда у них хорошее настроение, когда им весело, когда кто- то рассмешил)

2. Игра «Театр настроений».

Читаю стихотворение:

Бывают чувства у людей,
У рыбок, птичек и зверей.
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто удивлен?
А кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.

Вывешиваю на магнитную доску маски, изображающие различные эмоциональные состояния. Предлагаю детям рассмотреть их, назвать эмоции, которые они узнали, а затем изобразить их.

К расположенным на магнитной доске маскам дети подбирают персонажи (картинки разложены на столике у доски), переживающие такие же эмоции и объясняют свой выбор.

- Ребята, а зачем нужно уметь различать эмоции по выражению лица? (Чтобы можно было определить настроение человека. Если кому-то грустно, то подойти и попробовать его развеселить. А если человеку весело, то разделить с ним его радость.) Как вы думаете, какое настроение у наших гостей? Как вы об этом догадались?

3. «Веселинка и Грустинка».

(Из-за ширмы слышится плач)

- Ребята, вы слышите, кажется кто-то плачет. Яша, может ты нам объяснишь, что случилось.

Яша: Здесь неподалеку живут две девочки – Грустинка и Веселинка. Наверное у них что-то случилось.

- Что же мы будем делать, ребята? Может мы сможем им помочь? Хотели бы вы отправиться им на помощь? Яша, как нам добраться до них?

Яша: Вот эти четыре разноцветные дорожки приведут вас прямо туда, где живут девочки.

(Предлагаю детям выбрать, кто по какой дорожке пойдет. Первым предоставляем право выбора девочкам)

- Теперь мы можем отправляться в путь. Послушайте, что это за шум?

(Звучит аудиозапись шума дождя)

- Чтобы не намокнуть, давайте скорее раскроем зонты (раздаю детям зонты). Ребята, как вы считаете, дождь – это хорошо или плохо? (дети высказывают свое мнение. Каждое мнение имеет право на существование). Пока мы разговаривали, дождь закончился. (закрываем зонты)

- А вот и дома девочек. Давайте поздороваемся с ними. Что-то я не пойму, кто из них Грустинка, а кто Веселинка. А вы догадались? Как вы узнали? (У Грустинки лицо грустное, она плачет. У Веселинки лицо веселое, она улыбается). Молодцы, как хорошо вы все подметили. А как вы думаете, отчего она грустит? А какое чувство вам нравится больше, радость или грусть? Конечно, радость. Когда человек весел, настроение у него хорошее и ему любое дело по плечу.

4. «Пожалеем Грустинку».

- Ребята, что можно сделать, чтобы Грустинка перестала плакать? (нужно ее пожалеть) Верно. Посмотрите, как это можно сделать. (Беру куклу на руки, глажу ее со словами: «Не грусти, мы тебя любим. Ты хорошая.» Затем дети по очереди жалеют куклу)

- Посмотрите, Грустинка уже успокоилась и больше не плачет. Давайте теперь попробуем ее развеселить. Как это можно сделать? (поиграть в веселую игру, послушать веселую музыку)

5. «Две мелодии».

- А у нас как раз и магнитофон есть. Давайте включим музыку.

(включаю «Кукла заболела» П.И.Чайковского)

- Что-то не радуется Грустинка. Почему, ребята? (потому, что эта мелодия грустная)

(затем включаю «Кукла выздоровела»)

- Посмотрите, по моему Грустинка стала немного веселее. Потому, что эта мелодия какая?

(предлагаю детям пригласить на танец Грустинку и Веселинку и включаю вторую мелодию еще раз)

6. «Веселые человечки».

- Ребята, вы любите получать подарки? А если мы Грустинке подарим подарок, она обрадуется? Приятнее всего получать подарки, сделанные своими руками. А вы хотели бы сами сделать подарки для Грустинки? Тогда я вас научу делать веселых человечков из воздушных шаров, вот таких (показываю сделанного мною человечка). Он такой веселый. Посмотрит на него Грустинка и ей тоже станет весело. Только давайте сделаем подарки для всех: и для Грустинки, и для Веселинки, и для Яши, чтобы никому не было обидно.

(Дети разбирают воздушные шары и наклеивают на них глаза, брови, нос и рот, вырезанные мной из самоклеящейся бумаги. Прошу гостей помочь ребятам, подержать шары)

- Вот какие замечательные веселые человечки у вас получились. Давайте подарим их нашим друзьям. Но не просто отдадим, а скажем им какие-нибудь добрые слова.

- А своего веселого человечка я хочу подарить всем ребятам вашей группы. Он будет жить у вас. И если когда-то вам станет грустно, подойдите к нему, улыбнитесь, и настроение сразу улучшится.

(раздается веселый смех)

- Слышите, это наверное Грустинка смеется. Молодцы, удалось вам все-таки ее развеселить.

7. Заключительная часть.

- А сейчас давайте встанем в круг, возьмемся за руки и вспомним, о чем же мы сегодня говорили. Что нового вы узнали на занятии? Чему научились? А что вам больше всего понравилось? (выслушиваю ответы детей)

- Я рада, что вы все такие веселые и добрые, не оставили Грустинку, очень старались и сумели ее развеселить. Я хочу вас наградить вот такими медалями, которые будут напоминать вам о нашем занятии (вручаю медали).

- У меня для вас есть еще один подарок. А что это за подарок, вы сможете узнать по запаху. Закройте глаза и понюхайте. Что в коробке? (шоколадные конфеты). Верно. Угощайтесь сами и гостей угощайте. Ведь иногда настроение может улучшится, если съешь что-то сладкое.