Экологический компонент в типовой общеобразовательной программе по иностранным языкам на средней ступени обучения. 5–7-е классы

Разделы: Иностранные языки


Цели и задачи:

  • формирование экологической культуры учащихся, воспитание осознанного отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных научных и образных представлений о взаимосвязях человека и окружающей его среды;
  • воспитание потребности в практическом использовании английского языка, освоение учащимися нравственных ограничений и предписаний по отношению к окружающей его среде;
  • расширение кругозора учащихся, их информированности и общей эрудиции.

Цели программы определяют следующие его основные задачи:

  • включить в активный словарь учащихся необходимую лексику, расширить объем рецептивного словаря школьников с учетом профильной направленности;
  • обеспечить овладение учащимися 4-мя видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым, поисковым) текстов экологического характера (инструкция, реклама, проспект и т.д.).
  • способствовать приобщению учащихся к чтению по интересам, повышению их эрудиции, приобретению опыта самостоятельного использования английского языка для углубления и расширения знаний в области экологии;
  • развивать навыки и умения устного общения на базе профильно-ориентированной тематики, имея в виду, что ведущим видом устной речи является развернутое монологическое высказывание;
  • обучить учащихся письменному переводу (с английского языка на русский) текстов профильного характера;
  • обучить школьников умению письменно фиксировать значимую для них информацию в виде делового письма, телеграммы и т.п.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности.

В содержание программы введены различные виды деятельности:

  1. Познавательная - работа над учебными проектами;
  2. Ценностно-ориентировочная - моделирование различных отношений к окружающей среде через ролевые игры, формирование умения принимать решение в ситуациях выбора;
  3. Эстетическая - развитие способности выражать свои эмоции, чувства, настроение художественными средствами: в стихах, рисунках, плакатах, эссе и т.д.;
  4. Коммуникативная деятельность или общение, являющаяся условием познания, условием выработки человеком системы ценностей, условием труда;
  5. Преобразовательная - реальная деятельность по улучшению состояния своего окружения.

Основные формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках:

  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая;
  • фронтальная.

Типы уроков:

  • традиционные:
  • урок – введение новой информации;
  • урок формирования навыков;
  • урок совершенствования навыков;
  • урок развития умений;
  • нетрадиционные:
  • урок-практикум;
  • урок-игра;
  • урок-конференция;
  • урок-дискуссия;
  • урок экскурсия.

Использование современных технологий:

  • Технология критического мышления;
  • Технология проблемного обучения;
  • Технология КСО (коллективных способов обучения)
  • Метод проектов;
  • Игровые методики;
  • Технология эмоционального стимулирования.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • Описывать: объекты и явления окружающей живой и неживой природы, основываясь на личных наблюдениях.
  • Объяснять: необходимость сохранения окружающего мира; взаимосвязь человека с природой.
  • Прогнозировать: последствия своих действий для окружающей среды, личного здоровья и здоровья других людей.
  • Проектировать: создавать мини-проекты по изученным темам.
  • Оформлять: результаты своих работ: в виде творческих работ, сочинений, рисунков, плакатов, поделок из природного материала.

Содержание программы

5 класс

Предметное содержание речи.
Сферы общения и тематика.

1. Социально-бытовая сфера общения.

В программе предлагается: Я и мои друзья.

Модификация: Ситуации общения, касающиеся поведения дома, на улице, в парке, в лесу и т.п.

В программе предлагается: Семья. Увлечения.

Модификация: Цветоводство, виды растений, уход за комнатными растениями.

В программе предлагается: Дикие и домашние .животные.

Модификация: Забота и охрана диких животных.

В программе предлагается: Домашние животные в нашей жизни.

Модификация: Мир животных. Названия животных. Отношение к животным.

2. Учебно-трудовая сфера общения.

В программе предлагается: Школа. Любимые предметы.

Модификация: Предмет экология. Что такое экология9 Основные экологические понятия.

В программе предлагается: Что мы учимся делать в школе и дом.

Модификация: Что мы делаем охотно (неохотно), чем увлекаемся.

Конкурс поделок из природного материала..

3. Социально-культурная сфера общения.

В программе предлагается: Страны изучаемого языка.

Модификация: Название страны изучаемого языка, ее расположение на карте. Государственная символика (флаг, символ страны: Англия - красная роза, Шотландия - чертополох, Уэльс - нарцисс). Путешествие по странам изучаемого языка.

В программе предлагается: Города страны изучаемого языка.

Модификация: Достопримечательности. Лондонский зоопарк. Названия животных. О животных, обитающих в зоопарке.

Парки Лондона. Названия растений. Значение зеленых насаждений в жизни человека. О роли парка в очищении воздуха. Возникновение парков. О многообразии растительного мира парков.

В программе предлагается: Мой город.

Модификация: Забота о родном городе. Некоторые экологические проблемы города.

В программе предлагается: Природа.

Модификация: Времена года. Погода. Бережное отношение к природе. Способность ощущать и сознавать себя частью природы и быть ответственным за нее.

4. Игровая сфера.

В программе предлагается: Герои сказок, мультфильмов, песни, стихи, считалки.

Модификация: конкурс поделок, рисунков стихов на экологическую тематику, проведение игр на свежем воздухе.

6-7 класс

Предметное содержание речи.
Сферы общения и тематика.

На каждом последующем этапе обучения сферы общения и тематика предыдущего этапа расширяются и к ним прибавляется ряд новых тем.

1. Социально-бытовая сфера общения.

В программе предлагается: Мои друзья и я.

Модификация: Взаимоотношения. Помощь друзьям.

В программе предлагается: Воспоминания о летних каникулах.

Модификация: Работа в саду. Отдых в деревне. Экскурсии в лес, на природу. Красная книга. Значение Красной книги.

В программе предлагается: Распорядок дня. Еда.

Модификация: Любимые фрукты и овощи. Продукты питания.

В программе предлагается: Здоровье и гигиена.

Модификация: Забота о своем здоровье.

В программе предлагается: Досуг. Хобби.

Модификация: Работа на пришкольном участке, в саду. Рыбная ловля. Прогулки на природе. Бережное отношение к природе.

В программе предлагается: Птицы - наши друзья.

Модификация: Братья наши меньшие - забота о них. Язык птиц.

2. Учебно-трудовая сфера общения.

В программе предлагается: Начало учебного года.

Модификация: Везде ли оно одинаково? Школы страны изучаемого языка. Какие они?

В программе предлагается: Любимые и нелюбимые учебные предметы.

Модификация: Что такое экология? Явления, которые изучает экология.

В программе предлагается: Спорт и другие увлечения.

Модификация: Спорт в нашей жизни. Летние и зимние виды спорта. Здоровый образ жизни.

3. Социально-культурная сфера.

В программе предлагается: О чем рассказывают письма из стран изучаемого языка.

Модификация: Некоторые общие сведения об этих странах. Природные условия. Климат. Погода. Отношение к природе.

В программе предлагается: Наиболее крупные города этих стран.

Модификация: Достопримечательности. Парки. Забота о них.

В программе предлагается: Транспорт.

Модификация: Виды транспорта. Транспорт и окружающая среда.

В программе предлагается: Охрана окружающей среды.

Модификация: Что значит быть другом животных?

В программе предлагается: Мой город. Достопримечательности.

Модификация: Зеленые насаждения. Парки, сады. Александровский сад. Забота о зеленых насаждениях. Река Вятка: вода должна быть чистой. Экскурсия по городу.

4. Игровая сфера.

В программе предлагается: Ролевые игры. Песни. Стихи. Пословицы. Плакаты. Рисунки.

Выводы по реализации экологического компонента:

В начале программы была поставлена цель: найти и апробировать оптимальный путь развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка с учетом лицейского профиля.

Считаю, что цель достигнута посредством:

  • введения экологического компонента в содержание типовой общеобразовательной программы по иностранным языкам;
  • разнообразных форм работы;
  • широкого применения нетрадиционных форм уроков;
  • сильной мотивационной составляющей всего курса обучения иностранному языку.

Планируемые образовательные результаты были достигнуты. Результаты проекта можно считать успешными.

Опыт можно рекомендовать для использования другими учителями.

Список литературы:

  1. Обязательный минимум содержания среднего (полного) образования по предмету (Приказ № 56 Минобразования России от 30.06.1999.
  2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку/ Сост. В.Н.Симкин. – М.:Дрофа, 2000.
  3. Проект Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования/ Под ред. Э. Д. Днепрова, В. Д. Шадрикова; ВНК «Образовательный стандарт» Минобразования РФ. — М., 2002.
  4. Примерные программы среднего (полного) образования. — М.: Дрофа, 1999.
  5. Методическое письмо «О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» /Журнал «Образование в современной школе» М. 2006 № 1/.