Цели и задачи:
- формирование экологической культуры учащихся, воспитание осознанного отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных научных и образных представлений о взаимосвязях человека и окружающей его среды;
- воспитание потребности в практическом использовании английского языка, освоение учащимися нравственных ограничений и предписаний по отношению к окружающей его среде;
- расширение кругозора учащихся, их информированности и общей эрудиции.
Цели программы определяют следующие его основные задачи:
- включить в активный словарь учащихся необходимую лексику, расширить объем рецептивного словаря школьников с учетом профильной направленности;
- обеспечить овладение учащимися 4-мя видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым, поисковым) текстов экологического характера (инструкция, реклама, проспект и т.д.).
- способствовать приобщению учащихся к чтению по интересам, повышению их эрудиции, приобретению опыта самостоятельного использования английского языка для углубления и расширения знаний в области экологии;
- развивать навыки и умения устного общения на базе профильно-ориентированной тематики, имея в виду, что ведущим видом устной речи является развернутое монологическое высказывание;
- обучить учащихся письменному переводу (с английского языка на русский) текстов профильного характера;
- обучить школьников умению письменно фиксировать значимую для них информацию в виде делового письма, телеграммы и т.п.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности.
В содержание программы введены различные виды деятельности:
- Познавательная - работа над учебными проектами;
- Ценностно-ориентировочная - моделирование различных отношений к окружающей среде через ролевые игры, формирование умения принимать решение в ситуациях выбора;
- Эстетическая - развитие способности выражать свои эмоции, чувства, настроение художественными средствами: в стихах, рисунках, плакатах, эссе и т.д.;
- Коммуникативная деятельность или общение, являющаяся условием познания, условием выработки человеком системы ценностей, условием труда;
- Преобразовательная - реальная деятельность по улучшению состояния своего окружения.
Основные формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках:
- индивидуальная;
- парная;
- групповая;
- фронтальная.
Типы уроков:
- традиционные:
- урок – введение новой информации;
- урок формирования навыков;
- урок совершенствования навыков;
- урок развития умений;
- нетрадиционные:
- урок-практикум;
- урок-игра;
- урок-конференция;
- урок-дискуссия;
- урок экскурсия.
Использование современных технологий:
- Технология критического мышления;
- Технология проблемного обучения;
- Технология КСО (коллективных способов обучения)
- Метод проектов;
- Игровые методики;
- Технология эмоционального стимулирования.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- Описывать: объекты и явления окружающей живой и неживой природы, основываясь на личных наблюдениях.
- Объяснять: необходимость сохранения окружающего мира; взаимосвязь человека с природой.
- Прогнозировать: последствия своих действий для окружающей среды, личного здоровья и здоровья других людей.
- Проектировать: создавать мини-проекты по изученным темам.
- Оформлять: результаты своих работ: в виде творческих работ, сочинений, рисунков, плакатов, поделок из природного материала.
Содержание программы
5 класс
Предметное содержание речи.
Сферы общения и тематика.
1. Социально-бытовая сфера общения.
В программе предлагается: Я и мои друзья.
Модификация: Ситуации общения, касающиеся поведения дома, на улице, в парке, в лесу и т.п.
В программе предлагается: Семья. Увлечения.
Модификация: Цветоводство, виды растений, уход за комнатными растениями.
В программе предлагается: Дикие и домашние .животные.
Модификация: Забота и охрана диких животных.
В программе предлагается: Домашние животные в нашей жизни.
Модификация: Мир животных. Названия животных. Отношение к животным.
2. Учебно-трудовая сфера общения.
В программе предлагается: Школа. Любимые предметы.
Модификация: Предмет экология. Что такое экология9 Основные экологические понятия.
В программе предлагается: Что мы учимся делать в школе и дом.
Модификация: Что мы делаем охотно (неохотно), чем увлекаемся.
Конкурс поделок из природного материала..
3. Социально-культурная сфера общения.
В программе предлагается: Страны изучаемого языка.
Модификация: Название страны изучаемого языка, ее расположение на карте. Государственная символика (флаг, символ страны: Англия - красная роза, Шотландия - чертополох, Уэльс - нарцисс). Путешествие по странам изучаемого языка.
В программе предлагается: Города страны изучаемого языка.
Модификация: Достопримечательности. Лондонский зоопарк. Названия животных. О животных, обитающих в зоопарке.
Парки Лондона. Названия растений. Значение зеленых насаждений в жизни человека. О роли парка в очищении воздуха. Возникновение парков. О многообразии растительного мира парков.
В программе предлагается: Мой город.
Модификация: Забота о родном городе. Некоторые экологические проблемы города.
В программе предлагается: Природа.
Модификация: Времена года. Погода. Бережное отношение к природе. Способность ощущать и сознавать себя частью природы и быть ответственным за нее.
4. Игровая сфера.
В программе предлагается: Герои сказок, мультфильмов, песни, стихи, считалки.
Модификация: конкурс поделок, рисунков стихов на экологическую тематику, проведение игр на свежем воздухе.
6-7 класс
Предметное содержание речи.
Сферы общения и тематика.
На каждом последующем этапе обучения сферы общения и тематика предыдущего этапа расширяются и к ним прибавляется ряд новых тем.
1. Социально-бытовая сфера общения.
В программе предлагается: Мои друзья и я.
Модификация: Взаимоотношения. Помощь друзьям.
В программе предлагается: Воспоминания о летних каникулах.
Модификация: Работа в саду. Отдых в деревне. Экскурсии в лес, на природу. Красная книга. Значение Красной книги.
В программе предлагается: Распорядок дня. Еда.
Модификация: Любимые фрукты и овощи. Продукты питания.
В программе предлагается: Здоровье и гигиена.
Модификация: Забота о своем здоровье.
В программе предлагается: Досуг. Хобби.
Модификация: Работа на пришкольном участке, в саду. Рыбная ловля. Прогулки на природе. Бережное отношение к природе.
В программе предлагается: Птицы - наши друзья.
Модификация: Братья наши меньшие - забота о них. Язык птиц.
2. Учебно-трудовая сфера общения.
В программе предлагается: Начало учебного года.
Модификация: Везде ли оно одинаково? Школы страны изучаемого языка. Какие они?
В программе предлагается: Любимые и нелюбимые учебные предметы.
Модификация: Что такое экология? Явления, которые изучает экология.
В программе предлагается: Спорт и другие увлечения.
Модификация: Спорт в нашей жизни. Летние и зимние виды спорта. Здоровый образ жизни.
3. Социально-культурная сфера.
В программе предлагается: О чем рассказывают письма из стран изучаемого языка.
Модификация: Некоторые общие сведения об этих странах. Природные условия. Климат. Погода. Отношение к природе.
В программе предлагается: Наиболее крупные города этих стран.
Модификация: Достопримечательности. Парки. Забота о них.
В программе предлагается: Транспорт.
Модификация: Виды транспорта. Транспорт и окружающая среда.
В программе предлагается: Охрана окружающей среды.
Модификация: Что значит быть другом животных?
В программе предлагается: Мой город. Достопримечательности.
Модификация: Зеленые насаждения. Парки, сады. Александровский сад. Забота о зеленых насаждениях. Река Вятка: вода должна быть чистой. Экскурсия по городу.
4. Игровая сфера.
В программе предлагается: Ролевые игры. Песни. Стихи. Пословицы. Плакаты. Рисунки.
Выводы по реализации экологического компонента:
В начале программы была поставлена цель: найти и апробировать оптимальный путь развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка с учетом лицейского профиля.
Считаю, что цель достигнута посредством:
- введения экологического компонента в содержание типовой общеобразовательной программы по иностранным языкам;
- разнообразных форм работы;
- широкого применения нетрадиционных форм уроков;
- сильной мотивационной составляющей всего курса обучения иностранному языку.
Планируемые образовательные результаты были достигнуты. Результаты проекта можно считать успешными.
Опыт можно рекомендовать для использования другими учителями.
Список литературы:
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) образования по предмету (Приказ № 56 Минобразования России от 30.06.1999.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку/ Сост. В.Н.Симкин. – М.:Дрофа, 2000.
- Проект Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования/ Под ред. Э. Д. Днепрова, В. Д. Шадрикова; ВНК «Образовательный стандарт» Минобразования РФ. — М., 2002.
- Примерные программы среднего (полного) образования. — М.: Дрофа, 1999.
- Методическое письмо «О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» /Журнал «Образование в современной школе» М. 2006 № 1/.