В последнее десятилетие, в системе образования России, усилиями ученых и практиков, складывается особая культура поддержки и помощи семье в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Мы выстраиваем свою работу в соответствии с принятой Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.
В настоящее время в нашей стране проводится ряд мероприятий, направленных на улучшение положения детей и семьи в целом. Как отмечает А.И.Захаров, “общество начинает все больше и больше понимать, что его основы закладываются в детстве и психическое здоровье – одно из наиболее ценных приобретений ” [4].
Проведенный Р.Ж. Мухамедрахимовым опрос матерей младенцев и детей раннего возраста, проживающих в Санкт-Петербурге, выявил острую потребность родителей в информации о том, как растут и развиваются дети, как учить их, как с ними играть [7,8].
Таким образом, выявленные потребности еще раз свидетельствуют о недостаточном уровне социальной поддержки и информирования детей этих возрастных категорий. Именно поэтому необходимо разрабатывать систему информационно-профилактической работы с родителями детей раннего возраста еще на этапе подготовки к поступлению в детский сад и развитие дальнейшего тесного взаимодействия. Одна из проблем, которая решается в ДОУ – проблема адаптации детей при переходе из семьи в детское дошкольное учреждение. Для оптимального перехода необходимо сделать, по возможности, более плавный переход ребенка из семьи в детское учреждение.
Для решения этой проблемы была опробована система работы с использованием опыта других исследователей-практиков Печора К.Л., Сотникова В.М., Макшанцева Л.В. [5], а также собственные приемы, включающая в себя первоначальный блок работы с родителями в течение года, предшествующего поступлению ребенка в сад.
Известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду. Переход к рыночной экономике повлек коммерциализацию отношений “семья – общество”, вызвав рост взаимного недоверия, разобщенности и критике в сфере образования и воспитания, что явилось неблагоприятным фоном для процесса социализации детей. Все это привело к разбалансированности процессов воспитания в семье и государственных образовательных учреждениях.
Семья и ДОУ одновременно начинают выступать для ребенка своеобразной школой социального поведения. ДОУ располагает профессиональными знаниями, чтобы помочь семье поддерживать и укреплять межпоколенные связи, опереться на свое здоровое начало для приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям.
Цели программы:
- обеспечение непрерывного воспитания и образования, адекватного развития способностей семьи – детского сада – школы.
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка в учебно-воспитательном процессе.
- создание условий для полноценного адекватного развития ребенка в условиях адаптации к саду.
Задачи программы:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка /содействие смягчению адаптации при поступлении ребенка в сад, создание благоприятного эмоционального фона в процессе ознакомления с ДОУ/;
- помощь родителям в решении актуальных проблем развития, воспитания, социализации;
- развитие психолого-педагогической компетенции родителей и педагогов.
Формы работы:
- экскурсия по детскому саду;
- организация работы родительского клуба “Школа мамы”;
- издание внутрисадовской газеты “Малышок” <Рисунок 1>,<Рисунок 2>,<Рисунок 3>, <Рисунок 4>.
- анкетирование;
- консультирование родителей.
- подготовка памяток по развитию ребенка и подготовке к детскому саду.
Ожидаемые результаты программы. В ходе реализации программы по психолого-педагогическому сопровождению семьи и ребенка в момент адаптации в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:
- улучшение психологического климата между родителями и сотрудниками учреждения;
- проводимая программа позволяет родителям настроится самим и настроить ребенка на позитивное восприятие детского сада как нового института общения и развития;
- возникают широкие возможности обучить родителей позитивным приемам восприятия детского сада и педагогов;
- адаптация ребенка к новым условиям должна проходить более мягко и комфортно.
Этапы реализации программы:
1 этап – Организация и работа клуба “Школа мамы”.
В данной школе проводятся факультативные занятия с родителями детей, поступающих на будущий год в первую младшую группу детского сада.
Цели занятий:
- Педагогическое и психологическое просвещение родителей.
- Развитие положительного отношения родителей к ДОУ.
- Формирование положительного образа сада у родителей для передачи эмоционального настроя детям.
Задачи данной школы:
- Популяризация знаний о дошкольном учреждении как системе общественного воспитания.
- Обучение практическим навыкам подготовки ребенка к поступлению в новый коллектив.
- Развитие у родителей умения взаимодействовать с педагогами.
- Дать родителям первоначальные знания о поведении и развитии ребенка от 1года до 3 лет.
- Обеспечение индивидуального подхода к каждой семье со стороны сотрудников учреждения с выработкой плана консультирования каждого родителя в отдельности.
- Учет прогноза возможной адаптации малыша к посещению детского сада и на этой основе внедрение вариативного введения детей раннего возраста в группу.
- Знакомство каждой семьи, приходящей для записи в детский сад, со стандартным пакетом рекомендаций по подготовке ребенка.
План работы на год.
Сроки | 1 встреча | 2 встреча | 3 встреча |
Тема | “Давайте познакомимся” | “Физическое развитие и режим дня”. | “Скоро в детский сад”. |
Задачи | - дать родителям сведения о
воспитательно-образовательных приоритетах сада; - выявление мотивов поступления в детский сад. |
- дать представление о психофизическом
развитии детей от 1 до 2 лет; - познакомить с режимом дня для данного возраста; - формировать представление о важности соблюдения режима дня. выявление потребностей семьи |
- обратить внимание родителей на то, как
они сами настроены на детский сад, - познакомить с закономерностями развития форм общения у детей со сверстниками и с новыми взрослыми. |
Виды работы | - Экскурсия по детскому саду; - Сообщение заведующей о приоритетных направлениях в работе сада; - Сообщение психолога: “Развитие ребенка от 1 лет до 2 лет”. (Основные линии развития) - Анкетирование № 1. Отношение к детскому саду как к образовательной системе. |
- Консультация медсестры: “Режим дня”. (питание, сон, прогулка) - Физическое развитие детей этого возраста. Обмен опытом: “Как приучить ребенка к туалету и самостоятельной еде” - Анкетирование №2 Выявление образовательных потребностей родителей. |
-Консультация психолога: “Стили семейного воспитания”. - Посещение группы и знакомство с воспитателями группы. - Анкетирование №3 Прогноз тяжести адаптации с точки зрения родителей [5]. - Памятки по режиму дня и адаптации. |
Участвуют | Дети подготовительной группы Заведующая Психолог Социальный педагог |
Медсестра Воспитатель по физкультуре Социальный педагог |
Психолог Социальный педагог Воспитатели |
В течение мая – июня все родители приглашаются на индивидуальную консультацию к психологу, где имеют возможность обсудить волнующие вопросы. |
2 этап – Проведение игровых занятий с детьми 1,6-3 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.
Цель занятий: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Задачи занятий:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- обучение воспитателей методам проведения игровых занятий в адаптационный период;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации и развитие потребности в сотрудничестве с педагогами центра Развития ребенка.
В процессе работы решаются следующие задачи комплексного развития детей:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие речевой активности, восприятия, внимания;
- развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых умений и навыков.
Структура и форма занятий.
Занятие начинается с подвижных упражнений, требующих согласованности действий от детей: дети дружно прыгают, шагают, приседают и др.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими.
Завершается занятие играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению.
Дети этого возраста хорошо воспринимают материал, объединенный единым сказочным – игровым сюжетом. Каждое занятие проводится в несколько этапов, игры по ходу варьируются педагогом в зависимости от реактивности детей. Проявляющаяся в этом возрасте у детей синтония /эмоциональное заражение/, с помощью игр позволяет быстро переключать внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топание, подражание, таким образом, объединяя детей и создавая положительный эмоциональный настрой.
Занятия с детьми длительностью 10-15 минут проводятся с октября по апрель включительно 1раз в неделю со всем детьми одновременно, в год 18 занятий. Основываясь опять же на особенностях развития детей, каждое занятие повторяется по несколько раз, что позволяет детям запоминать игры, упражнения, стишки, выбирать любимые игры. Активное участие в проведении занятий, принимает воспитатель – он активно может перенимать методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, наблюдает за поведенческими и эмоциональными проявлениями детей, использует игры и упражнения в своей работе.
Рекомендации по проведению занятий.
- Психолог – непосредственный участник занятия, он заряжает детей своим положительным отношением к происходящему, вызывает желание принять участие в игре, показывает образцы выполнения действий;
- Не нужно настаивать на активном участии всех детей в занятии.
- Не следует добиваться точного действия или ответа.
- В процессе практической работы педагог сам сокращает количество игр и вносит изменения в ход занятия, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей.
3 этап – Анализ и констатация полученных результатов.
На данном этапе проводится оценка адаптационных листов и сравнение с прогнозом адаптации, полученным от родителей в ходе предварительного анкетирования. Полученные в течение 3 лет результаты, позволяют сделать вывод о целесообразности проведения такого вида взаимодействия с семьями будущих воспитанников.
Список литературы.
- Балл Г.А. Понятие адаптации его значение для психологии личности// Вопросы психологии. – 1989. – №1
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.
- ГалигузоваЛ.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. – М.: Интор. 1996.
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.5 Союз, 1997.
- Макшанцева Л.В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду// психолог в детском саду. – 2004. – № 1.
- Мещерякова С.Ю. Поведение ребенка в незнакомой обстановке. В сборнике: Общение и его влияние на развитие психики дошкольника/ Под ред.М.И.Лисиной. – М.: 1974
- Мухамедрахимов Р.Ж. Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев групп риска.// Вопросы психологии, 1998 г., №2, стр. 38.
- Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца..// Вопросы психологии, 1994 г., №6, стр.16.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – Воронеж: МОДЕК, 2000.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие – М.: Владос, 1996.
- Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации материалы Всероссийского совещания. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.