Программа сопровождения семьи на этапе подготовки к поступлению в ДОУ и процесса адаптации ребенка

Разделы: Работа с родителями


В последнее десятилетие, в системе образования России, усилиями ученых и практиков, складывается особая культура поддержки и помощи семье в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Мы выстраиваем свою работу в соответствии с принятой Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.

В настоящее время в нашей стране проводится ряд мероприятий, направленных на улучшение положения детей и семьи в целом. Как отмечает А.И.Захаров, “общество начинает все больше и больше понимать, что его основы закладываются в детстве и психическое здоровье – одно из наиболее ценных приобретений ” [4].

Проведенный Р.Ж. Мухамедрахимовым опрос матерей младенцев и детей раннего возраста, проживающих в Санкт-Петербурге, выявил острую потребность родителей в информации о том, как растут и развиваются дети, как учить их, как с ними играть [7,8].

Таким образом, выявленные потребности еще раз свидетельствуют о недостаточном уровне социальной поддержки и информирования детей этих возрастных категорий. Именно поэтому необходимо разрабатывать систему информационно-профилактической работы с родителями детей раннего возраста еще на этапе подготовки к поступлению в детский сад и развитие дальнейшего тесного взаимодействия. Одна из проблем, которая решается в ДОУ – проблема адаптации детей при переходе из семьи в детское дошкольное учреждение. Для оптимального перехода необходимо сделать, по возможности, более плавный переход ребенка из семьи в детское учреждение.

Для решения этой проблемы была опробована система работы с использованием опыта других исследователей-практиков Печора К.Л., Сотникова В.М., Макшанцева Л.В. [5], а также собственные приемы, включающая в себя первоначальный блок работы с родителями в течение года, предшествующего поступлению ребенка в сад.

Известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду. Переход к рыночной экономике повлек коммерциализацию отношений “семья – общество”, вызвав рост взаимного недоверия, разобщенности и критике в сфере образования и воспитания, что явилось неблагоприятным фоном для процесса социализации детей. Все это привело к разбалансированности процессов воспитания в семье и государственных образовательных учреждениях.

Семья и ДОУ одновременно начинают выступать для ребенка своеобразной школой социального поведения. ДОУ располагает профессиональными знаниями, чтобы помочь семье поддерживать и укреплять межпоколенные связи, опереться на свое здоровое начало для приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям.

Цели программы:

  • обеспечение непрерывного воспитания и образования, адекватного развития способностей семьи – детского сада – школы.
  • обеспечение психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка в учебно-воспитательном процессе.
  • создание условий для полноценного адекватного развития ребенка в условиях адаптации к саду.

Задачи программы:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка /содействие смягчению адаптации при поступлении ребенка в сад, создание благоприятного эмоционального фона в процессе ознакомления с ДОУ/;
  • помощь родителям в решении актуальных проблем развития, воспитания, социализации;
  • развитие психолого-педагогической компетенции родителей и педагогов.

Формы работы:

  • экскурсия по детскому саду;
  • организация работы родительского клуба “Школа мамы”;
  • издание внутрисадовской газеты “Малышок” <Рисунок 1>,<Рисунок 2>,<Рисунок 3>, <Рисунок 4>.
  • анкетирование;
  • консультирование родителей.
  • подготовка памяток по развитию ребенка и подготовке к детскому саду.

Ожидаемые результаты программы. В ходе реализации программы по психолого-педагогическому сопровождению семьи и ребенка в момент адаптации в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

  • улучшение психологического климата между родителями и сотрудниками учреждения;
  • проводимая программа позволяет родителям настроится самим и настроить ребенка на позитивное восприятие детского сада как нового института общения и развития;
  • возникают широкие возможности обучить родителей позитивным приемам восприятия детского сада и педагогов;
  • адаптация ребенка к новым условиям должна проходить более мягко и комфортно.

Этапы реализации программы:

1 этап – Организация и работа клуба “Школа мамы”.

В данной школе проводятся факультативные занятия с родителями детей, поступающих на будущий год в первую младшую группу детского сада.

Цели занятий:

  1. Педагогическое и психологическое просвещение родителей.
  2. Развитие положительного отношения родителей к ДОУ.
  3. Формирование положительного образа сада у родителей для передачи эмоционального настроя детям.

Задачи данной школы:

  1. Популяризация знаний о дошкольном учреждении как системе общественного воспитания.
  2. Обучение практическим навыкам подготовки ребенка к поступлению в новый коллектив.
  3. Развитие у родителей умения взаимодействовать с педагогами.
  4. Дать родителям первоначальные знания о поведении и развитии ребенка от 1года до 3 лет.
  5. Обеспечение индивидуального подхода к каждой семье со стороны сотрудников учреждения с выработкой плана консультирования каждого родителя в отдельности.
  6. Учет прогноза возможной адаптации малыша к посещению детского сада и на этой основе внедрение вариативного введения детей раннего возраста в группу.
  7. Знакомство каждой семьи, приходящей для записи в детский сад, со стандартным пакетом рекомендаций по подготовке ребенка.

План работы на год.

Сроки 1 встреча 2 встреча 3 встреча
Тема “Давайте познакомимся” “Физическое развитие и режим дня”. “Скоро в детский сад”.
Задачи - дать родителям сведения о воспитательно-образовательных приоритетах сада;

- выявление мотивов поступления в детский сад.

- дать представление о психофизическом развитии детей от 1 до 2 лет;

- познакомить с режимом дня для данного возраста;

- формировать представление о важности соблюдения режима дня.

выявление потребностей семьи

- обратить внимание родителей на то, как они сами настроены на детский сад,

- познакомить с закономерностями развития форм общения у детей со сверстниками и с новыми взрослыми.

Виды работы - Экскурсия по детскому саду;

- Сообщение заведующей о приоритетных направлениях в работе сада;

- Сообщение психолога: “Развитие ребенка от 1 лет до 2 лет”. (Основные линии развития)

- Анкетирование № 1. Отношение к детскому саду как к образовательной системе.

- Консультация медсестры: “Режим дня”.

(питание, сон, прогулка)

- Физическое развитие детей этого возраста.

Обмен опытом: “Как приучить ребенка к туалету и самостоятельной еде”

- Анкетирование №2 Выявление образовательных потребностей родителей.

-Консультация психолога:

“Стили семейного воспитания”.

- Посещение группы и знакомство с воспитателями группы.

- Анкетирование №3 Прогноз тяжести адаптации с точки зрения родителей [5].

- Памятки по режиму дня и адаптации.

Участвуют Дети подготовительной группы

Заведующая

Психолог

Социальный педагог

Медсестра

Воспитатель по физкультуре

Социальный педагог

Психолог

Социальный педагог

Воспитатели

В течение мая – июня все родители приглашаются на индивидуальную консультацию к психологу, где имеют возможность обсудить волнующие вопросы.

2 этап – Проведение игровых занятий с детьми 1,6-3 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

Цель занятий: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Задачи занятий:

  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • обучение воспитателей методам проведения игровых занятий в адаптационный период;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации и развитие потребности в сотрудничестве с педагогами центра Развития ребенка.

В процессе работы решаются следующие задачи комплексного развития детей:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развитие речевой активности, восприятия, внимания;
  • развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
  • развитие игровых умений и навыков.

Структура и форма занятий.

Занятие начинается с подвижных упражнений, требующих согласованности действий от детей: дети дружно прыгают, шагают, приседают и др.

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими.

Завершается занятие играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению.

Дети этого возраста хорошо воспринимают материал, объединенный единым сказочным – игровым сюжетом. Каждое занятие проводится в несколько этапов, игры по ходу варьируются педагогом в зависимости от реактивности детей. Проявляющаяся в этом возрасте у детей синтония /эмоциональное заражение/, с помощью игр позволяет быстро переключать внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топание, подражание, таким образом, объединяя детей и создавая положительный эмоциональный настрой.

Занятия с детьми длительностью 10-15 минут проводятся с октября по апрель включительно 1раз в неделю со всем детьми одновременно, в год 18 занятий. Основываясь опять же на особенностях развития детей, каждое занятие повторяется по несколько раз, что позволяет детям запоминать игры, упражнения, стишки, выбирать любимые игры. Активное участие в проведении занятий, принимает воспитатель – он активно может перенимать методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, наблюдает за поведенческими и эмоциональными проявлениями детей, использует игры и упражнения в своей работе.

Рекомендации по проведению занятий.

  • Психолог – непосредственный участник занятия, он заряжает детей своим положительным отношением к происходящему, вызывает желание принять участие в игре, показывает образцы выполнения действий;
  • Не нужно настаивать на активном участии всех детей в занятии.
  • Не следует добиваться точного действия или ответа.
  • В процессе практической работы педагог сам сокращает количество игр и вносит изменения в ход занятия, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей.

3 этап – Анализ и констатация полученных результатов.

На данном этапе проводится оценка адаптационных листов и сравнение с прогнозом адаптации, полученным от родителей в ходе предварительного анкетирования. Полученные в течение 3 лет результаты, позволяют сделать вывод о целесообразности проведения такого вида взаимодействия с семьями будущих воспитанников.

Список литературы.

  1. Балл Г.А. Понятие адаптации его значение для психологии личности// Вопросы психологии. – 1989. – №1
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.
  3. ГалигузоваЛ.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. – М.: Интор. 1996.
  4. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.5 Союз, 1997.
  5. Макшанцева Л.В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду// психолог в детском саду. – 2004. – № 1.
  6. Мещерякова С.Ю. Поведение ребенка в незнакомой обстановке. В сборнике: Общение и его влияние на развитие психики дошкольника/ Под ред.М.И.Лисиной. – М.: 1974
  7. Мухамедрахимов Р.Ж. Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев групп риска.// Вопросы психологии, 1998 г., №2, стр. 38.
  8. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца..// Вопросы психологии, 1994 г., №6, стр.16.
  9. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – Воронеж: МОДЕК, 2000.
  10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие – М.: Владос, 1996.
  11. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации материалы Всероссийского совещания. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.