Многие известные психологи, занимающиеся исследованиями детской психики (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.Л. Коломенский и другие), относят игру к действенному средству умственного развития человека. Однако не во всех учебно-методических комплексах этому вопросу уделяется должное внимание. Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы компенсировать данный недостаток с помощью правильно и грамотно подобранных игр, соответствующих интересам и возрастным особенностям учащихся.
В современной психологической и педагогической литературе нет однозначной классификации игр. Психологи выделяют подвижные, строительные, интеллектуальные, условные; педагоги – дидактические игры, подразделяя их на языковые и речевые. Говоря о функциях игровой деятельности в процессе обучения, мы считает уместным сослаться на схему А.В. Конышевой [4], которая отображает их в полной мере.
Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр [4].
Игры возможно проводить на всех этапах обучения языку. Однако, прежде чем предложить игру на уроке ученикам, необходимо продумать её целесообразность, определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса.
Игра как одна из форм отражения ведущей деятельности может соответствовать достигнутому возрасту либо возвращаться к более ранним формам поведения, либо опережать соответствующую возрастную стадию [12]. Возрастные особенности позволяют использовать различные варианты игр. Для учащихся старших классов наиболее перспективными являются ролевые игры и драматизации.
Обучающие возможности ролевой игры заключаются в том, что она самая точная модель общения, так как в ней предполагается подражание естественной ситуации [13]. Также в процессе ролевой игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом. Ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках ролевой игры [4], поэтому её использование на уроке иностранного языка повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому языку на всех этапах обучения.
Драматизация в обучении иностранному языку рассматривается как уникальный методический приём, который способствует не только формированию языковых и речевых навыков, но и более глубокому пониманию других предметных областей. Посредством драматизации обогащается и активизируется грамматический и лексический запас, осваивается новый грамматический и лексический материал посредством коммуникации, корректируется и автоматизируется произношение и интонация, формируется фонематический слух, повышается языковая компетенция.
Таким образом, использование игры на уроках иностранного языка имеет большое значение для приобретения новых представлений и знаний и формирования новых умений и навыков, а также для развития мотивации учащегося к овладению иностранным языком.
Мы работаем в гимназии в старших классах и из разнообразных приемов организации занятий уделяем большое внимание играм и игровым ситуациям, которые вызывают большой интерес для учащихся. Особое внимание уделяется ролевой игре, так как ребята получают возможность высказаться по волнующей их теме, что повышает их мотивацию и интерес в изучении иностранного языка. Несомненно, на уроках подобного рода речевая деятельность учащихся приближена к естественным нормам, что помогает развивать у учащихся навыки общения, способствуют эффективной обработке речевого и языкового материала.
Представляем вашему вниманию сценарий ролевой игры по теме «Образование» на завершающем этапе изучения темы. Надеемся, что этот материал окажется для вас интересным и полезным, уважаемые коллеги.
Сценарий ролевой игры по теме «Education»
Form of the game: Conference at the Ministry of Education in the UK
Subject of the conference: Introduction of a National Curriculum
Characters:
- The Minister – M
- The owner of private schools – O
- The principal at a comprehensive school – P
- The student from a secondary school – S
- The teacher at a grammar school – T
M: Good afternoon everybody. We have all gathered here today to consider an urgent question. The thing is that there have appeared a real chance to create a National Curriculum for the pupils from 5 to 16. The aim of such a unique curriculum, to our mind, is to make our children able to move from one school to another not only inside one city but all over the Kingdom without any loss to their process of education or studies.
We have chosen different representatives connected with education because we want to take into account all the possible points of view.
So, we now give you some time to think of possible variants, improvements or additions to the National Curriculum and the most suitable ones will be sent to the Ministry for the consideration.
So, let us begin.
Участники команды подготовили выступления дома. В течение 5-10 минут проходит подготовка общения внутри команды, после чего каждому из представителей предоставляется слово.
O: I am the owner of the best five private schools in Britain. Though education in such schools is expensive, I am sure it is worth studying there.
P: I beg your pardon, but why is it worth it? Why is it better to study in private schools rather than comprehensive ones? I am inclined the children at our school are quite glad to study there.
O: Our academic standards are very high. Statesmen, gentlemen, ministers, politicians, most of the distinguished people graduated from such schools.
S: So, what do you suggest? To make parents waste large sums of money on their children’s education? I’d rather buy something useful instead.
O: In my view, we should cardinally change our education system and make it not free of charge. Pupils who study at such schools do not waste their money, for it they get fine teaching facilities in science, languages, computing, design, this list can be endless. Pupils are also offered a wide range of opportunities for spare time activities such as sports, clubs.
T: Sorry to interrupt you, but I see no reason to make all the schools private. Do you?
O: Of course, I do. Just imagine all the children of Great Britain will be educated according to the highest standards, they all will be gentlemen and will get the highest positions in the society. I am fully for private schools.
P: As for me I don’t find it reasonable to make all the schools private. There are unfortunately less well-off families in our society and it will just turn out that children from such families will remain uneducated.
O: I am quite of the different opinion.
P: My point of view is to introduce schools for children with different abilities, I mean, academic and practical schools.
T: May I ask you what about core subjects?
P: No doubt all of them will have to study foundation subjects but for example at the age of 14 they will choose some specialized studies for further academic education and in practical schools they will choose optional subjects they need for their practice or profession. That’s my idea.
T: I am a teacher at grammar school after which pupils are expected to go on to some form of higher education and I quite agree with the previous speaker. Moreover, I think we should return to the system of “11 plus” exam.
S: Sorry, can you please explain what it means I study at a secondary school not at a private one?
T: We offer to those who passed this exam predominantly academic education and to those who didn’t education for manual, skilled and clerical employment.
S: My opinion is those who want to study no matter what academic or practical subjects must get their education at home. Education must not be compulsory.
O: Can I ask you what children will do in this case?
S: Children can do what they like: those who want to study – let them get home education, those who don’t – let them work or sit at home. That’s my view.
M: So, thank you very much. I see all of the points of view suggested. All of your ideas will be considered and soon you will be informed of the result. Good-bye everyone.
Разумеется, данный урок-конференция является лишь одним из вариантов ролевой игры по данной теме. Круг участников, способы обсуждения, презентации могут быть разнообразными. Однако, нельзя не отметить, что именно благодаря тому азарту, той одушевленности и вовлеченности, стремлению быть специалистом в своей области высказывания, с какими ребята вливаются в данный вид деятельности – ролевую игру, и достигается основная цель, которую изначально ставит перед собой каждый учитель иностранного языка – развитие коммуникативной компетенции.
Список используемой литературы:
- Алексеева Е. В. Игровые моменты на уроках иностранного языка. – https://urok.1sept.ru
- Богородицкая В. Н., Хрусталева Л. В. The World of Britain, учеб англ. яз. Для X-XI классов. – М.: Издательство «Версия», 2000. – 240с.
- Зайцева Г. Г. Драматизация и инсценирование как виды организации внеклассной работы по иностранному языку. - https://urok.1sept.ru
- Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. – 192с.
- Лобачева Н. П. Игры и сказки для работы над темами “What do you look like?” и “What are you like?”. – ИЯШ. - №1. – 2007. – с. 36-42.
- Лошакова М. Cinema. Методическая разработка для проведения цикла уроков и сценарий ролевой игры. – Английский язык. - №9. – 2007. – с.11-18.
- Лукьянова Т. Н. Драматизация на уроках английского языка. - https://urok.1sept.ru
- Организация классных часов на английском языке/ Авт.-сост. А. В. Конышева. - СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2004. – 160с.
- Петрова Л. В. Игровые технологии на уроках английского языка. – Английский язык. - №11. – 2007. – с.5-6.
- Плеханова Ю.В. Игры как существенное дидактическое средство обучения иностранному языку. - https://urok.1sept.ru
- Поликарпова Е.В. Создание условий для повышения мотивации к овладению иностранным языком через использование игровых технологий. - https://urok.1sept.ru
- Сергиенко М. А. Мастер-класс по теме «Игровой метод в обучении английскому языку». - https://urok.1sept.ru
- Слабова Т. Л. Нетрадиционные уроки. - https://urok.1sept.ru
- Ступакова Л. В. Активизация речемыслительной деятельности учащихся через игры и игровые приемы. - https://urok.1sept.ru
- Karpova L., Trinkinets I. Games in Teaching Reading to Young Learners. – Developing Professional Community: сборник учеб. мат. – Омск: ООО Издательский дом «Наука», 2004. – с. 46-49.