Цели урока:
- углубление и закрепление ЗУН;
- развитие логического мышления, умения переносить знания в новую ситуацию;
- воспитание успешной, активной жизненной позиции, коллективизма, чувства ответственности.
Тип урока: урок-соревнование.
Методы обучения: словесно-наглядный, практический.
Оборудование: электрическая викторина.
Ход урока
I. Введение.
Класс поделен на 4 команды, примерно равные по силам. Каждая команда выбирает себе капитана. Готовится ведомость, в которую учитель (жюри) должен вносить баллы за каждый ответ команды или учащегося. В итоге побеждает команда, набравшая больше баллов. Победители? вся команда без исключения, получают по "5".
II. Конкурс: “Знаешь ли ты формулы, необходимые для решения задач по электричеству?”
Он проводиться с помощью самодельной электровикторины. Это коробка, внутри которой собрана электрическая схема а)
Передняя панель б) имеет ряды гнезд, съёмные карточки, вверху лампочку, соединенную внутри коробки с источником тока, от этой цепи отходят длинные мягкие провода, оканчивающиеся штырями. Слева на панели карточки с вопросами, справа в беспорядке, но в соответствии со схемой - ответы на них.
Конкурс проходит так. Члены команд по очереди подбегают к демонстрационной электровикторине. Учитель называет вопрос. Если ответ выбран правильно, то лампочка загорится. За верные ответы начисляются баллы. <Рисунок 1>
III. Конкурс капитанов: “Знаешь ли ты ученых-физиков, сделавших открытия в области электричества?”
Капитаны по очереди называют фамилии ученых, сведения о жизни и деятельности их. За каждый правильный ответ по баллу.
IV. Конкурс: “Реши расчетную задачу”.
Девиз: один за всех, все за одного.
Все учащиеся решают на заранее приготовленных листочках задачу, условие которой записано на доске: “Определить сопротивление нагревательного элемента электрического чайника, в котором 1,8 л. воды с начальной температурой 100С нагревается до кипения за 22,5 мин. Электрический чайник работает от сети с напряжением 120 В и имеет КПД 80%. Чему равна сила тока в нагревательном элементе?”
Оформление задачи:
Побеждает та команда, которая быстрее всех решит задачу и сдаст листочки жюри (получает максимальное количество баллов).
V. Конкурс: “Личное первенство”.
Ученик решивший задачу повышенной трудности приносит своей команде несколько баллов. Условие на доске: “Какой длины никелиновой проволки нужно взять, чтобы изготовить электрический нагреватель, который за 5 минут может нагреть 150г воды от 200С до 1000С? Диаметр проволки 0,2мм, напряжение в сети равно 220В. Общие потери энергии составляют 40%.
Сколько витков этой проволки придется навить, если диаметр фарфорового цилиндра 2 см?
Решение задачи показывают на доске. Учащиеся записывают в тетрадях.
VI. Подведение итогов (делает учитель или председатель жюри).
VII. Заключение.
Сочетание коллективной и индивидуальной форм работы, делает разнообразным обучение, улучшает психологический климат в классе, создает ощущение свободы и одновременно здоровый дух соревнования.