Одно из главных направлений в работе педагогов ДОУ – подготовка, организация и проведение экологических праздников и развлечений для детей дошкольного возраста. Поскольку праздники и развлечения – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками. В процессе праздников и развлечений, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – углубляется потребность в познании нового, расширении кругозора, совместных действиях и переживаниях.
Цель таких праздников – посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, к истории, культуре страны, созданной трудом родных и близких людей.
На современном этапе формирования экологического сознания – одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает страна и вся планета. Решения этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей дошкольного возраста.
Организация, подготовка и проведение экологических праздников и развлечений с детьми дошкольного возраста является важной педагогической задачей. Рассмотрим формы и методы работы с педагогами на каждом этапе.
1 этап. Подготовительный
1. Подбор и систематизация материалов в методическом кабинете в помощь воспитателям для работы с детьми.
2. Выставка литературы по данной теме для педагогов.
3. Самообразование педагогов. Это целенаправленная деятельность, управляемая самой личностью по приобретению систематических знаний.
4. Педагогическая гостиная “Отчет педагогов по самообразованию”.
5. Обсуждение и утверждение плана праздников и развлечений на педагогическом совете. (Включить в годовой план).
6. Изготовление, приобретение подарков и сувениров (совместно с педагогами).
7. Диагностическая анкета для выявления уровня готовности педагогов и проведению праздников и развлечений на экологическую тему.
Показатели готовности | Знаю, владею свободно | Владею, знаю не всегда | Не знаю, не владею |
1. Понимание задач экологического образования и воспитания | |||
2. Знание методов экологического образования и воспитания | |||
3. Умение брать на себя роль ведущего на празднике | |||
4. Умение разрабатывать сценарий праздников и развлечений | |||
5. Умение организовать детей на празднике | |||
6. Умение устанавливать доброжелательные отношения с детьми | |||
7. Умение привлечь родителей к участию в празднике | |||
8. Умение взять роль любого персонажа на себя | |||
9. Умение оформить музыкальный зал в соответствии с темой праздника или развлечения | |||
10. Умение провести самоанализ проведенного праздника и развлечения |
8. Оказание методической помощи по результатам анкеты (консультации, семинар – практикум, беседы).
9. Разработка памяток и рекомендаций педагогам по организации и проведению праздников и развлечений с детьми.
2 этап. Основной.
1. Конкурс среди педагогов на лучший сценарий экологического праздника.
2. Разработка сценариев, включая разнообразные методы и приемы, формы проведения. При составлении сценария на экологическую тему надо соблюдать общие правила:
- начало должно быть ярким и торжественным;
- сюжет, в котором отражается основная идея праздника, должен развиваться так, чтобы эмоциональный подъем шел по возрастающей;
- обязательно должно быть запланировано вручение подарков, что всегда усугубляется эмоциональное состояние ребенка (подарки следует раздавать быстро, без суеты);
- все должно быть рассчитано так, чтобы праздник не задерживался по “техническим причинам”;
- длительность праздника – 30 минут для детей младших групп и 40-45 минут для старших детей, не больше. Длительные праздники утомляют детей, что приводит к капризам и слезам.
3. Обсуждение сценариев, распределение ролей, где уточняются обязанности членов коллектива, избирается ведущий.
4. Индивидуальная работа с ведущим. Это самая ответственная роль. У ведущего должна быть хорошая литературная речь, чтобы он был эмоциональным и находчивым, умел шутить, непосредственно, общаться с детьми и, что особенно важно, был искренним, веселым, естественным и жизнерадостным. Ведущий заранее обдумывает размещение детей (где будут сидеть, переодеваться) и атрибутов. Ведущий не только должен знать хорошо программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Праздник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы – все это утомляет ребят, расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально – физиологической нагрузки.
5. Подготовка атрибутов. Подготовка к праздникам и развлечениям вызывает у детей и взрослых радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех участников.
6. Оформление музыкального зала. Оно должно отвечать содержанию праздника, быть художественным, т.е. развивать у детей художественно эстетический вкус, а также создавать у всех радостное настроение и предвосхищать событие, т.е. вызывать интерес к ним.
7. Подбор музыкальных произведений.
8. Репетиции с персонажами.
9. Консультация “Как привлечь родителей к сотрудничеству”.
10. Оформление афиши для приглашения всех желающих.
3 этап. Проведение праздника или развлечения.
- Эмоциональный настрой всех участников на радостное событие.
- Строгое соблюдение режима дня (дети должны погулять, хорошо выспаться, не нагружать занятиями, репетиций в этот день не должно быть).
4 этап. Заключительный.
- Чаепитие (совместно с родителями).
- Оформление фотостенда по итогам проведения праздника или развлечения.
- Оценка праздника детьми и взрослыми.
- Закрепление впечатлений детей от праздников в рисунках, лепке, рассказах и беседах.
- Совместное обсуждение результатов праздников (выводы и рекомендации педагогам).
Анализ праздника в детском саду
Подготовка к празднику:
- участие родителей, педагогов и других специалистов детского сада в составлении плана, сценария и композиций;
- проявление инициативы, самостоятельности, распределение обязанностей;
- трудности при подготовке;
- генеральная репетиция.
2. Проведение праздника:
- праздничное оформление помещений;
- соответствие эстетики оформления теме праздника;
- содержание выставок детских творческих работ;
- своевременность начала праздника;
- эстетика внешнего вида детей;
- выступление детей на празднике, их активность и эмоциональность;
- умение педагогов организовать детей; увлечь их целенаправленной деятельностью, проанализировать итоги деятельности каждого детского коллектива.
3. Реализация намеченных целей и задач праздника.
Таким образом, содержательная систематическая и хорошо организованная работа всего педагогического коллектива детского сада по подготовке, организации и проведении экологических праздников и развлечений, осуществляемая под руководством старшего воспитателя, способствует обогащению жизни ребенка яркими, эмоциональными впечатлениями и обеспечивает экологическое воспитание, экологическое образование и экологическую культуру дошкольников.
Предложенные сценарии праздников и развлечений должны помочь педагогам дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых, сформировать у них соответствующее эмоциональное отношение к такому поведению. Все праздники предполагают творческий подход всех педагогов ДОУ, без чего успешная работа с детьми просто невозможна.
Мы будем признательны тем, кто использует эти материалы в практической работе.
Сценарий музыкального развлечения на тему: “Давайте любить Землю” в подготовительной к школе группе (ко Дню Земли).
Сценарий развлечения ко Дню Воды на тему: “Вода вокруг нас” в подготовительной к школе группе.
“Клуб Веселых Малышей” – для детей подготовительной к школе группе ко Дню птиц.
“Счастливый случай” – игра – развлечение в подготовительной к школе группе
(12 ноября – “Синичкин день”).
“Что? Где? Когда?” – игра-развлечение в подготовительной к школе группе
(4 октября – День защиты животных).
Литература