Мультипликационные пятиминутки

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: апробация педагогической технологии художественного образования через мультипликационное искусство, позволяющее развивать творческую личность и поддерживать заинтересованность учащихся к урокам изобразительного искусства.

Задачи:

  1. Приобщение учащихся к изобразительной деятельности через основы мультипликации.

  2. Разработка алгоритма мультипликационных пятиминуток на 34 часа с 5-го по 7-й класс

  3. Моделирование единой системы нравственно-эстетического воспитания и художественного образования.

  4. Определение эффективности данной технологии в системе художественного образования.

Активизация познавательной деятельности учащихся к изобразительному искусству через увлекательнейшие мультсериалы – это требования современности. Современные анимационные фильмы, которыми увлечены сегодняшние дети, позволяют оживить их фантазию, мысли на бумаге при помощи знаний изобразительного искусства.

Образовательная сущность мультипликации в том, что язык мультфильма, освоенный в детстве, способен внести свою лепту в развитие и совершенствование мировосприятия. Занимаясь мультипликацией, ребенок получает неограниченные возможности для воплощения своего неповторимого опыта и первых жизненных открытий и впечатлений. Для учителя это весьма существенно, так как вплотную подводит к педагогической теме.

Основной формой обучения является урок. Уроки могут быть разнообразными, благодаря работе и индивидуальному стилю педагога. Всем известно, что уроки изобразительного искусства открывают большие возможности в использовании народной художественной культуры, но не все знают и используют мультипликационное искусство в эстетическом воспитании и художественном образовании школьников.

Педагогические функции мультипликации стали явственно обнаруживаться в последние десятилетия, когда она вышла на рубежи большого искусства, т.е. обрела способность учить и воспитывать (а не развлекать и назидать).

Что же сегодня препятствует овладению мультипликационной грамотой? Дело в том, что технология мультипликации сложна и трудоемка, требует больших затрат сил, времени и материальных средств. Однако сейчас, с приходом в мультипликацию компьютеров, видеотехники это быстро меняется. Можно с уверенностью сказать, что в скором времени процесс мультипликационной съемки станет доступным школьникам.

Выразительные средства мультипликации являются наиболее естественными для детского и подросткового возраста. Они стимулируют их творческую активность и раскрепощают мышление. Общение с помощью движения и образов легче, чем традиционное словесное общение.

Мультипликация включает в себя неограниченное число видов деятельности, открыта для детей.

Специфика мультипликации позволяет работать с ребенком, не перенося в него элементы человеческой культуры, а естественно помещая его в сферу этой культуры.

Многие из вас, наверное, скажут: «Это всё хорошо! Но как мультипликацию применить на уроке за 45 минут, не забывая при этом учебную программу?». Я думаю всё гораздо проще, на уроках музыки распеваются, на уроках физкультуры выполняют разминку, так и на уроках изобразительного искусства, можно разрисовываться в течение пяти минут.

«Мультипликационные пятиминутки» - это время импровизаций, получения новых знаний, закрепление пройденного материала, наконец, умения быстро воплотить мысли на бумаге. Для многих ребят очень сложно за короткий период времени что–то нарисовать! Фантазия – ау! Поначалу может быть сложно, но когда это входит в систему, приобретается навык быстрого рисования, что позволяет в дальнейшем работать как можно меньше без ластиков, рисовать линиями, в живописи пользоваться без карандаша.

На пятиминутках используется различный материал, но особое предпочтение отдаётся фломастерам и маркерам, излюбленный материал многих детей. Фломастер – это хорошая по толщине, цветная, не стираемая линия. Не забываем на пятиминутках и про акварель - это прекрасный материал для создания «цветовушек». Цветовушкой мы называем красочный отпечаток, который получаем следующим образом. На белый лист бумаги в произвольном порядке наносим краску произвольных цветов. Затем лист складываем вдвое или накрываем другим листом. Приглаживаем ладонью, раскрываем и отпечаток готов. Задача – нарисовать увиденное в цветовушке. Работа с цветовушкой позволяет ввести понятие - цветоведение, формирует желание эксперементировать

Задача пятиминуток – развить фантазию и творческое воображение учащихся, активизировать понимание учебного материала, а так же развитие навыка быстрого рисования.

Желательно пятиминутки использовать ежеурочно, тогда будет видна системная работа. На заключительных уроках в конце четверти, пятиминутки можно увеличить по времени. Важно для пятиминуток, что бы они шли параллельно программе, они могут быть прекрасным дополнением к учебному материалу, например: тема урока «Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства - тема пятиминутки «Создание мультипликационного образа места действия: лес». Предлагаю вашему вниманию план – конспект урока с применением мультипликационной пятиминутки.

План-конспект урока.

Тема: «Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства».

Цели: расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве; познакомить с историей пейзажа; находить правильное композиционное решение при заполнении пространства; развивать творческое воображение.

Задача пятиминутки: совершенствовать технику работы с красками; развитие навыка быстрого рисования; научить нетрадиционному рисованию деревьев; воспитание чувства художественного индивидуального стиля.

Оборудование: репродукции картин с пейзажами; работы педагога; детские работы; компьютеры; интерактивная доска.

Словарь: пейзаж, ведута, передвижники, импрессионизм.

I. Организационный момент.

II. Введение.

Переходя к традиционной пятиминутке, хотелось бы, прочитать замечательные строки зовущих, к упорству, трудолюбию, радости жизни, к творчеству, к познанию нового.

Не можешь – узнай,
Не знаешь – познай,
Не бойся тропы отвесной,
Пробуй, ищи,
Свершай, достигай.
Чтоб жизнь твоя стала песней.

III. Мультипликационная пятиминутка «Создание мультипликационного образа места действия: лес».

Приложение

Задание: изобразить скопление различных пород деревьев.

Материал: акварельные краски, кисти, ватные палочки, губка, фломастер.

Мастер – класс. Учащиеся выполняют работу вместе с педагогом.

Рисование губкой <рисунок 1>.

Алгоритм действия:

  1. Взять акварельную краску и кончиком кисти нарисовать ствол и изгибающиеся ветви дерева.

  2. смочить в воде часть губки и обмакнуть её в красной краске. Осторожно прикладывать её окрашенной стороной вокруг верхушек веток.

  3. Губку промыть, отжать и окунуть в жёлтую или фиолетовую краску и этим же способом прикладывать к веткам.

Акварель и фломастер чёрный или гелевая чёрная ручка <рисунок 2>.

Алгоритм действия:

  1. Акварелью нарисовать ствол дерева с тремя толстыми ветвями.

  2. Используя зелёную акварель, провести волнистый контур кроны и закрасить её, оставляя небольшое количество маленьких пустот.

  3. Фломастером или гелевой ручкой изобразить петлеобразные лини по краям дерева и вокруг оставленных пустот.

Акварель и ватные палочки или пузырчатая плёнка <рисунок 3>.

Алгоритм действия:

  1. Взять акварельную краску и кончиком кисти нарисовать ствол и изгибающиеся ветви дерева.

  2. Ватную палочку обмакнуть в красную или зелёную акварель (нанести краску на небольшой кусочек пузырчатой плёнки, повернуть пузырьками вниз и прижать) и лёгким нажимом нанести на ветви дерева.

  3. Продолжать, используя различные оттенки, пока результат вас не устроит.

Зигзагообразные деревья <рисунок 4>.

Алгоритм действия:

  1. Используя зелёную акварельную краску, нарисовать три ствола дерева, сужающихся по направлению к верхушке, а потом землю.

  2. Провести кончиком кисти от верхушки дерева вниз по стволу расширяющуюся книзу зигзагообразную линию.

  3. Не закрашивать часть ствола у основания дерева. Таким же зигзагообразным способом нанести немного чистой воды вдоль всего ствола.

IV. Актуализация опорных знаний.

Жанр живописи или графики, в котором основной предмет изображения – природа?

Не прошло и секунды, как вы догадались - это, конечно же, пейзаж.

V. Формирование новых знаний

И тема нашего урока: «Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства».

VI. Физкультминутка.

1 этап:

Каждый -

Руками дети показывают на каждого, разводя руки в стороны, поочередно.

2 Этап

Охотник -

Прижимают руки к груди.

3 этап

Желает -

Руки разводят в стороны.

4 этап

Знать -

Прикладывают руки к голове.

5 этап

Где -

Рукой рисуют вопросительный знак.

6 этап

Сидит -

Дети приседают.

7 этап

Фазан -

Дети машут руками.

Учитель или ученик называет цвета, ребята быстро на внимательность выполняют упражнение, например: синий – дети приседают.

VII. Практическая работа.

Задание: «Дорога в большой мир»

а) Переходя к практической работе, давайте вспомним «воздушную перспективу», для того чтобы пейзаж ваш был наполнен воздухом, чтобы цветы, деревья в ваших работах дышали, чтобы хотелось войти в ваши работы и вдохнуть тот аромат цветов, полей, лесов, которые изображены в ваших картинах.

- Скажите, пожалуйста, как передать глубину пространства?

Художники иногда шутливо говорят, что хорошо писать – это значит «взять ту самую краску и положить на то самое место!» Казалось бы, всё очень просто. Но какая она,

«та самая краска» и где, «то самое» единственное место, куда её нужно положить?

За этой шуткой скрываются огромные трудности, а иногда – подлинные муки творчества. Кто–то из вас может столкнуться с этой трудностью в практическом задании, тема которого «Дорога в большой мир».

б) Устное рисование.

- Учитель: «Как организовать изображаемое пространство, зная основные элементы пейзажа, законы перспективы?»

- Учащиеся:

- Как всегда, первым этапом работы, решение композиционных задач: выбор формата

бумаги, его расположение, определение высоты линии горизонта, выбор точки зрения.

Учащиеся разделены на две группы: группа №1 «Хакеры»- рисуют на компьютерах,

группа №2 «Живописцы» - используя акварель, работают по- сырому.

VIII Анализ работ.

Говорят: талант от Бога
Этим дан, а этим нет….
Всем зато дана дорога –
Кто какой оставит след?
С. Викулов

Каждый из вас видит природу по – своему, каждый ищет в ней мотивы и краски, наиболее близкие своему настроению. Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник неповторим. Результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки.

Все сказанное заставляет смотреть на мультипликацию не как на новый предмет эстетического цикла, а как на благоприятную среду для создания всеобъемлющей системы комплексного эстетического воспитания.

Ожидаемые результаты при применении мультипликационной грамоты на уроках ИЗО:

  1. Совершенствование системы художественного образования.

  2. Целостность учебно–воспитательного процесса и содержания художественного образования.

  3. Приобщение учащихся к нравственно эстетическим традициям мультипликационного искусства.

  4. Активизация понимания учебного материала.

  5. Использование на уроке неограниченного числа видов деятельности, которые включает в себя мультипликация.

  6. Формирование творческого начала в каждом ребёнке.

Список литературы:

1. Гильман Р.А. «Художественная роспись тканей». Москва «Владос» 2005.
2. Запаренко В. «Энциклопедия рисования». Москва «Олма – пресс», 2001.
3. Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. «Мультфильм руками детей».Москва «Просвещение», 1990.
4. Павлова О.В. «Изобразительное искусство.6 класс. Поурочные планы по программе под ред. Б.М. Неменского». Волгоград.Изд. «Учитель».
5. Ф.Уотт, А. Милборн, Р. Диккинс. «Большой самоучитель рисования» ЗАО «Росмэн – Пресс», 2005.