Урок русского языка в 4-м классе
Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном падеже.
Цели урока:
- знакомство с особенностями окончаний существительных в родительном падеже;
- обучение последовательности действий при написании безударных окончаний;
- отработка умения распознавать тип склонения имени существительного, падеж.
Ход урока
1. Постановка цели урока.
- Какую большую тему мы изучаем?
- Над чем работали на прошлом уроке? (Изучали правописание безударных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения. Значит сегодня будем упражняться в правописании безударных окончаний.)
- Точнее тему урока сформулируем позже, а пока - чистописание.
2. Чистописание.
- Сегодня мы напишем три буквы. Первая является суффиксом в слове отметка (к), вторая – окончание этого сущ. именительном падеже (а), третья – окончание в винительном падеже (у).
- Определите порядок следования букв, дополните еще одно сочетание букв:
Куууууа кууууаа куууааа кууаааа …
- Вторая строчка – слово с непроверяемым написанием, в котором есть данное сочетание букв. (капуста)
3. Словарно – орфографическая работа
- Запишите слова: п.ля, зву., др.ва, со.нце, св.бода. Сформулируйте к ним задание.
- Последовательно соедините буквы, которые являются в данных словах орфограммами, и вы узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке. (Около)
- Чем является это слово? (Предлог, употребляемый с существительными в Р.п.)
- Составьте и запишите предложение, употребив это слово.
4. Повторение изученного материала.
а) На доске слова: по отметке, у отметки, отметка, отметкой, про отметку, об отметке.
- Прочитайте запись на доске, скажите, что здесь написано?
(существительное «отметка», употребленное в разных падежах).
- Назовите эти существительные в порядке склонения.
- Что такое склонение существительных?
- Назовите все падежи с предлогами и вопросами (см. таблицу с. 62)
- Устно просклоняйте существительные улица, словарь, поле.
б) Прочитайте. Напишите ряды слов, устранив в каждом лишнее слово. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.
В…сна, р…ка, ст...кло, стр…ла;
Ст…на, св…рло, гн…здо, оз…ро.
Топ…ль, смел…сть, к…рась, к…рабль.
в) Задайте вопросы к тому, что вы знаете о склонениях существительных?
Расскажите о склонении существительных по плану:
- Какого склонения бывают имена существительные?
- Какие существительные относятся к 1 склонению? 1
- Какие существительные относятся ко 2 склонению?
- Какие существительные относятся к 3 склонению?
- Как определить склонение существительного?
Физминутка
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям –физкульт – привет!
5. Работа над новым материалом.
а) На доске написаны словосочетания:
Выехал из деревн…,
расставался без груст…,
проснулся до солнц….
- Определите падеж имен существительных. Сформулируйте задание в соответствии с изучаемой темой.
(Списать, вставив окончания, определить падеж имен существительных)
- Сформулируйте тему урока. (Правописание безударных окончаний существительных в Р.п.)
- Задайте вопросы к тому, что вы знаете об этом.
(- На какие вопросы отвечают существительные в Р.п.?
- С какими предлогами употребляются?
- Каким членом предложения бывают?
- Почему надо проверять безударные окончания существительных?)
- Задайте вопросы к тому, что вы не знаете.
(Как проверить безударные окончания в Р.п.?)
- Докажите, что окончания существительных деревни, грусти, солнца нуждаются в проверке. (Имеют безударные окончания).
- Почему эти имена существительные имеют разные окончания в одном и том же падеже?
(Относятся к разным склонениям)
б) - Повторим правило написания безударных окончаний, пользуясь памяткой. (Работа с памяткой на с. 96)
- Какие же окончания имеют имена существительные 1, 2, 3 склонения в Р.п.?
Рассмотрим это на примере слов с ударными окончаниями: река, страна, двор, конь, окно, степь. (Реки, страны, двора, коня, окна, степи).
- Поможет в определении окончаний схема:
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
- ы - и |
- а - я |
- и |
6. Закрепление изученного материала.
а) На доске написаны слова:
Газета, встреча, озеро, море, рассказ, зверь, степь.
- Прочитайте слова. Скажите, что в них общее? (сущ., И.п., ед. ч.)
- Образуйте форму Р.п., выделите окончания.
(Газета – газеты, встреча – встречи, озеро – озера, море – моря, рассказ – рассказа, зверь – зверя, степь – степи).
б) Выборочный диктант.
Записать словосочетания только с существительными в Р.п.
Ходил около палатки, стучал по крыше, подъехал к избушке, достал из портфеля, полил маслом, придвинул к парте, связали из шерсти, обрадовался гостье, ходил без дела.
в) Самостоятельная работа. Упражнение 187 с. 98.
г) Работа с учетом дифференциации.
Карточка 1 (для слабых учащихся)
Словосочетание Понял из рассказа |
Склонение сущ. в Р.п. |
Карточка 2 (для сильных учащихся)
Словосочетание |
Окончание |
Склонение |
Сбился с дорог… Вышел из калитк… Взять у друг… Сели вокруг колодц… Рос около дерев… Крем для молодост… |
7. Сформулируйте вывод по уроку, опираясь на изученную тему.
(Сегодня на уроке мы учились правильно писать безударные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения в родительном падеже).
Урок русского языка во 2-м классе.
Тема: Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ша, чу-щу.
Цели:
- усвоение алгоритма рассуждения при написании сочетаний жи - ши, ча - ща, чу-щу;
- развитие умения распознавать в словах шипящие звуки;
- развитие внимания, памяти, мышления; воспитание бережного отношения к слову.
Ход урока
1. Настрой на урок, обучение самовнушению
- Ребята, представьте все стороны вокруг вас. И в каждую сторону мысленно пошлите пожелания:
«Мир, любовь, добро всем, кто справа от меня; мир, любовь, добро всем, кто слева от меня; мир, любовь, добро, всем, кто впереди меня; мир, любовь, добро всем, кто, сзади от меня».
Повернитесь лицом друг к другу произнесите вслух: «Я желаю тебе всего самого доброго!»
2. Чистописание. Словарно-орфографическая работа.
Ж Ш
Ч Щ
жизнь тишина чаща щука час
- В каком слове количество букв не соответствует количеству звуков? (жизнь)
- Какие слова нельзя перенести с одной строки на другую? (жизнь, час)
3. Постановка темы и целей урока
- Ребята, еще раз внимательно посмотрите на строчки чистописания. Они сообщают тему урока. Сформулируйте ее. (Написание слов с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу)
- Задайте вопросы по теме, на которые вы знаете ответ.
(-Какие звуки называются шипящими?
- Почему они так называются?
- Сколько шипящих звуков в русской речи?
- Какие из этих звуков твердые, какие мягкие?
- Какие буквы служат для обозначения этих звуков?
- Какие правила русского языка связаны с шипящими?)
4. Повторение пройденного материала.
а) Письмо по памяти.
Запомните стихи. Выпишите слова с сочетаниями:
1 вариант - жи - ши;
2 вариант -ча- ща;
3 вариант - чу - щу.
1 вариант: |
Жи да ши, жи да ши |
2 вариант: | Ча и ща, ча и ща, Роща, чаща и свеча, Пища, туча, саранча — С буквой «а» и ча и ща. |
3 вариант: |
Сочетания чу и щу |
(Проверка выполнения задания)
Физминутка «Падают снежинки».
«Снежинка» покачивается в воздухе вправо - влево - вправо. Подул ветерок, «снежинка» полетела вниз и застыла на мгновение, «Снежинка» описывает круговые движения, опускаясь по спирали. «Снежинка» приземляется на парте.
- Какие ассоциации возникли во время физминутки? Составьте об этом предложения.
б) Самостоятельная работа.
Откройте учебник на стр. 34, упр.74.
Прочитайте самостоятельно задание и скажите своими словами, какую работу будете выполнять.
( Выполнение работы учащимися.
Проверка работы в парах друг у друга).
- Запишите третье слово так, чтобы оно соответствовало теме урока: лес -
бор - ... (чаща, роща)
окунь - карась -... (щука)
вилки - ложки - ... (ножи)
Обсуждение выбора слов.( Учитель закрывает запись на доске).
- Воспроизведите пары слов и придуманное слово.
в) Корректура текста
- Ребята, сейчас каждый из вас может побыть в роли «маленького учителя». Я выдаю вам диктант, который написал Незнайка. Вам необходимо исправить допущенные им ошибки.
Хорошы нашы рощи. Красивы там бирезы. Сколко в рощях птиц! Стучят пестрые дятлы. Кричят грачи. А как свищют синицы! Мы чясто ходим в рощю слушать пение птиц.
Упражнение для глаз
Потрите ладони друг о друга до разлития приятной теплоты. Легко, без усилий прикройте закрытые глаза. Представьте погружение в полную темноту на одну минуту.
г) Игра «Корреспонденты»
- А сейчас, ребята, вам предстоит очень ответственная работа
«корреспондентов». Подчеркните все
сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу ,
которые встретятся в тексте.
(Учитель выдает ксерокопии грамматической сказки «Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами» из книги автора В. Волиной «Учимся играя»)
д) Графический диктант
(Учитель диктует слова, а учащиеся записывают только изученную орфограмму)
Вершина, жилет, кузнечик, часы, обещаю, журавль, вытащу, кручу, число, щипать.
(и, и, -, а, а, -, у, у, -, -.)
5. Домашнее задание: упражнение 77.
Прочитайте задание к упражнению. Расскажите в парах друг другу, какую работу будете выполнять.
6. Итог урока. Рефлексия