Для использования краеведческого материала особенно большое значение имеют экскурсии. Программой по начальному курсу физической географии
(2004г.) предусмотрена экскурсия. При организации данной экскурсии на наш взгляд целесообразно учитывать, что г. Лабинск в долине р. Лабы и мы имеем возможность показать на конкретных примерах различные формы рельефа земной поверхности, характер залегания горных пород. Влияние рельефа на расположение временных и постоянных водотоков и др. В этих условиях можно провести экскурсии.
В нашей местности наиболее удобные дни для проведения экскурсий сентябрь и первые две декады октября, так как в это время стоит тёплая, ясная погода.
Экскурсия посвящается знакомству с формами рельефа, горными породами, которые слагают земную поверхность и изучению залегания пластов. На этой экскурсии учащиеся производят зарисовку обнажённых пород. Производят измерение высоты холма самодельным нивелиром и на глаз. Определяют крутизну склона эклиметром и на глаз. Материал этой экскурсии подготавливает учащихся к правильному пониманию тем: “Понятие об абсолютной и относительной высоте местности”, “Породы, слагающие земную кору”.
Цель экскурсии повторить определение горизонта, сторон горизонта на местности, крупные формы поверхности нашей местности: холмы, овраги, балки, ущелья; дать понятие о плоской и холмистой равнине; объяснить причины образования обрыва и его перехода в балку.
Перед выходом на экскурсию путём фронтального опроса повторяется ранее изученный материал по вопросам.
После 5-7 минутного опроса класс выводят на местность. При её общем обзоре учащиеся наблюдают открытый и закрытый горизонт, плоскую равнину, расчленённую балкой. По дну балки течет ручей с впадающими в него ручейками.
После осмотра местности проводится опрос.
Затем переходим к рассмотрению вопроса, какими горными породами сложена поверхность Лабинского района, как залегают земные пласты на равнине и как используются горные породы в местном хозяйстве, предлагается ребятам собрать коллекцию пород.
Класс делится на 4 группы, и каждая группа получает задание. Одна рассматривает обнажение глины, другая песка, третья характер залегания пластов, четвёртая обнажение суглинка. Каждой группе поручается измерить толщину пластов, взять образцы пород, сделать зарисовки. Каждая группа готовит также описание своего участка. а в заключении пишут. как используются породы Г.Лабинска и Лабинского района в хозяйственных целях (глина-для изготовления кирпича на кирпичном заводе, песок-для строительства, для изготовления бетона на заводе ЖБИ).
Для дальнейшего выполнения цели экскурсии переходим к измерению высоты склона холма. В начале предлагаю определить высоту на глаз. После предлагается каждой группе с четырёх сторон измерить высоту холма с помощью нивелира. Ребятам также предлагается определить крутизну склона сначала на глаз, а затем с помощью эклиметра. После этого делается обобщение.
Изучение вод своей местности тоже можно провести на местности.
Река Лаба течёт в северо-западном направлении, скорость течения большая, так как река горная. Берега реки обрывистые, высокие. По режиму питания река относится к рекам с весенне-летним половодьем. Питается в основном талыми водами ледников, которые расположены в верховьях р.Лабы. Впадает р.Лаба в реку Кубань.
В конце экскурсии ребята обобщают всё увиденное. На дом даётся задание кратко описать то, что они узнали на экскурсии.
Краеведение не должно стать самоцелью учителя географии, так как урок был и остаётся формой изучения предмета. Поэтому нужно умело использовать краеведческий материал для усвоения основных понятий курса.
При изучении темы “План местности” привлекается план г. Лабинска. Непосредственно на местном материале учащиеся учатся ориентироваться, производят съёмку местности в окрестностях школы, усваивая условные топографические знаки.
В теме “Глобус и географическая карта” ребятам предлагается определить координаты г. Лабинска по карте Краснодарского края.
При изучении темы “Литосфера” ребята приносят на урок свои отчёты с экскурсии. Изучение темы начинается с рассказа учащихся о своей местности, о её рельефе. Учитель рассказывает, что земная кора на территории района не одинакова, её толщина увеличивается при движении на юг, т.е. в горной части района земная кора толще, чем на равнинной территории. Рельеф района представляет собой сочетание зоны предгорий и наклонной равнины. Территория его изрезана долинами рек Лабы, Синюхи, Чамлыка, пологими и глубокими балками и лощинами с преобладающим уклоном на север.
Колебания абсолютных высот составляют от 300 м. над уровнем моря у г. Лабинска до 750 м. у ст. Каладжинской и 1138 м. у ст. Ахметовской. При изучении этой темы происходит повторение понятий абсолютной и относительной высоты.
Более активно используется краеведческий материал при изучении темы “Атмосфера”. Каждый ученик с начала года ведёт календарь погоды, где отмечает температуру воздуха три раза в день, затем определяет среднесуточную температуру. Отмечается в календаре и направление ветра, облачность, осадки и атмосферные явления. К моменту изучения темы “Атмосфера” у детей накапливается большое количество материала о погоде в нашей местности. В период изучения этой темы дети учатся составлять отчёты о погоде за месяц и по сезонам года. Опираясь на собранные материалы о погоде, учащиеся устанавливают связи между направлением ветра и характером погоды. Строят график температуры воздуха за любой месяц, а также выстраивают розу ветров.
Изучение природных комплексов является обобщением в начальном курсе физической географии.