Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Именно на годы обучения ребёнка в школе приходится период интенсивного развития организма.
У многих детей свободного времени от школы и школьных занятий просто нет. Их рабочий день, особенно в старших классах, намного превышает продолжительность рабочего дня взрослых и составляет 12-14 часов. В последние годы даже в обычных школах появилось много новых предметов, увеличился объём информационных нагрузок, резко возросли интенсивность и эмоциональное напряжение учебного процесса.
Всё это приводит к нарушению режима дня школьника, сокращении времени сна, отдыха, прогулок, двигательной активности, что естественно сказывается на физическом и психическом здоровье учащихся.
Среди всех видов хронических заболеваний и отклонений в состоянии здоровья школьников (не считая кариеса) наиболее распространены нарушения осанки. Эти нарушения обнаруживаются в младшем школьном возрасте у 15-20% учащихся, а к выпускному классу их встречаемость почти удваивается. Проблема осанки крайне остро стоит сегодня ещё и благодаря значительному сдвигу общей картины физического развития детей и молодёжи в сторону астенизации.
Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная и решать ее нужно на всех уровнях общества.
Как эта проблема решается в нашей школе?
Мы начали с диагностики «Здоровье учащихся в режиме школы». Заполнили анкету «Мое здоровье», выявили отношение учащихся к своему здоровью. Провели оценку состояния здоровья учащихся начальной школы: практически здоровых детей – 15%, детей с хроническими заболеваниями 63%. Стало ясно, что необходимо оздоровление образовательной среды.
Следуя принципу «Здоровье через образование» мы создали свою программу на 5 лет «Образование и здоровье» и разработали план «Здоровый образ жизни в школе».
Что мы делаем для создания здоровьесберегающей среды в школе?
Мы создали систему разноуровневого обучения, проводим интегрированные, нестандартные уроки. Это снизило напряженность в классе, прямую зависимость усталости от времени проведения урока. На каждом уроке проводим физминутки (специальные упражнения для мышц шеи, позвоночника, рук, ног, глаз). Ежедневно проводим утреннюю зарядку с учащимися начальных классов и еженедельно час здоровья.
Наши учащиеся принимают активное участие в районной игре «Орленок», «Мама, папа и я – спортивная семья», в начальном звене проводим игру «Зарничка». Ребята занимаются в спортивных секциях волейболом, баскетболом, вольной борьбой. С вводом нового здания функционирует плавательный бассейн.
Проводим дни здоровья, в начальном звене – недели здоровья, спортивные праздники, отдельные уроки разных предметов (физкультура, изобразительное искусство, природоведение) на природе. Викторины, беседы, часы общения, соревнованияна лучшее санитарное состояние и опрядный вид учащихся.
Ведем информационно-профилактическую работу: уроки «Познай себя», «Разговор о правильном питании»(2-4 классы), школьные праздники «Мойдодыр», «Чистота – залог здоровья». В классах организован фиточай.
Родительские собрания часто посвящаем здоровью детей («Как сохранить зрение?», «Окружающая среда и здоровье человека», «Гигиенические условия нормального пищеварения» и др.
В школе действует социально-психологическая служба.
Большую помощь в работе оказывают школьные медработники. Они следят за питанием, режимом учебных занятий, плотностью занятий по физкультуре, а самое главное, проводят регулярно медицинские осмотры учащихся. Диспанзеризация и профилактические прививки осуществляются регулярно. Проводится витаминизация всех учащихся витаминами «С» в драже 2 раза в год (осенью и весной). Регулярно на линейках и классных часах проводятся беседы о здоровье и как его сохранить.
Анализ работы школы по сохранению здоровья учащихся показал, что значительно сократилось количество простудных заболеваний и не прогрессируют хронические заболевания.
Основные показатели результативности здоровьесберегающей деятельности школы:
Количество часто болеющих детей (% от общего количества)
Учебный год | 2005-2006 | 2006-2007 |
Осмотрено (чел.) | 748 | 656 |
Количество часто болеющих детей (% от общего числа) | 10% | 10% |
Состояние здоровья учащихся
Вид заболеваний: | 2005-2006 | 2006-2007 |
Количество учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие) | 170 | 112 |
Количество учащихся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы | 9 | 9 |
Количество учащихся с заболеваниями эндокринной системы | 38 | 36 |
Количество учащихся с нарушением остроты зрения | 72 | 40 |
Количество учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта | 79 | 58 |
Заболевание нервной системы | 25 | 49 |
Кариес | 121 | 49 |
Заболевания органов дыхания | 225 | 170 |
Заболевания мочеполовой системы | 17 | 13 |
Группа здоровья | 2005-2006 уч.г. | 2006-2007 уч.г. | Физкульт. группа | 2005-2006 уч.г. | 2006-2007 уч.г. |
1 группа | 76 | 80 | основная | 385 | 301 |
2 группа | 316 | 321 | подготовит. | 297 | 297 |
3 группа | 337 | 240 | специальн. | 54 | 47 |
4 группа | 7 | 5 | освобожд. | 12 | 11 |
5 группа | 12 | 10 | - | - | - |
ИТОГО: | 748 | 656 | ИТОГО: | 748 | 656 |
Анализ показал, что в целом в школе снизилась заболеваемость учащихся и имеется положительная динамика в состоянии их здоровья.
Результаты здоровьесберегающей деятельности школы:
- в течение 2006-2007 учебного года на школу не накладывался карантин по острым вирусным воздушно-капельным инфекциям;
- острая инфекционная заболеваемость, вызванная вирусными инфекциями, уменьшилась с 17% до 9%;
- обострение хронических ЛОР заболеваний снизилось на 42 случая;
- снизилось количество учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие) на 14%;
- уменьшилось количество учащихся с нарушением остроты зрения на 7%;
- заболевания желудочно-кишечного тракта с 13% снизилось до 8%.
Примерами педагогических технологий, направленных на формирование культуры здоровья у детей и подростков успешно внедряемых в работу нашего образовательного учреждения являются программы «Все цвета, кроме черного», «Не допустить беды». Формированию основ правильного питания как составляющей культуры здоровья посвящена программа «Разговор о правильном питании». Использование данных программ направлены на достижение следующих результатов:
- полученные знания позволят младшим школьникам ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания и сознательно выбирать наиболее полезные;
- дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания;
- старшеклассники смогут оценить ценность своего здоровья и здорового образа жизни.
Дальнейшее развитие работ по данной проблеме видится в расширении форм проведения оздоровительных мероприятий, вызывающих в максимальной степени положительные эмоции у учащихся и профилактики простудных заболеваний.