Неделя естественных наук – одна из форм внеклассной работы в школе. В рамках которой можно провести интеллектуальную игру “Путешествие в страну естественных наук”.
Цель: продолжить учебно-воспитательный процесс, начатый на уроке; дополнить и углубить знания учащихся; показать межпредметные связи; показать единство природы; создать атмосферу творчества, радости постижения истины, углубления в тайны мира.
Оформление. На школьной доске чертится “Игровое поле” (рис 1), в виде дороги и условные обозначения. Дорога состоит из квадратов разного цвета, каждый из которых символизирует определённую область знаний. Красный квадрат – физика, жёлтый – химия, синий – география, С – сюрприз, П – перекрёсток.
Предварительная подготовка
- Для сюрприза приготовить конфеты;
- Приз, для команды победителей и утешительный приз проигравшей команде;
- Подготовить отдельные листы с вопросами из разных областей (без ответов); с названиями сюрпризов, 2 карточки с изображением способов прохождения перекрёстка.
- Кубик, каждая сторона которого пронумерована от 1 до 6.
Действующие лица:
- 2 команды по 6-10 человек во главе с капитаном.
- Ведущий учитель (зачитывает условие игры, вопросы и правильные ответы)
- Ассистент учителя (следит за временем, выдаёт листы с вопросами)
- Зрители и болельщики (группа поддержки).
Условия игры. Капитан команды бросает кубик - так узнаём на сколько клеток перемещается команда. Команда получает вопрос из определённой области знаний. На обсуждение даётся 1 минута, капитан оглашает предполагаемый ответ. В случае правильного ответа команда занимает эту клетку, в обратном случае возвращается в исходную позицию. Каждая команда бросает кубик по очереди. Вопросы задает ведущий учитель. Если команда ответила неправильно, учитель зачитывает правильный ответ.
На пути встречается перекрёсток, где в случае удачи можно выиграть более короткий путь, но если не повезёт то более длинный.
Победит та команда, которая первой дойдёт до конечного пункта.
Слова ведущего: “Сегодня вы отправляетесь в “Путешествие по стране естественных наук”. Перед вами длинная дорога, полная опасностей и сюрпризов. Преодолеть трудности вам помогут ваши знания. Дорога состоит из участков разного цвета, каждый символизирует определенную область знаний. Оказавшись на красной клетке, вы получите вопрос из области физики; на желтой – из химии; на синей – из области географии. Обсуждение ответа длится 1 минуту. Если ответ верный команда остаётся на этом квадрате, если не верный возвращается в исходную клетку. Как и в любом путешествии, вам могут встретиться неожиданности, в виде сюрпризов (на игровом поле, они обозначены буквой “С”) и перекрестков (буквы “П”). Победит та команда, которая быстрее пройдет весь путь.
Капитаны представьте свои команды. Капитаны бросают кубик. Начинает игру команда, у которой выпадает большее число на кубике”.
Вопросы из области химии
1. Переведите отрывок из поэмы Гете “Фауст” на языке химии, учитывая, что алхимики называли красным львом оксид ртути (II), а белой лилией соляную кислоту.
Явился красный лев – и был он женихом,
И в тёплой жидкости они его венчали
С прекрасной лилией, и грели их огнем,
И из сосуда их перемещали.Ответ: HgO + 2HCl = HgCl2 + H2O.
2. Для получения аммиака ученик насыпал в пробирку хлорид аммония и добавил гидроксид калия. Затем он пробирку закрыл пробкой с изогнутой газоотводной трубкой, конец которой опустил в кристаллизатор с водой и накрыл цилиндром, заполненным водой. Закрепив, пробирку реактор в штативе, ученик начал нагревать реакционную смесь на спиртовке. Представьте эту информацию в виде рисунка. Удалось ли ученику получить и собрать аммиак?
Ответ: Аммиак получит, но не соберет, т.к. аммиак растворяется в воде.
3. Поэт Илья Сельвинский в своём дневнике записал фразу: “Ртуть стоит в таблице элементов рядом с золотом, ей не хватает всего двух нейтронов, чтобы стать золотом”. Проанализируйте научную достоверность этой фразы.
Ответ: С научной точки зрения, высказывание поэта, не выдерживает никакой критики. Число нейтронов не влияет на заряд ядра атома, и на число электронов.
4. Названия каких химических элементов связаны с географией?
Ответ: Германий - Германия, рутений - Россия, рений - Рейнская провинция, полоний - Польша, франций - Франция, америций – Америка, берклий – г. Беркли, калифорний – штат Калифорния в США, скандий – Скандинавский полуостров, галлий – Галлия, латинское название Франции.
5. Назовите Имя Отчество Бутлерова.
Ответ: Александр Михайлович.
6. Отрывок из сказки В.Ф. Одоевского “Мороз Иванович”
Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальёт, да ещё такая мастерица: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, положит в неё угольки да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в него воды, а вода–то знай проходит сквозь песок да сквозь угли и капает в кувшин чистая, словно хрустальная.
Как называется данный процесс? На каком свойстве угля он основан?
Ответ: Процессы: фильтрования и адсорбции. Уголь обладает свойством адсорбции – удерживать, на своей поверхности растворённые в воде вещества.
7. Какой газ образуется во время грозы?
Ответ: Озон.
8. Расставьте коэффициенты в предложенном уравнении:
CxHyIx + O2 > CO2 + H2O + I2.
Ответ: CxHyIx + (x+y/4)O2 > xCO2 + y/2H2O + x/2I2.
9. При составлении расчетных задач авторы иногда увлекаются и забывают о том, что содержание задачи должно соответствовать реальному химическому процессу. Например, в 1991 году, поступающим на лечебный факультет Московской медицинской Академии предложили решить задачу: “К раствору нитрата алюминия массой 200г с массовой долей 15% добавили 7,8г калия. Вычислите массовые доли веществ образовавшихся в растворе. Почему условие данной задачи нереально?
Ответ: Калий в первую очередь будет реагировать с водой, причем выделяющийся водород взорвётся.
10. Химическое название лекарственного препарата используемого при обмороке?
Ответ: Гидроксид аммония.
11. В прошлом веке Н.Г.Чернышевский описал сон Веры Павловны: “Но какие это полы и потолки? Из чего эти двери и рамы окон. Что это такое? Серебро? Платина? Да и мебель почти вся такая же, мебель из дерева тут лишь каприз; она только для разнообразия. Но из чего ж вся остальная мебель легче нашей - ореховой. Но что ж это за металл? Ах, знаю теперь…
Ответ: Алюминий
12. Вещество, замедляющее химическую реакцию?
Ответ: Ингибитор
13. В каких единицах измеряется скорость химической реакции?
Ответ: моль/литр*сек.
14. Вышел Изобутан из сауны грустный и пошел домой. В темном переулке на него напал самый страшный грабитель-Никель. “Жизнь или Водород?”- рявкнул он. Изобутан долго не думал, расстался с двумя атомами водорода и потерял сознание. Очнулся он уже в больнице, где рядом с ним было много таких же углеводородов, ограбленных никелем. Все они плакали и ругали грабителя: никто из них не хотел иметь в своем имени суффикс – ен. Врач прописал им успокоительное – “Водород с платиной”.
Изобразите эту драматическую историю с помощью уравнения реакции.
Ответ:
15. Какое вещество можно налить в пробирку, перевёрнутую вверх дном?
Ответ: водород, гелий, аммиак, метан.
16. Какие химические элементы названы в честь ученых?
Ответ: самарий - В.И.Самарский, гадолиний- Ю.Гадолин, кюрий- Пьер и Мария Кюри, энштейний - А.Энштейн, фермий - Э.Ферми, менделевий- Д.И. Менделеев, лоуренсий- Э.Лоуренс, курчатовий- И.В.Курчатов, нильсборий- Нильс Бор.
17. В романе “Похитители бриллиантов” А.Бессенар пишет: “Известно, что рудничный газ, или углеводород обладает свойством воспламенятся под действием света и, смешиваясь в определённой пропорции с атмосферным воздухом, даёт мощный взрыв”. Каков состав рудничного газа?
Ответ: Смесь углеводородов: алканы, алкены, алкины и их изомеры.
18. Какое высшее учебное заведение закончил А.М.Бутлеров?
Ответ: Казанский университет.
19. Название и химическая формула вещества, используемого в медицине для остановки кровотечения?
Ответ: Перекись водорода, H2O2.
20. Юный химик решил экспериментально проверить закон сохранения массы веществ. Для этого он в колбу налил жидкость А, закрыл колбу резиновым шариком, в котором находилось твердое вещество Б. Колбу он уравновесил на весах, а затем высыпал вещество Б в колбу с жидкостью. Выделившийся в результате реакции газ заполнил резиновый шарик. К своему удивлению, юный химик обнаружил, что весы вышли из равновесия? Какие вещества А и Б мог использовать юный химик?
Ответ: Массы до и после реакции остаются постоянными, однако по мере наполнения шара газом, на него действует подъёмная сила, согласно закона Архимеда, которая определяется массой воздуха, вытесняемого шаром.
ВОПРОСЫ ИЗ ОБЛАСТИ ФИЗИКИ
1. Пушбол - спортивная игра с мячом, диаметр которого 1,8 м. Каждая из играющих команд стремится протолкнуть мяч в ворота противника. Издалека виден лишь огромный мяч беспорядочно движущейся по полю, а игроков не видно. Какое физическое явление напоминает игра в пушбол?
Ответ: Броуновское движение.
2. Для осушения болот в субтропиках сажают эвкалипты. Куда девается вода, жадно впитываемая этими деревьями?
Ответ: У эвкалиптов большие листья, с поверхности которых быстро испаряется влага.
3. Где легче побить мировой рекорд по метанию молота: в экваториальных странах или в наших широтах? Ответ поясните.
Ответ: На экваторе, так как из-за особой формы Земли, расстояние от ее центра до поверхности оказывается больше, ускорение свободного падения меньше, сила тяжести также меньше.
4. Что происходит с зазорами между рельсами при повышении температуры воздуха?
Ответ: Уменьшаются.
5. Со дна водоема поднимается пузырек воздуха. Как меняется по мере подъема пузырька выталкивающая сила?
Ответ: Увеличивается, так как при подъеме увеличивается объем, а выталкивающая сила тем больше, чем больше объем.
6. При какой влажности воздуха человек легче переносит высокую температуру воздуха и почему?
Ответ: При маленькой влажности быстрее испаряется пот, температура тела понижается.
7. Шло лето 1898 года. Композитор Н. А. Римский - Корсаков работал над “Сказкой о царе Салтане”. В его записной книжке обнаружена следующая запись: “ Мошкара гудит на “фадиез”, пчела на “си”, жуки на “ре”, шмели на “до” или “додиез”. Объясните с физической точки зрения эту разницу в звуках.
Ответ: Эти насекомые с разной частотой машут крыльями.
8. Какое агрегатное состояние самое распространенное во Вселенной?
Ответ: Плазма.
9. В книге К. А. Тимирязева “Жизнь растений” имеется такой фрагмент: “Будем ли мы говорить о питании корня за счет веществ, находящихся в почве, будем ли говорить о воздушном питании листьев за счет атмосферы или питания одного органа за счет другого, соседнего, везде для объяснения будем прибегать к тем же причинам…” О роли какого явления говорится в этой цитате?
Ответ: Диффузия.
10. Для чего отводящим трубам раковин придают коленчатую форму?
Ответ: Внутри колена находится вода, и не дает канализационным запахам пройти в помещение.
11. Почему нельзя тушить водой керосин и бензин?
Ответ: Плотность этих нефтепродуктов меньше, чем у воды. Если полить на них водой они всплывают и вода разносит пожар на большую площадь.
12. Человек с нормальным зрением рассматривает предмет невооруженным глазом. Какое изображение получается на сетчатке глаза?
Ответ: Уменьшенное, действительное, перевернутое.
13. Почему человеку ножницы на ощупь кажутся более холодными, чем деревянная линейка той ж температуры?
Ответ: Ножницы изготовлены из металла и обладают лучшей теплопроводностью, а дерево худшей.
14. Температура плавления свинца 327о С. Можно ли расплавить свинец в воде? Если да, то при каком условии?
Ответ: Да, только при избыточном атмосферном давлении.
15. На вашей кухне можно найти обычную кастрюлю, ситечко для чая, серебряную ложку, кетчуп, сливочное масло, соль, горчицу, соленые огурцы, сыр и йод. Каким образом, обладая всем этим богатством, можно быстрее обычного сварить картофель?
Ответ: Надо в кипящий картофель бросить сливочное масло, жиры испаряются медленнее и теплоотдача в этом процессе замедлится.
16. В кузове движущегося автомобиля лежит коробка с холодильником “Норд”. Какая сила кроме силы тяжести и силы реакции опоры действует на коробку и куда она направлена?
Ответ: Сила трения покоя, в сторону движения.
17. Какое явление наблюдает космонавт на Луне, в то время, когда жители Земли видят лунное затмение?
Ответ: Солнечное затмение.
18. Оцените с физической точки зрения диалог из водевиля А. П. Чехова “Свадьба”
- ... Дайте мне атмосферы! Слышите? ... Махайте на меня, махайте...Скажите, пожалуйста, отчего мне так жарко?
- Это оттого, что вы вспотели - с...
- Фуй, как вы вульгарны! Не смейте так выражаться! ... Ах, оставьте меня в покое! Дайте мне поэзии, восторгов! Махайте, махайте...
Ответ: Выделение пота и дальнейшее его испарение приводит к охлаждению организма.
19. У магнита два полюса: северный и южный. Одноименные полюса отталкиваются, а разноименные притягиваются. Почему северный полюс магнита показывает на север?
Ответ: Вблизи северного географического полюса находится южный магнитный полюс.
20. Что находится над ртутью в термометре?
Ответ: Насыщенный ртутный пар.
ВОПРОСЫ ИЗ ОБЛАСТИ ГЕОГРАФИИ
- Какие государства расположены в двух частях света?
Ответ: Россия, Казахстан, Турция.
- Какие государства граничат на суше с наибольшем числом стран?
Ответ: Китай, Россия, Бразилия.
Ответ: Белое, Желтое, Красное, Черное.
Ответ: Владивосток, Ростов, Ростов - на - Дону, Севастополь, Росток, Стокгольм.
Ответ: Обь, Ока, Зея, Дон.
- Через какой штат США проходит Северный полярный круг?Ответ: Аляска.
- Только в одной части света нет пустынь. В какой?Ответ: В Европе.
- В каком городе находится Сорбонна?Ответ: В Париже.
- Если вы летите из Рима в Белград, то какое море вы можете увидеть в иллюминатор?Ответ: Адриатическое.
- Какой язык государственный в Бразилии?Ответ: португальский.
- Назовите штат США, имеющий только морскую границу?
Ответ: Гавайские острова.
- Назовите самые древние столицы государств?Ответ: Рим, Афины, Мехико.
- Самая большая река, не имеющая стока в океан?Ответ: Волга.
17. Назовите города, в названиях которых из гласных есть только четыре “а”.
Ответ: Караганда, Кандалакша, Махачкала.
- В какой стране мира находится знаменитая “падающая” пизанская башня?
Ответ: В Италии.
20. На территории какого океана могла бы разместится вся суша Земли?
Ответ: На территории Тихого океана.
Сюрпризы
1. ОТДОХНИТЕ – участники команды отдыхают, не отвечают на вопросы и остаются на той же клетке.
2. ПОРЦИЯ ГЛЮКОЗЫ ДЛЯ РАБОТЫ МОЗГА – команде, получившей этот сюрприз, раздают конфеты.
3. СПОЙТЕ КУПЛЕТ ЛЮБИМОЙ ПЕСНИ
4. ДОГОНИ ПРОТИВНИКА ИЛИ НЕ БРОСАЙ ПРОТИВНИКА – если команда отстаёт, и ей достался этот сюрприз, она сразу занимает туже клетку, что и команда – лидер. Но если наоборот, команда вырвалась вперед, то она возвращается к команде - отстающих.
5. КОМПЛЕМЕНТЫ КОМАНДЕ ПРОТИВНИКА (НЕ МЕНЬШЕ 6)
Перекресток
1 карточка |
|
Команда должна ответить на вопросы, расположенные по кругу. |
2 карточка | Команда не попадает на “круговое движение”, а идёт по главной дороге. |
Данная методическая разработка содержит только вопросы по химии, физике, географии. По желанию можно добавить вопросы по биологии, астрономии.