Цель: Систематизация полученных знаний, умений и навыков учащихся, по теме: “Тепловые явления”.
Задачи:
- учить учащихся применять полученные знания на практике.
- создание условий для развития надпредметных умений: анализировать, выделять главное, читать графики, делать выводы.
- развитие чувства товарищества и взаимопомощи; создание условий для умения работать командой и принимать ответственные решения.
Вид урока: соревнование.
Тип урока: комбинированный
Форма организации учебной деятельности: работа с группой учащихся, фронтальная работа.
Оснащение:
Подготовка к этому уроку занимает около недели.
Урок - соревнование я провела для повторения темы “Тепловые явления” в VIII классе. Ребят заранее разделила на 2 команды, примерно равные по силам. Каждая команда выбрала себе капитана, и они сели на уроке на задние места, чтобы видеть работу всех членов своей команды. Учащиеся прониклись чувством ответственности перед своими товарищами, каждому хотелось не подвести команду.
В командах выделили консультантов, которые занимались дополнительно со слабыми; учёба стала для всех интересной, поглотила мысли и чувства, всем хотелось добиться хороших результатов.
Сам урок состоял из нескольких конкурсов. Ребятам заранее сообщила, что учитывается активность каждого и всей команды в целом. Подготовила ведомость и вносила оценки за каждый ответ каждому учащемуся. В итоге побеждает команда, набравшая больше “4” и “5”.
Ход урока
- Организационный момент
- Проведение соревнования .
Приветствие: Добрый день, друзья. Мы проводим урок – соревнование по теме “Тепловые явления”! Проводим его в необычной форме – форме соревнования. Сегодня вы будете соревноваться в различных конкурсах, и показывать свои знания, по данной теме. Давайте познакомимся с нашими командами.
1 конкурс – “Знаешь ли ты формулы?”
На карточках написаны формулы, относящие к разделу “теплота”: Q = cm (t2-t1); Q= m; Q =L m; Q = q m.
Представители команд выходили и брали карточку, выбранную формулу записывали на доске, поясняли её назначение и физический смысл каждой величины, в неё входящей. Затем члены команды – соперницы задавали вопросы, используя таблицы учебника. Например, вытаскивали карточку с формулой Q = cm (t2-t1). Команда соперника задавали вопросы:
- Что за физические величины t1 и t2?
- От чего зависит количество теплоты?
- Какая зависимость количества теплоты от удельной теплоёмкости вещества, от массы тела, от изменения температуры?
Ответ: t1 – начальная температура тела, t2 – конечная.
Ответ: от рода вещества; от изменения температуры тела; от массы вещества.
Ответ: прямая пропорциональность.
2 конкурс – “Смекалистых”.
Он был посвящён решению качественных задач. Задачи записаны на карточках (5-6 задач), представители команд вытаскивали эти карточки – билеты и отвечают на поставленный там вопрос. Если не могут ответить, просят помощи у команды. Не справляется команда – помогает команда – соперница, но первая команда теряет баллы.
Вопросы в билеты включала такого типа:
1 команде.
1. На чашки уравновешенных рычажных весов поставили два одинаковых стакана с горячим и холодным чаем. Вначале весы были в равновесии, но оно быстро нарушилось. Почему?
Ответ: В результате горячий чай остывает и происходит процесс испарения, молекулы вылетают, количество молекул уменьшается, значит, масса становится меньше. Нарушаются теплообмен с окружающим воздухом.
2. Иногда можно видеть, как хозяйки, желая ускорить варку, усиливают огонь под кастрюлей, в которой кипит приготовленный суп. Правилен ли этот приём? Ответ обоснуйте.
Ответ: приём не правильный, т.к. температура кипящейся жидкости не увеличится, т.к. она критическая – конечная. Надо наоборот убавить огонь под кастрюлей, тем самым сэкономить топливо.
3.Железная и медная заклёпки имеют одинаковую массу и температуру. Заклёпки отпустили в холодную воду. Какая из них быстрее охладится?
Ответ: у железа удельная теплоёмкость – 460 Дж \ кг С, у меди – 400 Дж \ кг С. Для нагревания железной заклепки на 1 кг на 1 С требуется количество теплоты 460 Дж. Для медной заклёпки на нагревание на 1 кг на 1 С требуется 400 Дж. Точно такое же (по модулю) количество теплоты, будет выделено этой массой при их охлаждении на 1 С. Значит, медная заклёпка быстрее охладится.
4. Переведите в кДж.
13600 Дж = 13,6 кДж
1200600 Дж =1200,6 кДж
2137 Дж = 2,137 кДж
1370 Дж = 1,37 кДж
5. В какой трубке тяга лучше: длинной или короткой; узкой или широкой; стеклянной или металлической? Почему?
Ответ: Тяга лучше в длинной широкой и стеклянной трубке. Трубка необходима для создания тяги: она соединяет области атмосферы, имеющие разные давления.
Тяга (естественный приток воздуха) лучше в длинной трубке, так как в этом случае соединяются области атмосферы, имеющие большую разность давлений. Более широкая трубка обеспечивает прохождение сквозь неё большего количества воздуха, и соответственно, большего количества кислорода, необходимого для поддержания горения. Стеклянная трубка создаёт тягу лучше, чем стальная тех же размеров, так как теплопроводность стекла меньше, чем у металла. Горячий воздух, движущийся по стеклянной трубке, охлаждается меньше и остаётся достаточно разряженным и создающим меньшее давление, чем давление атмосферного воздуха на уровне пламени. А при достаточно большой длине металлической трубки горячий воздух в ней может охладиться настолько, что, сгустившись, создаст давление большее, чем на уровне пламени (возникает воздушная пробка), и воспрепятствует дальнейшему прохождению горячего воздуха. Дым в этом случае сквозь металлическую трубку вообще не пойдёт, так как тяги не будет.
2 команде.
1. Как управлять движением воздуха, создавая вентиляцию в больших концертных залах, классных помещениях, больших жилых домах?
Ответ: Воздушные массы могут перемещаться только из областей большего давления в области меньшего давления. Поэтому необходимо с помощью технических средств создавать разность давлений воздуха, чтобы обеспечить его циркуляцию.
Этот принцип применяют при создании вентиляционных устройств, водопровода, нефтепроводов и газопроводов, пневматической почты, в паровых турбинах и многих других устройствах.
2. Горящую свечу накрывают стеклянной банкой. Свеча гаснет. Почему?
Ответ: Она погасла из–за того, что кислород, содержащийся в воздухе, был израсходован на процесс горения.
3.Почему озимая пшеница, посеянная по стерне, лучше переносит суровые зимы, чем посеянная по вспаханной почве?
Ответ: Стерня задерживает снеговой покров, являющийся плохим проводником тепла.
4.Переведите в Джоули:
13760 кДж = 13760 * 103 Дж
156 кДж = 156 * 102 Дж
17,6 кДж = 17,6 * 103 Дж
12 МДж = 12 * 106 Дж
5. Что же является главной причиной возникновения ветров, изменения их направления и, соответственно, перемены погоды?
Ответ: Неравномерное нагревание различных участков земной поверхности, приводящее к возникновению разности давлений атмосферного воздуха на этих участках.
3 конкурс – “Соревнование любителей кроссвордов”.
1) Вопросы записаны на доске. Форма сетки (заготовка) – на карточках – раздаётся каждому ученику. Под карточкой копирка и белый лист. Кроссворд нужно решить, вписав свои ответы в карточку. После этого карточки сдают, а второй лист, заполненный под копирку, оставляют для быстрой самопроверки.
2) Или на плакате кроссворд, на доске вопросы. Команда – вместе отвечает, вписывает ответы.
1. Как называется хаотическое движение молекул в теле? (тепловое).
2. Вид теплопередачи (теплопроводность).
3. Тепловой двигатель, в котором пар или газ, вращают вал без помощи поршня, шатуна и кривошипа (турбина).
4. Сосуд, хранящий пищу горячей (термос).
5. Вид теплопередачи, в котором энергия переносится струями газа или жидкости (конвекция).
6. Прибор, состоящий из двух термометров, один из термометров помещён в жидкость – воду (нижняя часть трубки). (психрометр).
7.Вид теплопередачи, осуществимый в вакууме (излучение).
8.Энергия, определяемая движением и взаимодействием молекул в теле (внутренняя).
9. Процесс обратный плавлению (кристаллизация).
Указание: если вы, верно, ответили, то в выделенном столбце получится название прибора, без которого нельзя изучать тепловые явления (термометр).
4 конкурс – Чтение графиков.
Учащиеся каждой команды берут по карточке (каждой команде по 3 карточки). На карточке стоит номер графика, графиков на листах приготовлено несколько. Рядом вопросы; на них нужно ответить.
Примеры карточек
1 карточка
1. На рисунке представлен график нагревания и кипения жидкости. Выберите правильное утверждение.
А. Температура кипения равна 48 С.
Б. Этот график построен для спирта.
В. Этот график построен для эфира.
2 карточка
На рисунке показан график охлаждения и кристаллизации твердого тела. Выберите правильное утверждение.
А. Температура плавления равна 282 С.
Б. В течение 3 минут длилась кристаллизация тела.
В. Этот график построен для олова.
3 карточка
На рисунке показан график нагревания и плавления твёрдого тела. Выберите правильное утверждение.
А. Тело плавилось в течение 6 минут.
Б. Для плавления 1 кг данного твёрдого вещества требуется затратить 340 кДж теплоты.
В. Температура плавления данного тела равна 100 С.
5 конкурс – Физика в загадках.
“С нами загадки играют в прятки”
Пословица.
Я задаю каждой команде загадки, если команда не отвечает, то ответ даёт другая.
- Чего в избе не видно? (тепла).
- Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеяльцем (земля под снегом)
- На дворе горой, а в избе водой (снег).
- Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает.Он от матери рожден, сам её рождает (лёд)
- Видно, нет у ней ума:Ест она себя сама (свеча)
- Вечером наземь слетает, Ночь на земле пребывает, Утром опять улетает (роса)
- Без рук, без ног не мал клочок, кверху ползёт (пары водяные).
- Пятьдесят поросят в один голос голосят (вода кипит).
6 конкурс – Конкурс капитанов.
На карточке записано три задания. Капитаны вытягивают карточки и отвечают.
Карточка№1.
- В чем сходство и отличие вещества в различных агрегатных состояниях? (лёд – вода – пар).
- Вычислите, сколько энергии выделится при полном сгорании угля массой 15 кг.
- В каком доме теплее – в деревянном или кирпичном? Почему?
Карточка№2.
- Для стерилизации медицинских инструментов кипячением используют металлические коробки с плотно подогнанной крышкой. Почему? И почему открывать их нужно очень осторожно?
- Какое количество теплоты выделится при полном сгорании 0,5 кг природного газа?
- Почему космические корабли окрашивают в серебристый цвет?
7 конкурс – “Поиск”.
Это проверка домашнего задания. Группы получили заранее – поручение: найти в журналах, книгах материал и подготовить небольшое сообщение (2-3 минуты) о практическом применении тепловых явлений.
- Итоги урока.
Я подвожу итоги ведомости, и с учащимися совместно выставляем оценки. Самых активных участников награждаю сладостями или мы с вами поработали и выполнили все конкурсы, особенно хотелось бы отметить…
Благодарю за внимание. Урок окончен.