Урок – деловая игра по теме "Информационное обеспечение деятельности предприятий"

Разделы: Информатика


Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Метод проведения: Деловая игра.

Цели урока:

Учебные:

  • Систематизировать и использовать профессиональные знания и умения в компьютерном практикуме бухгалтерского учета, автоматизированных систем при решении ситуационных задач;
  • Уметь анализировать профессиональные ситуации.

Развивающие:

  • Развитие познавательной и деловой активности, логического мышления студентов;
  • Содействовать экономическому мышлению студентов.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство личной ответственности;
  • Уметь сотрудничать друг с другом, проявлять сотрудничество в деятельности команды;

Место деловой игры в системе знаний по дисциплинам: Деловая игра проводится после изучения тем практического курса по дисциплинам “Информационные технологии в профессиональной деятельности”, “АСОЭИ”.

Обеспечение урока:

1. Раздаточный материал:

  • Задача по бухгалтерскому учету
  • Задание на составление базы данных
  • Задание на составление договора
  • Образец договора купли-продажи
  • Руководство по игре
  • Гражданский кодекс РФ, часть 2.

2. Программное обеспечение:

  • Программа 1С бухгалтерия 7.7(8.0)
  • Программа Microsoft Word
  • Программа Microsoft Access

3. Техническое оснащение:

  • Компьютер IBM PC, 12 шт.
  • Принтер – 2шт.
  • Локальная сеть

Межпредметные связи:

  1. Информатика - Темы: “Редактирование и форматирование”, “Работа с периферийными устройствами”, “ Работа в локальной сети”.
  2. Бухгалтерский учет - Темы: “ Выходные регистры синтетического и аналитического учета”, “Документация бухгалтерского учета”
  3. Менеджмент - Темы: “Бизнес планирование”, “ Составление штатного расписания”.
  4. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия - Тема: “Анализ финансового состояния предприятия”
  5. Делопроизводство- Тема: “Реквизиты договоров”
  6. Правоведение - Тема: “Договорные отношения”.

Квалификационные требования:

Студент должен знать:

  • Организацию бухгалтерского учета на предприятии
  • Корреспонденции по основным счетам, связанным с учредителями, поставщиками и покупателями, основными средствами, материалами и товарами
  • Реквизиты основных бухгалтерских документов
  • Реквизиты договоров на поставку материальных ценностей
  • Принципы работы кадровой службы предприятий
  • Законы и нормативные акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета, коммерческую деятельность в условиях рынка
  • Порядок создания и государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью
  • Организацию документооборота в организации
  • Экономические показатели работы организации
  • Принципы управленческой деятельности, договорных отношений

Должен уметь:

  • Анализировать информацию на основе статей баланса
  • Проводить анализ результатов синтетического и аналитического учета
  • Использовать приемы и методы работы в современных профессиональных программных средствах
  • Применять средства информационных технологий ( возможности локальной сети, сканер, принтер)
  • Составлять штатное расписание и заполнять личные карточки по учету кадров
  • Правильно трактовать и применять законы и другие нормативные акты
  • Заключать договоры на поставку материалов
  • Анализировать и прогнозировать экономические показатели работы предприятия

ХОД УРОКА

1. Организация урока - 2минуты.

2. Подготовка к деловой игре -10 минут.

2.1. Цель игры :Сегодня у нас урок обобщения и систематизации знаний, последний урок по нашей дисциплине. Урок мы будем проводить в виде деловой игры. Современный специалист должен быть активным, образованным и профессионально пригодным, исходя из чего цели урока, ваша задача:

  • систематизировать и использовать профессиональные знания и умения в решении ситуационных задач;
  • уметь анализировать профессиональные ситуации;
  • воспитывать чувство личной ответственности;
  • уметь сотрудничать друг с другом, проявлять сотрудничество в деятельности команды.

2.2. Содержание деловой игры:

  • Группой учредителей, физических и юридических лиц, создается общество с ограниченной ответственностью.
  • Юридическая служба общества заключает договоры на поставку материалов с поставщиками и покупателями.
  • Бухгалтерия общества организует ведение бухгалтерского учета с помощью специализированной программы на компьютере.
  • Менеджерская служба общества создает на компьютере электронную базу данных по штатным сотрудникам общества.

2.3.Правила участия в игре.

Группа разбивается на 2 команды. Распределение обязанностей по команде:

  • Директор- контроль ведения бухгалтерского учета , анализ решения задачи- 1 студент
  • Главный бухгалтер - вводит проводки, анализирует решение задачи на основе ведения синтетического и аналитического учета - 1 студент
  • Бухгалтер(кассир) - создает и распечатывает бухгалтерские документы -1 студент
  • Менеджер - создает базу данных по персоналу организации и распечатывает отчеты - 1 студент
  • Юрист - составляет тексты договоров - 1 студент

Из числа студентов создается экспертная комиссия в составе 4 студентов. Комиссия занимается проверкой результатов и анализом работы участников команд на 1 этапе и 3 этапе( печатные документы) решения задачи:

  • Бухгалтер - проверяет и анализирует решение задачи, оформление бухгалтерских документов - 2 студента
  • Менеджер - проверяет и анализирует правильность установки реквизитов базы данных, оформление отчетов-1 студент
  • Юрист - проверяет и анализирует правильность составления текстов договоров -1 студент

Приглашенные преподаватели , являющиеся членами компетентного жюри, оценивают работу экспертной комиссии.

2.4. Руководство по игре: Игра делится на три этапа:

1 этап: 25 минут

  • Решение задачи, состоящей из 6 ситуаций
  • Подготовка исходных документов для составления текста договора
  • Подготовка структуры создаваемой базы данных
  • Подведение итогов 1 этапа: 5 минут
  • Публичное выступление представителей команд по результатам работы

2 этап: 25 минут

  • Подведение итогов по анализу бухгалтерских документов
  • Оформление и распечатка бухгалтерских документов
  • Оформление и распечатка отчетов о базе данных
  • Оформление договоров на поставку материалов
  • Подведение итогов 2 этапа: 5 минут
  • Публичное выступление представителей команд по результатам работы
  • Предоставление печатных материалов экспертной комиссии

3 этап: 10 минут

  • Оценка экспертной комиссии материалов по результатам работы команд и выступление членов экспертной комиссии по результатам анализа работы команд. Анализ результатов предусматривает:
  • Правильность решения задачи, допущенные ошибки
  • Правильность заполнения отчетных форм, документов
  • Правильность составления баланса, промежуточных итогов
  • Правильность полей базы данных, реквизитов отчетов
  • Правильность текста и реквизитов заключаемых договоров

Заключительный этап: 5 минут.

Приглашенные преподаватели, являющиеся членами компетентного жюри, оценивают работу экспертной комиссии

2.5.. Критерии оценки деятельности студентов:

При оценке работы участников учитываются следующие показатели :

  • Бухгалтер: правильность суммы баланса, правильность результатов аналитического учета, правильное указание отчетных форма аналитического учета, наличие всех реквизитов бухгалтерских документов, наличие всех требуемых документов, время выполнения задания.
  • Юрист: наличие всех пунктов договора, указание всех реквизитов, указание прочих условий договора, время выполнения задания.
  • Менеджер: оформление форм, оформление отчета.

3. Деловая игра.

Студенты, получив задания и руководство по игре начинают работать за компьютерами, преподаватель выступает в роли консультанта.

  • Выполняют первый этап - 25 минут
  • Решают задачу бухгалтера
  • Печатают и начинают оформлять договора юристы
  • Создают базу данных менеджеры
  • Подведение итогов первого этапа - 5 минут
  • Студенты- директора от каждой команды выступают с анализом проделанной работы
  • Выполняют второй этап - 25 минут:
  • Формируют бухгалтерский баланс. Должны убедиться в совпадении сумм актива и пассива баланса.
  • Анализируют информацию баланса. В какой строке баланса отражена задолженность учредителей.
  • Определяют общую сумму задолженности учредителей и получить информацию о задолженности каждого из учредителей(форма стандартного отчета). Кто из них имеет максимальную задолженность?
  • Производят анализ информации по расчетам с дебиторами и кредиторами (форма стандартного отчета).
  • Производят анализ расчетов с подотчетными лицами ( форма стандартного отчета).
  • Оформляют и распечатывают бухгалтерские документы
  • Оформляют и распечатывают отчеты о базе данных
  • Окончательно оформляют договора на поставку материалов

Подведение итогов второго этапа - 5 минут

Публичное выступление главных бухгалтеров, менеджеров, юристов по результатам работы

Предоставление печатных материалов экспертной комиссии

Выполняют третий этап-10 минут

Экспертная комиссия - аудиторы оценивает материалы по результатам работы команд, и выступают по результатам анализа работы команд, дав заключение.

Заключительный этап - 5 минут.

Приглашенные преподаватели , являющиеся членами компетентного жюри, оценивают работу экспертной комиссии.

4. Подведение итогов урока.

Общий итог подводит преподаватель, выставляет оценки в журнал.

ЗАДАЧА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

СИТУАЦИЯ 1.

3 января 2007 года группой учредителей было решено открыть свое предприятие - общество с ограниченной ответственностью “ Байкал”. Согласно учредительному договору уставный капитал ООО составляет 263 тыс. рублей. Данный факт отразить в бухгалтерском учете предприятия.

Распределение доли учредителей в уставном капитале ООО “Байкал”:

 

Учредители Доля в уставном капитале
Кононов В. В. 24000руб.
Иванов А.Г. 60000руб.
Банк “Байкальский БАНК РФ” 140000руб.
ГУП “Байкал-лизинг” 39000руб.

При организации аналитического учета создайте двухуровневую структуру субконто

Вид субконто Наименование субконто
Учредители Физические лица Кононов ВВ.
    Иванов А.Г.
  Юридические лица Банк “БАЙКАЛЬСКИЙ БАНК РФ”

СИТУАЦИЯ 2.

5 января путем перечисления денежных средств на банковский счет фирмы учредителями частично оплачен уставной капитал на общую сумму 111 тыс. руб., что подтверждено выписками с расчетного счета.

Взносы учредителей на расчетный счет предприятия “Байкал”

Учредитель Сумма Дата Документ
ГУП “Байкал-Лизинг” 13000 5.01.07 Выписка с р/с№24567
Иванов А.Г. 20000 7.01.07 Выписка с р/с№24572
Банк “БАЙКАЛЬСКИЙ БАНК РФ” 70000 7.01.07 Выписка с р/с№24591
Кононов В.В. 8000 12.01.07 Выписка с р/с№24600

СИТУАЦИЯ 3.

Предприятием “Байкал” 20.01.07 получен авансовый платеж ( предоплата) от ЧП “Сутырин” за предстоящую в марте поставку готовой продукции в соответствии с договором №4 от 11.01.07 в сумме 7200руб. , включая 20% НДС.

Предприятие “Байкал” на основании договора №2 от 18.01.07 осуществляет предоплату ЧП “Сутырин” за предстоящую в феврале поставку шерстяной пряжи на сумму 24000руб., включая 20% НДС. Для этого 23.01.07 выписано платежное поручение и отправлено в банк.

СИТУАЦИЯ 4.

Предприятием “Байкал” 24.01.07 получена предоплата от ГУП “Байкал-Лизинг” за предстоящую в марте поставку готовой продукции в соответствии с договором №5 от 11.01.07 в сумме 24000руб., включая 20% НДС.

Предприятие “Байкал” на основании договора №3 от 18.01.07 осуществляет предоплату ЗАО “Аленка” за предстоящую в феврале поставку полушерстяной пряжи на сумму 9600руб., включая 20% НДС. Выписано платежное поручение 25.01.07.

СИТУАЦИЯ 5.

24 января 2007г. предприятие “Байкал” сняло со счета в банке на хозяйственные нужды сумму 3200 руб. Приход денежных средств отражен в приходном кассовом ордере.

В тот же день из кассы выданы в подотчет сотрудникам предприятия следующие суммы:

ФИО Сумма Цель
Иванов В.В. 600руб. На покупку смазочных материалов
Сидоров К. 400руб. На покупку упаковочных материалов
Кононову В. 2000руб. В счет предстоящих командировочных расходов.

СИТУАЦИЯ 6.

На предприятии “Байкал” 27 января 2007г. оприходованы поступившие от подотчетных лиц материалы. Данные по приходу приводятся в таблице:

ФИО Наименование материала Единица измерения Количество Сумма
Иванов А. Масло машинное литр 3 450руб.
Сидоров К. Бумага упаковочная лист 100 360руб.
Сидоров К. Пакеты полиэтиленовые штука 800 240руб.

Приход материалов оформлен приходными ордерами (Учет материалов)

Итоги работы: - на 2 этапе

1. Сформируйте бухгалтерский баланс. Убедитесь в совпадении сумм актива и пассива баланса.
2. Проанализируйте информацию баланса. В какой строке баланса отражена задолженность учредителей.
3. Определить общую сумму задолженности учредителей и получить информацию о задолженности каждого из учредителей (форма стандартного отчета). Кто из них имеет максимальную задолженность?
4. Произвести анализ информации по расчетам с дебиторами и кредиторами (форма стандартного отчета).
5. Произвести анализ расчетов с подотчетными лицами (форма стандартного отчета).

Распечатать для экспертной комиссии:

Бухгалтерский баланс за 1 квартал, оборотно-сальдовую ведомость за 1 квартал, оборотно-сальдовую ведомость по счету 75, 61,71.

ЗАДАНИЕ НА СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ

1. Создать новую базу данных- 1этап.

2. В созданной базе создать таблицу для заполнения данных по сотрудникам, включая следующие поля: Фамилия, Имя, Отчество, Должность, Дата рождения, Дата найма, Адрес Домашний, телефон, Место рождения, Национальность, Образование, Общий стаж работы, Семейное положение, Паспортные данные.

3. Создать форму для ввода данных в созданную таблицу. Ввести данные.

4. Создать отчет, включающие следующие поля:

  • Фамилия
  • Имя
  • Отчество
  • Адрес
  • Национальность
  • Образование
  • Паспортные данные

5. Распечатать отчет - 2 этап.

6. Сделать краткое сообщение о составе персонала вашего предприятия- подведение итогов 2 этапа.

  • Средний возраст
  • Средний стаж работы
  • Данные по образованию
  • Данные по национальному составу
  • Данные по семейному положению.

ЗАДАНИЕ НА СОСТАВЛЕНИЕ ДОГОВОРА

1. Распечатать текст договора.

2. На основе образца заполнить договор купли-продажи с одним из контрагентов. Недостающие реквизиты заполнить самостоятельно.

3. Сделать сообщение о составленном договоре .

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ:

ООО “ Байкал”

677001 г. Иркутск, ул.Баррикад, 147

тел.(411-2) 34-07-00, 34-07-51

ИНН 1435024288

р/с 40702810676020000170

В банке ЦБ РФ

К.с. 30101810400000000609

БИК 049805609

Директор:

ЗАО “Елена”

677021 г. Якутск, ул. Очиченко, 25

тел. 46-12-54,46-24-94

ИНН 1432548967

р/с 40702810674510298004

В банке ЦБ РФ

К.с. 56200148699000001259

БИК 049452218

Директор:

 Литература:

  1. Д. В. Чистов . Основы бухгалтерского учета в системе Windows.
  2. Кондаков Б.К. Бухгалтерский учет.
  3. Фигурнов В.Э. ЮМ PC для пользователя.
  4. План счетов бухгалтерского учета.
  5. Гражданский кодекс РФ, часть 2.
  6. Методическое пособие по практическим работам 1С:Бухгалтерия.
  7. Методическое пособие по практическим работам Windows.
  8. Методическое пособие по практическим работам Word.