Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Метод проведения: Деловая игра.
Цели урока:
Учебные:
- Систематизировать и использовать профессиональные знания и умения в компьютерном практикуме бухгалтерского учета, автоматизированных систем при решении ситуационных задач;
- Уметь анализировать профессиональные ситуации.
Развивающие:
- Развитие познавательной и деловой активности, логического мышления студентов;
- Содействовать экономическому мышлению студентов.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство личной ответственности;
- Уметь сотрудничать друг с другом, проявлять сотрудничество в деятельности команды;
Место деловой игры в системе знаний по дисциплинам: Деловая игра проводится после изучения тем практического курса по дисциплинам “Информационные технологии в профессиональной деятельности”, “АСОЭИ”.
Обеспечение урока:
1. Раздаточный материал:
- Задача по бухгалтерскому учету
- Задание на составление базы данных
- Задание на составление договора
- Образец договора купли-продажи
- Руководство по игре
- Гражданский кодекс РФ, часть 2.
2. Программное обеспечение:
- Программа 1С бухгалтерия 7.7(8.0)
- Программа Microsoft Word
- Программа Microsoft Access
3. Техническое оснащение:
- Компьютер IBM PC, 12 шт.
- Принтер – 2шт.
- Локальная сеть
Межпредметные связи:
- Информатика - Темы: “Редактирование и форматирование”, “Работа с периферийными устройствами”, “ Работа в локальной сети”.
- Бухгалтерский учет - Темы: “ Выходные регистры синтетического и аналитического учета”, “Документация бухгалтерского учета”
- Менеджмент - Темы: “Бизнес планирование”, “ Составление штатного расписания”.
- Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия - Тема: “Анализ финансового состояния предприятия”
- Делопроизводство- Тема: “Реквизиты договоров”
- Правоведение - Тема: “Договорные отношения”.
Квалификационные требования:
Студент должен знать:
- Организацию бухгалтерского учета на предприятии
- Корреспонденции по основным счетам, связанным с учредителями, поставщиками и покупателями, основными средствами, материалами и товарами
- Реквизиты основных бухгалтерских документов
- Реквизиты договоров на поставку материальных ценностей
- Принципы работы кадровой службы предприятий
- Законы и нормативные акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета, коммерческую деятельность в условиях рынка
- Порядок создания и государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью
- Организацию документооборота в организации
- Экономические показатели работы организации
- Принципы управленческой деятельности, договорных отношений
Должен уметь:
- Анализировать информацию на основе статей баланса
- Проводить анализ результатов синтетического и аналитического учета
- Использовать приемы и методы работы в современных профессиональных программных средствах
- Применять средства информационных технологий ( возможности локальной сети, сканер, принтер)
- Составлять штатное расписание и заполнять личные карточки по учету кадров
- Правильно трактовать и применять законы и другие нормативные акты
- Заключать договоры на поставку материалов
- Анализировать и прогнозировать экономические показатели работы предприятия
ХОД УРОКА
1. Организация урока - 2минуты.
2. Подготовка к деловой игре -10 минут.
2.1. Цель игры :Сегодня у нас урок обобщения и систематизации знаний, последний урок по нашей дисциплине. Урок мы будем проводить в виде деловой игры. Современный специалист должен быть активным, образованным и профессионально пригодным, исходя из чего цели урока, ваша задача:
- систематизировать и использовать профессиональные знания и умения в решении ситуационных задач;
- уметь анализировать профессиональные ситуации;
- воспитывать чувство личной ответственности;
- уметь сотрудничать друг с другом, проявлять сотрудничество в деятельности команды.
2.2. Содержание деловой игры:
- Группой учредителей, физических и юридических лиц, создается общество с ограниченной ответственностью.
- Юридическая служба общества заключает договоры на поставку материалов с поставщиками и покупателями.
- Бухгалтерия общества организует ведение бухгалтерского учета с помощью специализированной программы на компьютере.
- Менеджерская служба общества создает на компьютере электронную базу данных по штатным сотрудникам общества.
2.3.Правила участия в игре.
Группа разбивается на 2 команды. Распределение обязанностей по команде:
- Директор- контроль ведения бухгалтерского учета , анализ решения задачи- 1 студент
- Главный бухгалтер - вводит проводки, анализирует решение задачи на основе ведения синтетического и аналитического учета - 1 студент
- Бухгалтер(кассир) - создает и распечатывает бухгалтерские документы -1 студент
- Менеджер - создает базу данных по персоналу организации и распечатывает отчеты - 1 студент
- Юрист - составляет тексты договоров - 1 студент
Из числа студентов создается экспертная комиссия в составе 4 студентов. Комиссия занимается проверкой результатов и анализом работы участников команд на 1 этапе и 3 этапе( печатные документы) решения задачи:
- Бухгалтер - проверяет и анализирует решение задачи, оформление бухгалтерских документов - 2 студента
- Менеджер - проверяет и анализирует правильность установки реквизитов базы данных, оформление отчетов-1 студент
- Юрист - проверяет и анализирует правильность составления текстов договоров -1 студент
Приглашенные преподаватели , являющиеся членами компетентного жюри, оценивают работу экспертной комиссии.
2.4. Руководство по игре: Игра делится на три этапа:
1 этап: 25 минут
- Решение задачи, состоящей из 6 ситуаций
- Подготовка исходных документов для составления текста договора
- Подготовка структуры создаваемой базы данных
- Подведение итогов 1 этапа: 5 минут
- Публичное выступление представителей команд по результатам работы
2 этап: 25 минут
- Подведение итогов по анализу бухгалтерских документов
- Оформление и распечатка бухгалтерских документов
- Оформление и распечатка отчетов о базе данных
- Оформление договоров на поставку материалов
- Подведение итогов 2 этапа: 5 минут
- Публичное выступление представителей команд по результатам работы
- Предоставление печатных материалов экспертной комиссии
3 этап: 10 минут
- Оценка экспертной комиссии материалов по результатам работы команд и выступление членов экспертной комиссии по результатам анализа работы команд. Анализ результатов предусматривает:
- Правильность решения задачи, допущенные ошибки
- Правильность заполнения отчетных форм, документов
- Правильность составления баланса, промежуточных итогов
- Правильность полей базы данных, реквизитов отчетов
- Правильность текста и реквизитов заключаемых договоров
Заключительный этап: 5 минут.
Приглашенные преподаватели, являющиеся членами компетентного жюри, оценивают работу экспертной комиссии
2.5.. Критерии оценки деятельности студентов:
При оценке работы участников учитываются следующие показатели :
- Бухгалтер: правильность суммы баланса, правильность результатов аналитического учета, правильное указание отчетных форма аналитического учета, наличие всех реквизитов бухгалтерских документов, наличие всех требуемых документов, время выполнения задания.
- Юрист: наличие всех пунктов договора, указание всех реквизитов, указание прочих условий договора, время выполнения задания.
- Менеджер: оформление форм, оформление отчета.
3. Деловая игра.
Студенты, получив задания и руководство по игре начинают работать за компьютерами, преподаватель выступает в роли консультанта.
- Выполняют первый этап - 25 минут
- Решают задачу бухгалтера
- Печатают и начинают оформлять договора юристы
- Создают базу данных менеджеры
- Подведение итогов первого этапа - 5 минут
- Студенты- директора от каждой команды выступают с анализом проделанной работы
- Выполняют второй этап - 25 минут:
- Формируют бухгалтерский баланс. Должны убедиться в совпадении сумм актива и пассива баланса.
- Анализируют информацию баланса. В какой строке баланса отражена задолженность учредителей.
- Определяют общую сумму задолженности учредителей и получить информацию о задолженности каждого из учредителей(форма стандартного отчета). Кто из них имеет максимальную задолженность?
- Производят анализ информации по расчетам с дебиторами и кредиторами (форма стандартного отчета).
- Производят анализ расчетов с подотчетными лицами ( форма стандартного отчета).
- Оформляют и распечатывают бухгалтерские документы
- Оформляют и распечатывают отчеты о базе данных
- Окончательно оформляют договора на поставку материалов
Подведение итогов второго этапа - 5 минут
Публичное выступление главных бухгалтеров, менеджеров, юристов по результатам работы
Предоставление печатных материалов экспертной комиссии
Выполняют третий этап-10 минут
Экспертная комиссия - аудиторы оценивает материалы по результатам работы команд, и выступают по результатам анализа работы команд, дав заключение.
Заключительный этап - 5 минут.
Приглашенные преподаватели , являющиеся членами компетентного жюри, оценивают работу экспертной комиссии.
4. Подведение итогов урока.
Общий итог подводит преподаватель, выставляет оценки в журнал.
ЗАДАЧА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
СИТУАЦИЯ 1.
3 января 2007 года группой учредителей было решено открыть свое предприятие - общество с ограниченной ответственностью “ Байкал”. Согласно учредительному договору уставный капитал ООО составляет 263 тыс. рублей. Данный факт отразить в бухгалтерском учете предприятия.
Распределение доли учредителей в уставном капитале ООО “Байкал”:
Учредители | Доля в уставном капитале |
Кононов В. В. | 24000руб. |
Иванов А.Г. | 60000руб. |
Банк “Байкальский БАНК РФ” | 140000руб. |
ГУП “Байкал-лизинг” | 39000руб. |
При организации аналитического учета создайте двухуровневую структуру субконто
Вид субконто | Наименование субконто | |
Учредители | Физические лица | Кононов ВВ. |
Иванов А.Г. | ||
Юридические лица | Банк “БАЙКАЛЬСКИЙ БАНК РФ” |
СИТУАЦИЯ 2.
5 января путем перечисления денежных средств на банковский счет фирмы учредителями частично оплачен уставной капитал на общую сумму 111 тыс. руб., что подтверждено выписками с расчетного счета.
Взносы учредителей на расчетный счет предприятия “Байкал”
Учредитель | Сумма | Дата | Документ |
ГУП “Байкал-Лизинг” | 13000 | 5.01.07 | Выписка с р/с№24567 |
Иванов А.Г. | 20000 | 7.01.07 | Выписка с р/с№24572 |
Банк “БАЙКАЛЬСКИЙ БАНК РФ” | 70000 | 7.01.07 | Выписка с р/с№24591 |
Кононов В.В. | 8000 | 12.01.07 | Выписка с р/с№24600 |
СИТУАЦИЯ 3.
Предприятием “Байкал” 20.01.07 получен авансовый платеж ( предоплата) от ЧП “Сутырин” за предстоящую в марте поставку готовой продукции в соответствии с договором №4 от 11.01.07 в сумме 7200руб. , включая 20% НДС.
Предприятие “Байкал” на основании договора №2 от 18.01.07 осуществляет предоплату ЧП “Сутырин” за предстоящую в феврале поставку шерстяной пряжи на сумму 24000руб., включая 20% НДС. Для этого 23.01.07 выписано платежное поручение и отправлено в банк.
СИТУАЦИЯ 4.
Предприятием “Байкал” 24.01.07 получена предоплата от ГУП “Байкал-Лизинг” за предстоящую в марте поставку готовой продукции в соответствии с договором №5 от 11.01.07 в сумме 24000руб., включая 20% НДС.
Предприятие “Байкал” на основании договора №3 от 18.01.07 осуществляет предоплату ЗАО “Аленка” за предстоящую в феврале поставку полушерстяной пряжи на сумму 9600руб., включая 20% НДС. Выписано платежное поручение 25.01.07.
СИТУАЦИЯ 5.
24 января 2007г. предприятие “Байкал” сняло со счета в банке на хозяйственные нужды сумму 3200 руб. Приход денежных средств отражен в приходном кассовом ордере.
В тот же день из кассы выданы в подотчет сотрудникам предприятия следующие суммы:
ФИО | Сумма | Цель |
Иванов В.В. | 600руб. | На покупку смазочных материалов |
Сидоров К. | 400руб. | На покупку упаковочных материалов |
Кононову В. | 2000руб. | В счет предстоящих командировочных расходов. |
СИТУАЦИЯ 6.
На предприятии “Байкал” 27 января 2007г. оприходованы поступившие от подотчетных лиц материалы. Данные по приходу приводятся в таблице:
ФИО | Наименование материала | Единица измерения | Количество | Сумма |
Иванов А. | Масло машинное | литр | 3 | 450руб. |
Сидоров К. | Бумага упаковочная | лист | 100 | 360руб. |
Сидоров К. | Пакеты полиэтиленовые | штука | 800 | 240руб. |
Приход материалов оформлен приходными ордерами (Учет материалов)
Итоги работы: - на 2 этапе
1. Сформируйте бухгалтерский баланс. Убедитесь
в совпадении сумм актива и пассива баланса.
2. Проанализируйте информацию баланса. В какой
строке баланса отражена задолженность
учредителей.
3. Определить общую сумму задолженности
учредителей и получить информацию о
задолженности каждого из учредителей (форма
стандартного отчета). Кто из них имеет
максимальную задолженность?
4. Произвести анализ информации по расчетам с
дебиторами и кредиторами (форма стандартного
отчета).
5. Произвести анализ расчетов с подотчетными
лицами (форма стандартного отчета).
Распечатать для экспертной комиссии:
Бухгалтерский баланс за 1 квартал, оборотно-сальдовую ведомость за 1 квартал, оборотно-сальдовую ведомость по счету 75, 61,71.
ЗАДАНИЕ НА СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ
1. Создать новую базу данных- 1этап.
2. В созданной базе создать таблицу для заполнения данных по сотрудникам, включая следующие поля: Фамилия, Имя, Отчество, Должность, Дата рождения, Дата найма, Адрес Домашний, телефон, Место рождения, Национальность, Образование, Общий стаж работы, Семейное положение, Паспортные данные.
3. Создать форму для ввода данных в созданную таблицу. Ввести данные.
4. Создать отчет, включающие следующие поля:
- Фамилия
- Имя
- Отчество
- Адрес
- Национальность
- Образование
- Паспортные данные
5. Распечатать отчет - 2 этап.
6. Сделать краткое сообщение о составе персонала вашего предприятия- подведение итогов 2 этапа.
- Средний возраст
- Средний стаж работы
- Данные по образованию
- Данные по национальному составу
- Данные по семейному положению.
ЗАДАНИЕ НА СОСТАВЛЕНИЕ ДОГОВОРА
1. Распечатать текст договора.
2. На основе образца заполнить договор купли-продажи с одним из контрагентов. Недостающие реквизиты заполнить самостоятельно.
3. Сделать сообщение о составленном договоре .
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ:
ООО “ Байкал” 677001 г. Иркутск, ул.Баррикад, 147 тел.(411-2) 34-07-00, 34-07-51 ИНН 1435024288 р/с 40702810676020000170 В банке ЦБ РФ К.с. 30101810400000000609 БИК 049805609 Директор: |
ЗАО “Елена” 677021 г. Якутск, ул. Очиченко, 25 тел. 46-12-54,46-24-94 ИНН 1432548967 р/с 40702810674510298004 В банке ЦБ РФ К.с. 56200148699000001259 БИК 049452218 Директор: |
Литература:
- Д. В. Чистов . Основы бухгалтерского учета в системе Windows.
- Кондаков Б.К. Бухгалтерский учет.
- Фигурнов В.Э. ЮМ PC для пользователя.
- План счетов бухгалтерского учета.
- Гражданский кодекс РФ, часть 2.
- Методическое пособие по практическим работам 1С:Бухгалтерия.
- Методическое пособие по практическим работам Windows.
- Методическое пособие по практическим работам Word.