Цель: научить детей правилам безопасного поведения в квартире в отсутствии взрослых.
Задачи:
- обсудить возможные опасности, которые могут возникнуть в отсутствие родителей;
- учить находить выход из трудной ситуации, не бояться быть находчивым и решительным;
- воспитывать повышенную внимательность, бдительность к источникам опасности в доме;
- учить заботиться о других людях в трудную минуту.
Межпредметные связи: окружающий мир, риторика, ОБЖ.
Тип урока: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, экран; у детей — задания для групповой работы: изображение сказочного героя и его реплика и карточки со словами — заданиями.
Образовательные технологии: информационно-коммуникативные технологии, проблемно-диалогическое обучение, работа в группах.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
I этап Оргмомент | ||
- Долгожданный дан звонок
|
Дети сидят группами по 4 человека (5 групп) | Демонстрация презентации к уроку на экране.<Приложение 1> |
II этап Изучение нового материала | ||
1. Сообщение темы урока - Тема нашего урока “Один дома”. - Ребята, а приходилось ли вам оставаться дома одним? - Надеюсь, с вами не происходило таких приключений, как с героем фильма “Один дома”. - Расскажите, чем вы занимались, пока родителей не было дома? - В такой же ситуации оказалась наша книжная знакомая Лена. 2. Постановка проблемы. (Разыгрывается оценка) - Лена дома одна, решила быть настоящей хозяйкой. - Подумала Лена и пошла на кухню. 3. Совместное “открытие” новых знаний. - О чем задумалась Лена? - Помогите Лене избежать опасностей. - Какие предметы можно брать, а какие нельзя и почему? - Убираем опасные предметы в сторону. - Какие опасные предметы вы выбрали? - Как вы объясните Лене, почему он не следует для приготовления еды брать эти вещества? - Как можно назвать одним словом оставшиеся предметы? - Что можно приготовить из оставшихся продуктов? - Лена решила сварить гречневую кашу. На чем она будет ее готовить? - Рассмотрите действия Лены, что она делает неправильно? Вы не заметили никаких опасностей? (Близко к чему расположена плита? Почему занавеска достает до плиты? Открыто ли окно? Может ли ветер задуть огонь? Что произойдет, если огонь затухнет?) |
Ответы детей.
Ученица: “Сначала приготовлю еду, затем постираю и поглажу белье”. (ученица уходит)
Дети в группах выбирают карточки с надписями.
- 1 группа: дихлофос, - 2 группа: стиральный порошок, - 3 группа: растворитель, - 4 группа: средство для посуды, - 5 группа: чистящее средство “Комет” Они могут быть опасны! Нельзя их брать без разрешения взрослых. Продукты. Рисовая каша, Манная каша, гречневая каша, гороховый суп, пшенная каша. На газовой плите. Дети с помощью учителя отвечают: Огонь расположен близко от занавески, которая в любую минуту может вспыхнуть. Ветер из окна дует на горящее из плиты пламя, может затушить его, будет утечка газа. |
Слайд №1 (планируется картинки заменить
на мультики)
Слайд №2 (планируется картинки заменить на мультики)
Карточки на столах у каждый группы.
Слайд №3. |
- Пока готовился обед, Лена решила
постирать.
Физпауза - И вам предлагаю размяться и потрудиться вместе с Леной Встали: “А теперь насос включаем, воду из реки качаем” Влево — раз, вправо — два - Потекла вода ручьем - Мы пока не веселились, хорошо мы потрудились. - А тем временем у Лены: “Гречка на плите кипит, В ванну кран с водой открыт” Озвучивает Лену: “Чем стирать на полке посмотрю. Средств не знаю...Порошок любой возьму.” - Сразу столько дел у Лены. Делается одновременно. Правильно ли это, дети?
- Вода из крана в ванну льется. - Откройте учебник на странице 31 (4 рисунка внизу) Формулирование вопроса к черно-белому рисунку. - Какая опасность Лену подстерегает? Догадайтесь по черно-белой картинке. - Кто знает, что вот-вот произойдет? - Правильно: “Вода через край пойдет. Соседей заливает, Лена воду собирает”. Чтобы ошибки Лены не повторять, опасность эту вам надо дорисовать. - Посмотрите, чем теперь решила заняться наша маленькая хозяйка? - Какие ошибки она допустила? Что может случиться? Картинный тест: - Как действовать, если воспламениться ткань под утюгом? выберите номер картинки и просигнальте. (Учитель по ходу может задавать наводящие вопросы детям, давшим неправильный ответ) Сценка: - Миша вернулся из школы. - Попробуйте сформулировать первое правило, а хорошо читающие дети на странице 33 учебника найдите правило в рамке к этому рисунку.
4. Постановка проблемы - Миша и Лена дома одни. Зазвонил телефон.
- Почему Миша не сказал, что мамы и папы нет дома? - Почему не назвал адрес и телефон?
5. Совместное “открытие новых знаний”. Работа в группах. - Каждая группа должна подумать и помочь Лене ответить на вопросы по телефону. 1) Шапокляк: “Милая девочка, я забыла, какой номер я набрала?” 2) Карабас-Барабас: “Позови, пожалуйста, папу, моего лучшего друга”. 3) Баба-Яга: “Дочка, а где ты живешь?” 4) Бабушка Лены: “А где мама?” 5) Кикимора: “Слушай, твои родители дома?” 6. Постановка проблемы - А тут позвонили в дверь. Лена побежала ее открывать. - Правильно ли поступила Лена? - Как нужно действовать в такой ситуации? - А что делать, если там окажутся бандиты, которые будут вскрывать или ломать дверь? - Какой номер телефона милиции? |
Дети встают: Стойка: прямой корпус, ноги врозь. Наклон вправо, влево, рука скользит вдоль туловища. Волнообразные движения рукой. Имитируют движения насоса (влево-вправо). Садятся.
Нет.
Вода через край пойдет. Дети дорисовывают черно-белую картинку на странице 31 внизу.
Погладить белье. Ткань может загореться. Дети сигналят (показывают картинку с цифрой)
Миша: “Что ты тут натворила?” Лена плачет: “Я хотела быть настоящей хозяйкой в доме, но у меня ничего не получилось”. Миша: “Ты забыла о правилах разумного поведения”. Дети формулируют сами или ученик зачитывает по учебнику. Нельзя выходить из ванной, не закрыв кран. Утюг можно ставить только на специальную подставку. Никогда не оставляйте огонь без присмотра. Уксус, стиральный порошок, инструменты могут быть опасны. Брать их без разрешения взрослых нельзя. Сценка. Миша: “Алло, мама сейчас не может подойти. Папа тоже занят”. Женщина: “Может я неправильно набрала номер? Какой у вас номер телефона?” Миша: “А какой нужен вам?” Женщина: “Если ты не знаешь, скажи хотя бы свой адрес. Я из бюро ремонта телефонов. мы проверяем связь”. Миша: “Номер телефона я знаю, но назвать его не могу. Когда родители освободятся, они сами сделают, что нужно. До свидания”. Незнакомым людям говорить об этом нельзя. Если звонили по делу, перезвонят позже, когда родители будут дома. А если злые люди, то отвечать на такие вопросы нельзя, можно попасть в беду. Каждая группа обыгрывает разговор по телефону (вопрос героя и ответ детей). Обсуждение их ответов. Ответ. Ответ.
Ответ. Ответ. Ответ.
Нет. Ответы детей. Звонить в милицию 02 |
Слайд №4.
Слайд №4. Слайд №5.
Слайд №5.
Слайд №6.
Слайд №7.
Слайд №8.
Слайд №9.
Разыгрывается сценка.
Слайд №10.
Слайд №11. Слайд №12. Слайд №13.
Сценка.
Слайд №14. Группа получает текст вопросы. Слайд №15. |
III этап. Первичное закрепление | ||
- Как вы думаете, кто из ребят
подвергается опасности? - Прочитайте вывод на странице 39. |
Ответы детей. | Слайд №16. |
IV этап. Итог урока | ||
- Какие правила мы узнали сегодня на
уроке? - Почему их полезно выполнять? - Выполняете ли вы их? - А что означают эти цифры? - В каких случаях Лене нужно было этими номерами воспользоваться? - А какие еще номера телефонов могут вам понадобиться? Вместе с родителями заполните табличку телефонов на странице 39. Вы сможете ее воспользоваться, если случится какая-нибудь неприятность, когда дома не будет взрослых. |
Ответы детей. Ответы. Смотрят на экран. Ответы. Учебник на странице 39. |
Слайд №1.
Слайд №17. |
V этап. Рефлексия | ||
- А сейчас просигнальте, все ли было вам
понятно, интересно, полезно; затруднения были;
ничего не понял. - Спасибо, я думаю, что правила, которые мы сегодня вспомнили вам пригодятся. Урок окончен. |
Показывают карточки зеленые, желтые, красные. | Слайд №1. |