На представленном занятии презентация может использоваться как составляющая часть комбинированного урока с применением телекоммуникационных технологий, так и в качестве пособия для самостоятельной работы учащихся на уроке или дистанционно.
Использование компьютерных презентаций на уроках астрономии оправдано, прежде всего, в тех случаях, когда возникает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения. Одним из таких случаев является использование компьютерных моделей в учебном процессе.
Работа с интерактивной презентацией открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов.
Кроме того, задания творческого характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении астрономии и являются дополнительным мотивирующим фактором. Для развития познавательных способностей учащихся большое значение имеет накопление представлений об объектах реальной действительности, ибо без конкретных представлений невозможно и формирование научных понятий. Обширная база данных призвана помочь в формировании наиболее полных, богатых содержанием образных представлений учащихся. Поэтому важным моментом в электронной презентации является использование изображений, анимаций и видеофрагментов.
Содержание теоретического материала соответствует программе обучения астрономии в 11 классе (программа Е.П. Левитана).
Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять полученные знания и осуществлять их перенос в новые условия при изучении нового материала — темы "Планеты – гиганты".
Основные задачи урока:
- Актуализация знаний, необходимых для их творческого применения.
- Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
- Применение обобщенных знаний в новых условиях.
- Контроль и самоконтроль знаний.
Ход урока
Действия учителя | Планируемые действия учеников | |
1 | Организационный этап. | Обсуждение целей и задач урока. |
2 | Проверка знаний,
обобщение и систематизация. Актуализация знаний, которые необходимы при изучении новой темы. |
Краткий фронтальный опрос по теме "Планеты земной группы". Обобщение и систематизация знаний по теме. Ответы на вопросы по теме "Планеты земной группы"(Приложение 1) |
3 | Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению нового материала. | Актуализация знаний, необходимых для обобщения. |
4 | Формирование новых знаний. | Объяснение нового материала с использованием интерактивной презентации (Приложение 2) |
5 | Поиск информации в Интернете Этап закрепления знаний. | Контроль и самоконтроль усвоения знаний. Поиск Информации в Интернете по заранее известным адресам. |
На этапе актуализации знаний проводится краткий фронтальный опрос по ранее изученной теме “Планеты земной группы”
В качестве домашнего задания учащимся предлагается заполнить таблицу “Сравнительные характеристики планет земной группы и планет – гигантов”
Дополнительно предлагается самостоятельный поиск информации о планетах – гигантах в Интернете по заранее заданным в домашнем задании адресам.
Интерактивная презентация предполагает реализацию индивидуального подхода к обучаемому, учета индивидуальных возможностей восприятия предложенного учебного материала. Индивидуальный подход может обеспечиваться различными средствами наглядности, несколькими уровнями дифференциации при предъявлении учебного материала по сложности, объему, содержанию. Разные ученики в силу своих индивидуальных особенностей воспринимают наиболее хорошо информацию, представленную разными способами. Кто-то лучше воспринимает фотографии, кто-то схемы или таблицы и т.д. Поэтому, комбинированный урок с использованием компьютерных презентаций позволяет оптимизировать процесс обучения.
Источники информации:
1. Курвина А.В.. использование компьютера в преподавании астрономии //Астрономия в системе современного образования: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - СПб, 1998. - С. 134-137.
2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов - М., 1999.
3. Краснова Г.А., Савченко П.А., Савченко Н.А. Общие подходы к созданию рационального интерфейса обучающих программ// Открытое образование, - N6, - 2001. - С. 9-11.
4. Леньков С.Л., Рубцова Н.Е. Эргономическое проектирование электронных учебников //Открытое образование, - N2, - 2001. - С. 10-13.
5. Черемных Г.В. Приемы визуализации в педагогических технологиях //IX юбилейная конференция-выставка "ИТО": Сборник трудов участников конференции. Часть II. - М.: МИФИ, 1999. - С. 386-387.
6. "Открытый колледж" по адресу: http://www.college.ru/
7. http://www.afportal.ru/astro/test