Нуждается ли выпускник современной гимназии в экономическом образовании?

Разделы: Иностранные языки, Классное руководство


С переходом к рыночной экономике появилось много новых профессий, пользующихся устойчивым спросом на рынке труда. Что же это за профессии и какие возможности они открывают нам?

Менеджер – наемный, управляющий, специалист по управлению. Мерчендайзер – лицо, занимающееся подготовкой товаров к продаже в розничной торговле. Джоббер – посредник по фондовой бирже. Количество таких профессий с каждым годом увеличивается. И окончивший школу молодой человек теряется в этом мире названий профессий, если он не имеет самые элементарные знания в английском языке. Наша речь изобилует словами, заимствованными из английского языка. Никто не станет отрицать значения английского языка как международного языка. Современный выпускник должен свободно разбираться во всех областях деловой активности. Начало всякой деловой активности – это знание экономической организации общества.

Имея богатый опыт преподавания английского языка в гимназии я провела эксперимент. Я принесла следующую статью из газеты и попросила объяснить мне прочитанный отрывок популярным русским языком свой 10 класс. Итак, вот этот отрывок:

“Московская сеть фаст-фудов представляет возможность открыть свой гарантированный бизнес. Сеть “Меленка” запускает франчайзинговую программу. По условиям франшизы паушальный взнос составляет $ 15 тысяч. Помимо платы за вход франчайзи будет выплачивать ежемесячные роялти…”

Ребята ничего не поняли из этих нескольких строчек. Тогда я им показала пример полезности знания современной экономики и современного английского бизнес языка, объяснив перевод подчеркнутых слов. И они с легкостью прочитали следующее:

“Московская сеть быстрого питания представляет возможность открыть свой гарантированный бизнес. Сеть “Меленка” запускает производство продуктов быстрого питания. Имея право на создание коммерческого предприятия и на торговлю продукции, входной взнос составляет $ 15 тысяч. Помимо платы за вход покупатель продукции будет выплачивать ежемесячные периодические отчисления…”

Итак, я открыла слоим ученикам удивительный мир английского языка, но с оттенками экономического применения. Заинтересовались все. Ученики поняли, что знание делового английского языка поможет им читать экономические статьи и книги, общаться, выбрать нужную профессию и углубить свои знания английского языка на выходе из школы.

Издательство “Дрофа”, Москва, 2003 года выпустило практическое пособие по английскому языку “Деловой английский” - “Business English”. Использовав материал этого пособия, материалы и статьи из СМИ, я составила программу изучения курса “Деловой английский” на 2 года. Основной упор при отборе и подготовка материалов я делала на актуальность, информационную насыщенность и доступность. Помимо этого, я поставила цель на уроках английского языка дать такие знания, чтобы они помогли выпускнику нашей гимназии свободно ориентироваться в экономической деятельности человека и общества.

Каждую неделю в субботу мы занимались деловым английским. Познавательный эффект при овладении языком важен в той же мере, что и лингвистический. Поэтому урок включал тексты с разной информацией по различным областям деловой активности как общего характера (Экономическая организация общества, глобализация экономики), так и конкретного (маркетинг, франчайзинг, торговая марка, бренд). После знакомства с текстом мы приделывали ряд упражнений, повторяя уже изученную грамматику в течение всего курса обучения английскому языку в гимназии. Это были упражнения типа:

  • Напиши вопросы к следующим ответам;
  • Найди в тексте такие слова, которые обозначают…;
  • Составь предложения со следующими словами…;
  • Заполни пропуски подходящими по смыслу словами…;
  • Выучи идиоматические выражения и переведи с использованием их следующие предложения…

Ученики также тренировались в употреблении глаголов в разных формах и залогах.

Интересно то, что изучение английского языка шло параллельно с изучением экономики, т. е. на уроках английского языка был задействован процесс экономической учебы со всеми видами деятельности: аудированием, чтением, письмом, монологической и диалогической речью. Как средства интенсификации обучении проводила ролевые игры, т. е. задействовала новые формы работы – проект, дебаты. Сейчас много говорят об информационных технологиях в образовании. Я считаю, что они очень облегчают проведение уроков. Они подключают творчество ученика к этому процессу. Они формируют социальные и информационно-коммуникативные компетенции. Таким образом, учащиеся в конце каждой четверти выступали в роли работников экономической сферы: либо рекламировали товар, либо делали звонки партнеру по продаже, либо составляли деловые письма о продаже товара. Ученики учились писать деловые письма по схеме: дата, обратный адрес, обращение, суть письма, начало письма, главная часть, завершающая часть, заключение. Произошел процесс интеграции, т. е. сближении и связи делового английского с делопроизводством.

Но самое интересное нас ожидало на последних уроках “Бизнес курса” - национальные различия в бизнесе. Ребята (и в том числе я) узнали, что французский бизнесмен обменивается рукопожатиями с партнерами и при встрече, и при расставании, а японские – только, если ему протягивают руку; что немецкий бизнесмен при встречах всегда пунктуален и хорошо подготовлен, зато американский бизнесмен при встречах может неформальным тоном с юмористическими выражениями.

Все знают, что в школах мы изучаем British English - можно сказать “Чистый английский”. Но сколько американизмов встречается сейчас на пути овладения языком. И совсем неплохо, если выпускник будет знать, что taxi (BE) и cab (AE) – такси; tube (BE) и subway (AE) – метро; queue(BE) и line (AE) – очередь; motorway (АЕ) и freeway (АЕ) – шоссе и т. д.

Итак, я пришла к выводу, что в преподавании английского языка в гимназии можно использовать курс делового английского. Возникает вопрос – а где взять часы? Это может быть факультатив или даже кружок. Главное – хотеть и искать новые пути в формах преподавания своего предмета. Сейчас становиться очевидным, что власть в мире перешла от отдельных правительств к рынкам. Внедряются новые коммуникативные технологии и усовершенствованные системы транспорта. Молодой человек должен ориентироваться на мир экономических терминов. А эти знания ему помогут получить курс “Business English”. Знания современной экономики принесут только пользу молодому человеку вместе с полученным аттестатом при окончании школы. И тогда мы не будем допускать ошибки в торговых марках, то есть в брендах. Торговая марка растительного масла называется “Zolotaya semechka” (“Золотая семечка”), но, согласно правилам русского языка, бренд должен был быть “Zolotoye semechko” - “Золотое семечко”. Кто знает, но, разбираясь глубже в этом, может быть, мы бы не допустили такой грубой ошибки в названии товара?! Согласно концепции коммуникативного обучения интеллектуальное развитие учащихся является одной из главных задач обучения. Оно достигается за счет информативной насыщенности уроков. Каждый урок “Делового английского” - познавательный , создающий условия для взаимообогащающего общения. Процесс обучения становиться развивающим, так как он организован как речемыслительный поиск. Проводя уроки по тематике пособия, учитель видит четко, что развивающее обучение достигается за счет личностной вовлеченности учащихся в учебную деятельность. Мечта учителя иностранного языка – приобрести на уроке речевого партнера в лице ученика и младшего друга – сбывается. А это – главное в жизни, когда твои мечты сбываются.