Цели урока: повторить, систематизировать знания учащихся о частях речи, активизировать мысль детей.
Задачи:
1. Повторение знаний о частях речи (существительном, прилагательном, глаголе).
2. Развитие познавательного процесса, внимания, мышления, воображения, памяти, речи; формирование навыков обобщения материала в координатно-матричной системе.
3. Воспитание культуры организации учебной деятельности; экономическое воспитание; профориентация учащихся.
4. Формирование умения работать в сотрудничестве.
Педагогические технологии: технология сотрудничества, метод проекта, технология моделирования.
Структура урока.
-Сегодня урок русского языка пройдет в необычной форме - форме КОНКУРСА.
Конкурс - смотр кого-либо, чего-либо, дающий возможность выявить наиболее достойных из числа его участников.
Для этого нам необходимо создать конкурсную комиссию, которая определит победителей и вручает соответствующие документы. Итак, начнем.
К нам поступил заказ от учащихся 4-х классов на составление матрицы по изученным частям речи. С победителями конкурса будет заключен контракт.
Контракт - письменный договор, соглашение со взаимными обязательствами заключивших его сторон.
Задача участников конкурса - к выполнению заказа подойти ответственно.
В ходе конкурса за каждый правильный ответ вы будете получать бонусы, количество которых будет подсчитывать конкурсная комиссия. И по количеству набранных вами бонусов будет вам предоставлено право выбрать часть речи, на которую вы составите матрицу, т. е. выполните заказ.
Открыли тетради, записали число, классная работа и наши новые слова, с которыми мы познакомились.
Начинаем наш конкурс, а помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в команде.
1 задание. Каждая команда должна доказать свою способность участвовать в конкурсе. Капитаны выбирают листок с заданием. Используя все буквы, составьте слово-название своей команды.
О Т К И З Н А |
Р Е Г М И О Т А |
(ЗНАТОКИ) |
(ГРАМОТЕИ) |
КИНУМИ |
(УМНИКИ) |
- Чья команда быстрее справится с заданием, та и будет иметь право первой начать следующий конкурс.
2 задание. Конкурс "Заработай бонус".
1. В данном конкурсе в диалоге каждая команда в качестве одного шага имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя друг друга.
Что вы знаете об ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ?
Игра "Что лишнее?"
-мышь, тишь, ёрш, тушь
-луч, дочь, меч, грач
-рожь, чиж, стриж, нож
- Какая это орфограмма?
-На доске предложение. Прочитайте. Из каких частей речи оно состоит?
Олень - _______, _______ животное с ________ рогами.
Как украсить предложение?
Олень - красивое, стройное животное с ветвистыми рогами.
Запишите предложение, определите род, число, падеж имен существительных.
2. Следующая часть речи - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Что вы знаете о нем?
Игра "Назови одним словом".
-тополь, клён, берёза, ель - ДЕРЕВЬЯ
-волк, лиса, заяц, медведь - ЖИВОТНЫЕ
-брусника, земляника, черника - ЯГОДЫ
Подберите к ним как можно больше прилагательных и запишите их в тетрадь.
МОЛОДЦЫ.
3. Следующая часть речи ГЛАГОЛ. Что вы знаете о глаголе?
Работа с пословицами.
Друг познаётся в беде.
Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
Определите форму глагола. (3 ЛИЦО, ЕД. ЧИСЛО.)
Объясните пословицы.
И если вы будете дружно, слаженно работать в своей группе, то вы легко справитесь с работой, контракт на которую вы выиграли.
(Подсчёт бонусов. Выбор контрактов.)
4. А теперь ваше главное задание - выполнение заказа на составление матрицы на данную часть речи.
Самостоятельная работа учащихся.
Защита своих работ.
5. - На сегодня наша работа завершена. Я благодарю всех участников. А сейчас самое приятное - вручение командам-участницам дипломов за участие в данном конкурсе. Хочу сказать, что на свою матрицу вы можете получить патент на использование вашего изобретения. А точное значение слова патент вы найдёте дома и на следующем уроке мне расскажете.