Начальная школа - это первое звено в цепи образования, которое ребенок получает в школе. От того насколько прочной будет база знаний, заложенная в начальных классах, зависят дальнейший успех младшего школьника.
Среди многочисленных предметов – русский язык можно считать одним из наиболее трудных. Проблемы правописания орфограмм, постановки знаков препинаний возникают у учащихся с 1 по 11 класс. Анализ письменных работ показывает, что достаточно много ошибок школьники допускают в словах с безударными гласными непроверяемыми ударением. Формальное запоминание этих слов даёт кратковременный результат. Вопрос «как заучить слова из словаря» встает перед каждым учителем начальных классов.
Работая над этой темой, я пришла к выводу, что необходимо выполнять ряд условий для формирования прочного навыка правописания «трудных» слов:
- при изучении опираться на различные анализаторы: слух, зрение, сознание, руку;
- активно привлекать к изучению учащихся;
- использовать различные приёмы для запоминания;
- систематически проводить такую работу.
Выполняя эти условия, учитель может строить свою деятельность в несколько этапов.
Первый этап – подготовительный.
Цели этапа:
- систематизировать слова с непроверяемым написанием,
- спланировать работу,
- подготовить разнообразный дидактический материал.
На данном этапе провожу следующую работу:
1) систематизирую слова, записываю их по возрастным классам обучения в алфавитном прядке и по тематическим группам;
2) систематизирую карточки со словами, дописываю новые слова в двух вариантах;
3) планирую ознакомление со словами по классам в течение года;
4) готовлю словарики.
Второй этап – ознакомительный.
Цели этапа:
- раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова;
- добиваться от детей правильного произношения и написания таких слов;
- развивать навыки работы со словами и умение употреблять их в устной и письменной речи.
На данном этапе знакомлю детей со словом или группой слов. При этом привлекаются слуховая память, затем зрительная и моторная. Работа на этом этапе дает детям возможность понять слова, правильно произносить, писать их, умело употреблять в устной речи.
Работу по предъявлению слов провожу следующим образом:
1) рассматривание изображение предмета изучаемого слова, предъявление загадки; установление лексического значения слова;
2) проговаривание с детьми слова хором или индивидуально с целью определения места ударения, количества слогов, произнесение по порядку всех звуков;
3) чтение напечатанного слова с карточки орфографически и орфоэпически; установление разницы в произношении и написании;
4) решение орфографических задач;
5) подбор родственных слов, составление словосочетаний и предложений;
6) подбор синонимов, антонимов, фразеологических оборотов;
7) запись слова с «окошком»;
8) работа над «зрительным» образом слова.
9) знакомство с новым словом через составление кроссвордов;
10) использование мнемонических приемов.
Третий этап – тренировочно-закрепительный.
Цель этапа:
- Формировать прочные навыки правописания словарных слов.
На этом этапе использую многократное, кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Предложенные упражнения должны опираться на различные восприятия слов, т. е. обязательно должны способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей.
На этом этапе существует много способов по запоминанию слов с трудными написаниями. Вот некоторые из них:
- списывание по тематическим группам;
- работа со словарем;
- ребусы, иллюстрации;
- творческие работы (по развитию речи):
- письмо текста по памяти;
- свободный диктант;
- составление предложений;
- сочинение по опорным словам;
- письменный пересказ текста, с использованием данных слов;
- составление рассказа по аналогии;
- упражнения лексического характера.
Четвертый этап – учетно-контрольный.
Цель этапа:
- проверить умение учащихся писать изученные слова.
Одним из распространенных видов контроля являются диктанты.
Словарные диктанты классифицированы:
- по форме работы (простые и творческие);
- по виду восприятия (слуховые и зрительные).
Пятый этап – итогово-аналитический.
Цель этапа:
- выявить траекторию продвижения каждого учащегося и класса в целом по усвоению слов с непроверяемыми написаниями.
Результаты проведенных словарных диктантов заношу в таблицу по каждому ребенку. Степенью усвоения «трудных» слов служит количество допущенных ошибок. Данная работа помогает выявить не только эффективность усвоения материала, но и наиболее «проблемные» слова, требующие дополнительных упражнений.
Для достижения наибольшего эффекта при работе над словами с непроверяемым написанием, необходимо использовать в ходе ознакомительного и тренировочно-закрепительного этапов нетрадиционные приёмы.
В своей презентации я их разделила на несколько групп, учитывающих особенности детей младшего школьного возраста.
I. Метод ассоциаций
Мышление учащихся начальных классов носит наглядно – образный характер. В связи с этим у большинства из них преобладает и образный тип памяти. Для того чтобы запомнить непроверяемую букву, надо «оживить» её, либо создать ассоциативную цепочку, которая позволит ребёнку запомнить орфограмму и правильно написать. К таким приёмам можно отнести замену безударной гласной рисунком сходным с изображением буквы и близким к лексическому значению слова.
К другим нетрадиционным приёмам можно отнести мнемонику (система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций). В данном случае важно выполнить следующие требования:
а) ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком;
б) ассоциативный образ должен иметь в своём написании ударную гласную, которая является сомнительной в словарном слове.
з
кАпуста
я
ц
Словарное слово: капуста
Ассоциативный образ: заяц (Заяц любит есть капусту.)
Общий признак: назначение, цепь питания
Ударный гласный: А – в слове «заяц» под ударением
Аналогично строится работа, основанная на этимологии слова. Однако в данном случае опора на запоминание подразумевает созвучность словарного слова и слова, от которого оно произошло.
Петух петь
Словарное слово: петух
Происхождение: петь
Ударный гласный: Е – в слове «петь» под ударением.
К нетрадиционным приёмам, использующим метод ассоциаций можно отнести и ребусы, в которых ясно будет слышна или видна безударная гласная.
Словарное слово: Москва
Ассоциативный образ: рисунок моста
Ударный гласный: О – в слове «мост» под ударением
II. Метод проектов
В своём классе я организовала мини-исследование на тему: «Энциклопедия одного слова». Используя все типы словарей, которые есть в библиотеке, сборники загадок и пословиц, обращаясь к помощи взрослых, ребята оформляли свои работы по следующему плану:
Энциклопедия одного слова.
- Лексическое значение слова (в толковом словаре).
- Слова-родственники (однокоренные).
- Слова-друзья (в словаре синонимов).
- Слова-враги (в словаре антонимов).
- Слово в русском фольклоре (в пословицах, загадках, скороговорках, песнях).
- Слово в моём творчестве.
- Слово в рисунках.
Такой вид деятельности позволяет активизировать учащихся, развивает их речь, формирует читательскую культуру, помогает ориентироваться в мире справочной литературы.
III. Творческая мастерская.
Представляю приёмы, основанные на ТРИЗ – педагогике:
«Картинки без запинки» - это приём, который нацелен не только на запоминание словарных слов, но и развитие речи учащихся. Предварительная подготовка учителя заключается в следующем: определить группу слов, связанных одной темой, и составить рассказ, используя эти слова.
- Назови (учащийся называет предметы, изображённые на рисунке)
- Например: девочка, овощи, корзина
- Соедини (соединяет предметы – слова, связанные по
смыслу, образуя при этом предложение)
o Пример: Девочка собирает овощи. - «Оживи» (детям предлагается уловить звуки, запахи,
ощущения, т.е. войти в мир ощущений и включить воображение).
o Пример: Вкусные помидоры вырастила девочка. - Повтори (составленные предложения повторяются и корректируются речевые недочёты).
Загадки
Начиная работу с жанром «загадки», нужно понять, как она устроена, что надо сделать для её сочинения. В данном случае приведён пример, основанный на отрицании.
Алгоритм работы:
1. Загадываем предмет.
Пример: апельсин
2. Называем его признаки. (Цвет, форма и др.)
Пример: жёлтый, круглый, сладкий.
3. Сравниваем с другими предметами, у которых такой же признак.
Жёлтый, но не …
Круглый, но не …
Сладкий, но не …
Вариант учащихся.
Жёлтый, но не цыплёнок.
Круглый, но не солнце.
Сладкий, но не мёд.
IV. Игровые приёмы.
«Путаница» - принцип игры в наложении слов с непроверяемым написанием друг на друга, а затем в вычленении каждого слова учащимися.
«Прятки» - принцип игры в закрытии части слова.
Анализ моей работы показывает, что планомерное применение различных приемов при изучении или закреплении словарных слов повышает эффективность их правописания на 30 -40%. При этом учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. Главное, чтобы такая работа проводилась учителем систематически, рационально и соблюдением всех этапов. Только такой подход повысит интерес к родному языку, обеспечит мотивацию учения и наилучший развивающий эффект.