Технология обработки материалов. Работа с бумагой и картоном. Изготовление новогодней полумаски

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

Формирование представлений о способе изготовления и оформления новогодней полумаски.

Задачи:

обучающая: закрепить навыки обработки разных видов бумаги, познакомить с приемами оформления полумаски.

развивающая: развивать абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, воображение, внимание, творческие способности детей.

воспитывающая: воспитывать положительные морально-волевые качества ребенка: инициативность, самостоятельность, предприимчивость.

Оборудование:

  • таблицы “Звездочка обдумывания”, “Правила работы с ножницами”;
  • стенд “Виды масок”;
  • словарное слово “личина”: карточки слов “товар”, “реклама”, “бизнесмен”, “доход”, “спрос”; <Приложение 1>
  • шаблоны: полумаски, цветы, звезды;
  • дырокол, цветной картон, тесьма, обрезки цветной бумаги, блестки, клей ПВА, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея.

Ход урока.

I. Постановка темы урока.

  • Сегодня специально для вас я приготовила сюрприз. (В класс входит ученица, на лице у нее маска).
  • Эту девочку вы хорошо знаете. Кто это? (Дети пытаются отгадать, кто перед ними).
  • Почему такой простой вопрос вызывает у вас затруднение? (Затрудняемся ответить, так как на девочке маска, она скрывает лицо).
  • А хотите узнать? (Ученица снимает маску).
  • Вы догадались, что сегодня на уроке будем изготавливать? (Изготавливать маску).
  • Сегодня вы не только сами сделаете маску, проявив фантазию и свои творческие способности, но и узнаете много интересного.

II.Актуализация знаний.

Для чего нужна маска? (Маска нужна для защиты лица, для того чтобы не узнавали, для маскарада).

Маска имеет свою историю. В России ее использовали в театрах и называли личиной, так как накладывали на лицо, и она помогала представить какой-либо персонаж. И сейчас мы можем видеть на сцене театра, на занавесе две маски: трагическая (грустная) и комическая (веселая). Они являются символом театра. В России масками (личинами) пользовались, главным образом, скоморохи – бродячие певцы, музыканты, акробаты, комедианты. Они веселили народ на ярмарках. <Рисунок 1>

В Древней Греции, откуда театр взял начало, маска заменяла грим.

Но маску использовали и в жизни, и совсем не для праздников – под ней скрывали свои лица пираты и искатели приключений. Такую маску изготавливали из папье-маше в Древней Индии, а затем в Японии. <Рисунок 2>

В Западной Африке маски своеобразные: там их вырезают из стволов деревьев высотой до трех метров и весом до 16 кг. Такие деревянные маски зачастую выполняли и роль оберегов - оберегали, охраняли от злых сил и болезней. <Рисунок 3>

- Где сегодня применяют маску и людям каких профессий она необходима? (Во время ответов детей учитель обращает внимание на стенд, на котором показаны разные виды масок: респиратор - для штукатуров-маляров, шлем - для вратаря, повязка - для врача и так далее).

- Сегодня мы будем говорить о масках праздничных, карнавальных. Как вы думаете, почему? (Приближается Новый год).

- Маска является одним из атрибутов новогодних праздников.

Учитель демонстрирует две маски, изготовленные в разные годы.

-Раньше маски делали из картона и папье-маше. Сейчас в современной технологии применяют новые материалы – различные полимеры. Раньше маски изготавливали на больших предприятиях, сейчас чаще всего их производством занимаются частные предприниматели – бизнесмены. Каждый из них должен так поставить свое дело, чтобы оно приносило доход, окупало его затраты.

- Поднимите руку, кто из вас хотел бы изготовить карнавальную маску.

- Мы будем изготавливать полумаску.

- В чем отличие маски от полумаски? (Скрывает часть лица, человеку легче общаться).

III. Анализ будущего изделия с опорой на “Звездочку обдумывания”.

В тетрадях сделайте эскиз своего оформления маски.

Проанализируйте эскиз своего изделия, опираясь на “звездочку обдумывания”. <Рисунок 4>

Несколько учащихся анализируют эскизы по факторам, влияющим на выполнение изделия, его качества.

Учитель помогает учащимся анализировать свое изделие наводящими вопросами. .

- К концу нашего урока должно получиться изделие, – какое? (Полумаска).

- Подумайте и решите, где вы будете использовать полумаску? (на празднике в школе, дома, сюрприз для родителей, подарить другу).

- Из каких частей состоит полумаска? (из основы и завязки).

Основу маски вы сделаете по шаблону. Для крепления маски используем шляпную резинку, закрепляя ее в отверстиях.

-Какие материалы и инструменты будут использованы для изготовления полумаски? (цветной картон - для основы; цветная бумага, блестки, тесьма - для оформления; дырокол - сделать отверстия; ножницы).

- Вспомните и восстановите по опорным словам правила работы с ножницами (правая часть таблицы по мере ответов открывается).

“..концами вверх”

Не держи ножницы концами вверх.

“… в открытом виде” Не оставляй ножницы в открытом виде.
“…в сторону товарища” Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами в сторону товарища.
“… за пальцами левой руки” При работе следи за пальцами левой руки.

- Можем ли мы изменить форму полумаски? Как? (При оформлении можно увеличить размер полумаски или сделать ее объемной).

- Цветовое решение выберите сами.

Показ учителем образцов полумасок. <Рисунок 5>, <Рисунок 6>, <Рисунок 7>

- Помните: изделие цениться своей простотой, оно должно быть интересным, оригинальным.

В ходе обсуждения будущего изделия учитель стимулирует поиск детей, помогает отобрать и обосновать рациональные идеи.

IV. План работы. Планирование трудовых действий.

- Закройте глазки, представьте, какую бы полумаску вы хотели изготовить.

-Подумайте, чем будет являться полумаска, изготовленная для продажи? (Товаром)

При затруднении ответа на вопрос можно использовать ребус.<Рисунок 8>

- Что нужно сделать, чтобы товар пользовался спросом? (Разрекламировать его).<Рисунок 9>

- Зачем нужна реклама? (Привлечь покупателя, чтобы узнали о товаре)

- Придумайте к своей полумаске название и рекламу к ней.

Зачитывается план работы.

План

  1. Заготовить все материалы.
  2. Разметить очки, вырезать.
  3. Отрезать тесьму.
  4. Приклеить, соединить очки и тесьму (Собрать).
  5. Украсить полумаску по собственному желанию.

- Приступаем к работе. Я уверена, что у вас все получиться.

V. Практическая работа.

В процессе выполнения учитель осуществляет контроль за правильностью и качеством выполнения работ. При необходимости оказывает помощь, которая выражается в пояснении, напоминании, конкретизации фактов.

В конце практической работы учитель может надеть на себя маску и прочитать рекламную фразу, этим дать импульс детям для создания своей рекламной фразы.

Моя маска лучше всех

Вызывает в классе смех.

- Вы сейчас улыбнулись – вот и еще одно назначение маски.

VI. Презентация изделий.

Самооценочная и оценочная деятельность учащихся осуществляется с опорой на алгоритм.

- Кто хочет рассказать о своей полумаске, зачитать рекламные фразы к ней?

Алгоритм

  1. Прочность.
  2. Надежность.
  3. Композиционная завершенность.
  4. Удобство в использовании.
  5. Оригинальность.
  6. Цветовое решение.
  7. Личная и общественная потребность в изделии.

Одноклассники отмечают лучшие и оригинальные находки в оформлении полумаски.

VII. Подведение итогов.

Обыгрывание масок.

- Давайте поиграем. Наденьте полумаски, покажите друг другу (Звучит музыка).

- На лесной полянке росли цветы (выходят дети в полумасках цветов). Все они были очень красивы, казалось, они улыбаются каждому. Поэтому посмотреть на них прилетали бабочки (выходят дети в полумасках бабочек), и даже из леса прилетел ворон. Наступает ночь. На небе появляются яркие звезды. Выходит звездочет. И всем предсказывает веселый Новый год.

- Поздравьте друг друга с Новым годом.

Наступает Новый год.

Что он людям принесет?

У каждого, кто трудится,

Кто честен, добр и смел,

Пускай желанье сбудется,

Чего б он не хотел.