Цель урока:
Формирование представлений о способе изготовления и оформления новогодней полумаски.
Задачи:
обучающая: закрепить навыки обработки разных видов бумаги, познакомить с приемами оформления полумаски.
развивающая: развивать абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, воображение, внимание, творческие способности детей.
воспитывающая: воспитывать положительные морально-волевые качества ребенка: инициативность, самостоятельность, предприимчивость.
Оборудование:
- таблицы “Звездочка обдумывания”, “Правила работы с ножницами”;
- стенд “Виды масок”;
- словарное слово “личина”: карточки слов “товар”, “реклама”, “бизнесмен”, “доход”, “спрос”; <Приложение 1>
- шаблоны: полумаски, цветы, звезды;
- дырокол, цветной картон, тесьма, обрезки цветной бумаги, блестки, клей ПВА, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея.
Ход урока.
I. Постановка темы урока.
- Сегодня специально для вас я приготовила сюрприз. (В класс входит ученица, на лице у нее маска).
- Эту девочку вы хорошо знаете. Кто это? (Дети пытаются отгадать, кто перед ними).
- Почему такой простой вопрос вызывает у вас затруднение? (Затрудняемся ответить, так как на девочке маска, она скрывает лицо).
- А хотите узнать? (Ученица снимает маску).
- Вы догадались, что сегодня на уроке будем изготавливать? (Изготавливать маску).
- Сегодня вы не только сами сделаете маску, проявив фантазию и свои творческие способности, но и узнаете много интересного.
II.Актуализация знаний.
Для чего нужна маска? (Маска нужна для защиты лица, для того чтобы не узнавали, для маскарада).
Маска имеет свою историю. В России ее использовали в театрах и называли личиной, так как накладывали на лицо, и она помогала представить какой-либо персонаж. И сейчас мы можем видеть на сцене театра, на занавесе две маски: трагическая (грустная) и комическая (веселая). Они являются символом театра. В России масками (личинами) пользовались, главным образом, скоморохи – бродячие певцы, музыканты, акробаты, комедианты. Они веселили народ на ярмарках. <Рисунок 1>
В Древней Греции, откуда театр взял начало, маска заменяла грим.
Но маску использовали и в жизни, и совсем не для праздников – под ней скрывали свои лица пираты и искатели приключений. Такую маску изготавливали из папье-маше в Древней Индии, а затем в Японии. <Рисунок 2>
В Западной Африке маски своеобразные: там их вырезают из стволов деревьев высотой до трех метров и весом до 16 кг. Такие деревянные маски зачастую выполняли и роль оберегов - оберегали, охраняли от злых сил и болезней. <Рисунок 3>
- Где сегодня применяют маску и людям каких профессий она необходима? (Во время ответов детей учитель обращает внимание на стенд, на котором показаны разные виды масок: респиратор - для штукатуров-маляров, шлем - для вратаря, повязка - для врача и так далее).
- Сегодня мы будем говорить о масках праздничных, карнавальных. Как вы думаете, почему? (Приближается Новый год).
- Маска является одним из атрибутов новогодних праздников.
Учитель демонстрирует две маски, изготовленные в разные годы.
-Раньше маски делали из картона и папье-маше. Сейчас в современной технологии применяют новые материалы – различные полимеры. Раньше маски изготавливали на больших предприятиях, сейчас чаще всего их производством занимаются частные предприниматели – бизнесмены. Каждый из них должен так поставить свое дело, чтобы оно приносило доход, окупало его затраты.
- Поднимите руку, кто из вас хотел бы изготовить карнавальную маску.
- Мы будем изготавливать полумаску.
- В чем отличие маски от полумаски? (Скрывает часть лица, человеку легче общаться).
III. Анализ будущего изделия с опорой на “Звездочку обдумывания”.
В тетрадях сделайте эскиз своего оформления маски.
Проанализируйте эскиз своего изделия, опираясь на “звездочку обдумывания”. <Рисунок 4>
Несколько учащихся анализируют эскизы по факторам, влияющим на выполнение изделия, его качества.
Учитель помогает учащимся анализировать свое изделие наводящими вопросами. .
- К концу нашего урока должно получиться изделие, – какое? (Полумаска).
- Подумайте и решите, где вы будете использовать полумаску? (на празднике в школе, дома, сюрприз для родителей, подарить другу).
- Из каких частей состоит полумаска? (из основы и завязки).
Основу маски вы сделаете по шаблону. Для крепления маски используем шляпную резинку, закрепляя ее в отверстиях.
-Какие материалы и инструменты будут использованы для изготовления полумаски? (цветной картон - для основы; цветная бумага, блестки, тесьма - для оформления; дырокол - сделать отверстия; ножницы).
- Вспомните и восстановите по опорным словам правила работы с ножницами (правая часть таблицы по мере ответов открывается).
“..концами вверх” |
|
“… в открытом виде” | Не оставляй ножницы в открытом виде. |
“…в сторону товарища” | Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами в сторону товарища. |
“… за пальцами левой руки” | При работе следи за пальцами левой руки. |
- Можем ли мы изменить форму полумаски? Как? (При оформлении можно увеличить размер полумаски или сделать ее объемной).
- Цветовое решение выберите сами.
Показ учителем образцов полумасок. <Рисунок 5>, <Рисунок 6>, <Рисунок 7>
- Помните: изделие цениться своей простотой, оно должно быть интересным, оригинальным.
В ходе обсуждения будущего изделия учитель стимулирует поиск детей, помогает отобрать и обосновать рациональные идеи.
IV. План работы. Планирование трудовых действий.
- Закройте глазки, представьте, какую бы полумаску вы хотели изготовить.
-Подумайте, чем будет являться полумаска, изготовленная для продажи? (Товаром)
При затруднении ответа на вопрос можно использовать ребус.<Рисунок 8>
- Что нужно сделать, чтобы товар пользовался спросом? (Разрекламировать его).<Рисунок 9>
- Зачем нужна реклама? (Привлечь покупателя, чтобы узнали о товаре)
- Придумайте к своей полумаске название и рекламу к ней.
Зачитывается план работы.
План
|
- Приступаем к работе. Я уверена, что у вас все получиться.
V. Практическая работа.
В процессе выполнения учитель осуществляет контроль за правильностью и качеством выполнения работ. При необходимости оказывает помощь, которая выражается в пояснении, напоминании, конкретизации фактов.
В конце практической работы учитель может надеть на себя маску и прочитать рекламную фразу, этим дать импульс детям для создания своей рекламной фразы.
Моя маска лучше всех
Вызывает в классе смех.
- Вы сейчас улыбнулись – вот и еще одно назначение маски.
VI. Презентация изделий.
Самооценочная и оценочная деятельность учащихся осуществляется с опорой на алгоритм.
- Кто хочет рассказать о своей полумаске, зачитать рекламные фразы к ней?
Алгоритм
|
Одноклассники отмечают лучшие и оригинальные находки в оформлении полумаски.
VII. Подведение итогов.
Обыгрывание масок.
- Давайте поиграем. Наденьте полумаски, покажите друг другу (Звучит музыка).
- На лесной полянке росли цветы (выходят дети в полумасках цветов). Все они были очень красивы, казалось, они улыбаются каждому. Поэтому посмотреть на них прилетали бабочки (выходят дети в полумасках бабочек), и даже из леса прилетел ворон. Наступает ночь. На небе появляются яркие звезды. Выходит звездочет. И всем предсказывает веселый Новый год.
- Поздравьте друг друга с Новым годом.
Наступает Новый год.
Что он людям принесет?
У каждого, кто трудится,
Кто честен, добр и смел,
Пускай желанье сбудется,
Чего б он не хотел.