Интегрирование предметов: математика и окружающий мир.
Тема: Как живут растения? Счёт в пределах 9.
Цель: закрепить навыки счёта в пределах 9; сформировать представления детей о свойствах лекарственных растений; развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: рисунки лекарственных растений (мяты, липы, подорожника, ромашки аптечной, берёзы, лука, чеснока); лист бумаги с заданиями.
Ход занятия:
- Сегодня мы совершим путешествие по миру Лекарственных растений. Оно поможет нам поближе познакомиться с травами, деревьями, цветами, которые верой и правдой служат человеку многие века. А начнём мы с разминки. Она посвящена лекарственным растениям. ( Учитель загадывает загадки, дети, поднимая руки, отвечают.)
- Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. Крапива
- Золотая середина и лучи идут кругом.
Это, может быть, картина –
Солнце в небе голубом? Ромашка
- Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной. Берёза
- Тонкий стебель у дорожки, на конце его –
серёжки.
На земле лежат листки – маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг, лечит раны ног и рук. Подорожник
- На него подуй слегка, был цветок – и нет цветка. Одуванчик
- А что вы знаете об этих растениях как лекарственных?
Дети читают о лекарственных растениях.
Крапива. Выводит лишнюю жидкость из организма, очищает кровь, улучшает пищеварение, снижает кровяное давление.
Ромашка. Противовоспалительное средство. Чай из неё помогает при простуде, болях в желудке. Восстанавливает аппетит.
Берёза. Отхаркивающее и витаминное средство. Заживляет раны. Используется при болезнях почек.
Ландыш. Используется при лечении сердечных заболеваний.
Подорожник. Останавливает кровотечение. Листья и сок используются при ушибах и порезах, воспалениях и ожогах, свежих мозолях и укусах насекомых.
Ель. Используется при лечении заболеваний органов дыхания и сердца.
Василёк. Лечит почки и сердце.
Одуванчик. Придаёт силы, снимает усталость, улучшает пищеварение, лечит печень, желудок.
- Много полезных сведений рассказали нам ребята. Какие же свойства имеют все эти растения? Скажите одним словом. А почему?
- А теперь давайте выберем маршрут нашего путешествия. Перед вами схема сказочного леса, где растут Лекарственные растения. Даны названия различных уголков, а под ними – примеры. Нужно определить путь движения. Для этого необходимо решить примеры, а ответы записать в порядке возрастания. Начнём с решения примеров. Ответы запишите на 1 строчке клеток. Записываем через клетку.
) На 3 строчке запишите ответы в порядке возрастания. Что это значит? (Взаимопроверка, затем сверяют ответы на экране телевизора. У кого всё правильно, поднимают зелёный сигнал светофорика. Если есть ошибки, то – красный.)
- Итак, наше путешествие начинается с Липовой Аллеи. Что такое аллея? Вспомните, какой аромат издают душистые цветки липы во время цветения. Недаром же они так привлекают пчёл, которые дают нам липовый мёд. (Рисунок липы.)
Липа – средство от простуды,
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет,
Но полезней чая нет.
При ангинах и простудах
Пьют целебный липы чай.
Говорят, когда болеют:
“Ну-ка, липа, выручай!”
- Приготовьте руки для пальчиковой гимнастики.
Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит.
Он их просто клювом лечит.
- Давайте на память об этом чудесном дереве сделаем его изображение по клеточкам. Отсчитайте вниз от последней написанной строчки 10 к. На 11 от начала на 10-й в нижнем левом уголке поставьте точку. Проведите линию на
1 к. вверх наискосок слева направо;
3 к. вверх;
1 к. вниз наискосок справа налево;
1 к. вверх;
1 к. влево;
1 к. вверх;
1 к. вверх наискосок справа налево;
1 к. вверх наискосок слева направо;
1 к. вправо;
1 к. вверх наискосок слева направо;
1 к. вправо;
1 к. вниз наискосок слева направо… Закончите рисунок. (Проверка на экране телевизора)
- И вот мы подходим к опушке Лука и Чеснока. (Рисунки лука и чеснока) Неслучайно эта опушка носит имя сразу двух растений, ведь лук и чеснок имеют много общего и оказывают неоценимую услугу здоровью человека.
В них не только фитонциды,
Что микробам так страшны,
Они содержат витамины,
Что, бесспорно, всем нужны.
И поэтому, чтоб реже
Приходилось вам болеть,
В каждом доме лук, чеснок
Круглый год должны иметь.
Тот, кто с ними крепко дружит,
Никогда не занедужит.
- И все-таки эти растения трудно перепутать. Отгадайте загадки и объясните, какие признаки указали вам, где лук, а где – чеснок.
В десять одёжек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовёшь,
Сам не заметишь, как слёзы прольёшь.
Лук
Вырастает он в земле, убирается к зиме.
Головой на шар похож. Если только пожуёшь
Маленькую дольку, будет запах донимать
Очень-очень долго.
Чеснок
- Как мы отличим лук от чеснока? (Ответы детей)
- В народе говорят: “Лук семь недугов лечит”, “Чеснок – луку брат”.
- Внимание! Мы двигаемся по лесной тропе (Рисунок подорожника) и по обеим её сторонам видим много подорожников.
Путника друг, подорожник,
Скромный, невзрачный листок,
Он на порезанный палец
Влажной заплаткою лёг.
Многим из нас невдомёк,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.
- Как вы думаете, где же растёт подорожник? (Ответы детей)
- Обратите внимание, как точно название указывает, где растёт эта трава: “подорожник”, значит, по дорогам, т.е. вдоль дорог.
ФИЗМИНУТКА
По дорожке.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке,
(Подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(Подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим, до лужайки добежим.
(Бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
(Прыжки на месте на обеих ногах)
- А вот и Мятная лужайка. (Рисунок мяты)
В доме много аромата,
Если в доме сохнет мята.
Мятная лепёшка,
Настоя мяты ложка –
Нету больше тошноты,
Нету в горле хрипоты.
Валидол, зубная паста –
Всюду мята, мята, мята!
Собираем не напрасно
Эту травушку, ребята!
- Давайте на Мятной лужайке немного отдохнём, расслабимся и пофантазируем. Закройте глаза, устройтесь поудобнее. (Звучит тихая музыка). А теперь представьте себе: “…Сейчас утро. Ты просыпаешься в привычное для себя время и вдруг обнаруживаешь, что ты превратился в чудесный цветок – ромашку. У тебя ярко-жёлтая сердцевина и много-много белоснежных лепестков, высокий стебелёк с узкими зелёными листьями. Рядом с тобой – твои братишки и сестрёнки. Их легко покачивает ветерок. От них исходит приятный аромат. Вдохни его…
И снова превращение. Теперь ты – воздушный шар, круглый, голубой, с рисунком. Рассмотри повнимательней рисунок: на нём изображена весёлая рожица. Тебя отпустили на волю, и ты летишь, послушный ветру, задевая лёгкие облака, и глядишь сверху вниз на землю. А сейчас ты можешь потянуться и почувствовать, как свободно твоё тело. Глубоко вздохни. Возвращайся назад в класс и открывай глаза”.
-И вот уже перед нами Ромашковая поляна. (Рисунок ромашки). Знаете ли вы, ребята, что существует несколько видов ромашки? Но лекарственной считается только ромашка аптечная. Как отличить её от других? Очень просто. Жёлтая сердцевинка у неё выпуклая и внутри пустая, растение имеет приятный ромашковый запах, который у других видов, как правило, отсутствует.
Всех цветов не сосчитать.
Есть аптечная ромашка.
Про ромашку надо знать.
Белый крошечный цветочек –
Для припарок, для примочек.
Если воспаление,
Отвар – успокоение.
- А теперь выполните задание. У вас на листах есть рисунок ромашек. Найдите закономерность и продолжите логический ряд, т.е. какие рисунки должны быть нарисованы дальше.
Проверка на экране телевизора, объяснение детей.
- Наше путешествие заканчивается в Берёзовом тупике. (Рисунок берёзы). Красавицей русских лесов называют берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Берёза – символ и гордость русского народа. Из почек берёзы приготавливают лекарства. Из ветвей делают мётлы и веники. Из бересты мастерят туески, лукошки. Берёзовые дрова – лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, уксус.
Настои, отвары берёзовых почек
Помогут тебе непременно, дружочек,
Если вдруг почки твои заболят,
А надо – и раны они заживят.
Из листьев отвар – витаминное средство.
Целебность берёзы запомни ты с детства!
- Берёзу невозможно спутать с другим деревом из-за её белого ствола. Как вы думаете, с какими бы словами она обратилась к человеку, идущему в лес с топором в руках? (Ответы детей)
Не руби берёзы белой,
Не губи глуши лесной!
Не губи и зла не делай!
А особенно весной!
- Почему, ребята, весной нельзя губить берёзу? (Ответы детей)
- Лес нуждается в защите человека от человека.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа.
Давайте же всегда её беречь!
Итог занятия.
- Наше путешествие по сказочному лесу с Лекарственными растениями закончилось.
Какие растения нам встретились на пути?
Почему наши растения называются так – Лекарственные растения?
Как же вы будете относиться к природе?
- Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали. На этом наше занятие закончено.