Цель: дать учащимся возможность убедиться в том, насколько развиты их лингвистические способности и над чем им необходимо работать.
Задачи: продемонстрировать учащимся уровень их лингвистических способностей; развивать умение самоанализа и самооценки, способности к творческой работе над собой.
Оформление:
1. Название игры крупными буквами на стене.
2. “Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворить свои желания, а в том, чтобы их иметь” (М.Зощенко).
Ход игры.
Ведущий. Добрый день, мои дорогие умники и умницы! Я приветствую вас в нашем интеллектуальном казино.
Наше казино – это то самое место, где каждый, кто честен, смел и безызвестен, может заработать деньги не как-нибудь, а своим собственным умом. Сегодня вы имеете возможность проявить себя, показать свою уникальность и неповторимость, имеете возможность убедиться еще раз в том, что интеллект, данный вам родными и природой, – великое достояние и благо, которое надо развивать и совершенствовать.
Деньги, которые находятся у нас в казино, особенные. Это банкноты достоинством в “один ум”… Помните? Как говорится: один ум хорошо, а два лучше. А их у вас, дорогие игроки, “умов” сегодня будет ровно по 10 у каждой команды. Причем, в течение игры вы сможете как увеличить свое “умственное состояние”, так и стать банкротом, потеряв все свои таланты. В игре вас ждут вопросы из таких наук, как русский язык и литература.
Правила игры таковы. Каждая команда по очереди выбирает по своему желанию один из секторов, расположенных на игровом поле. Их у нас сегодня 12: сектор “Орфография”, “Из истории русского языка”, “Черный ящик”, “Фразеология”, “В стране грамматики”, два сектора “Музыкальная пауза”, “Из истории слов и наименований”, можете воспользоваться сектором “Помощь зрителей”, “Лексика”, “Литература”, ну а если вы захотите отдохнуть, вы можете выбрать “Сектор отдыха”, и вместо вас будут играть зрители. Если вы правильно отвечаете на вопрос, ваша ставка удваивается. Если вы ошибаетесь – и тогда не отчаивайтесь – ваши “умы” пополнят кассу нашего веселого казино. Вопросы будут разные. Иногда будут даваться варианты ответов – и вы поднимаете одну из карточек, которые есть у каждой команды. Иногда придется давать устный ответ. В каждом секторе по три вопроса. Первой будет отвечать та команда, которая успеет поднять первой сигнальную карточку.
В нашей игре принимают участие 9 команд: команда 8 “А” класса (зрители приветствуют команды аплодисментами) и т.д.
Мы предоставляем право первыми выбрать сектор самым младшим нашим участникам – команде 8 “А” класса.
Вопросы по секторам.
Сектор “Орфография” (ставка – 1 ум)
1. В каком случае в корне пишется буква И?
А) соч_тать полезное с приятным;
Б) пот_рать руки;
В) заб_лить стенку;
Г) расст_лить карту.
2. Определите, какие слова надо писать через дефис:
А) пол(яблока);
Б) пол(дивана);
В) глухо(немой);
Г) долго(играющий).
3. Найдите слово, в котором надо писать Н:
А) семистру_ая гитара;
Б) безветре_ая погода;
В) карти_ый зал;
Г) овся_ый кисель.
Сектор “Из истории русского языка” (ставка – 1 ум)
1. Кто был создателем первого русского алфавита?
А) Кирилл и Мефодий;
Б) Борис и Глеб;
В) Афанасий Никитин;
Г) Минин и Пожарский.
2. Какая буква самая молодая в русском алфавите? Известен ее создатель, у нее есть день рождения и в 2007 году ей исполнится 210 лет.
А) ъ;
Б) я;
В) ф;
Г) е.
3. Почему для названия совокупности букв в нашем языке существует два слова: алфавит и азбука? Откуда произошли эти слова? (Из названия первых букв: в русском языке “аз” и “буки”, в греческом – “альфа” и “вита”).
Сектор “Черный ящик” (ставка – 3 ума)
- А теперь – черный ящик, господа! Если вы установите, что связывает все эти предметы, то ответите на вопрос, что находится в черном ящике.
(Слова: кисель, гусь, рыба, хлеб, ложка, трава – седьмая вода на киселе; как с гуся вода; как рыба в воде; сидеть на хлебе и воде; в ложке воды утонуть; тише воды, ниже травы) В черном ящике находится бутылка воды.
Сектор “Фразеология” (ставка 0- 1 ум)
1. Что означает выражение “ум за разум заходит”?
А) человек устал и не соображает;
Б) много думает;
В) мечтает.
2. Когда употребляется выражение “чучело гороховое”? Что оно обозначает?
(Так говорят о человеке, несуразно и безвкусно одетом, вызывающем своей одеждой насмешки. Исстари этим выражением называли пугала, устанавливаемые на гороховых полях для отпугивания птиц.)
3.Что означает фраза “дамоклов меч”? (угроза)
Сектор “В стране грамматики” (ставка – 2 ума)
1. Помогите восстановить загадочную надпись:
_о_ _о _о_а_о_а_ь!
(Добро пожаловать!)
2. Найдите неправильную форму Р.п. мн. ч
А) чулок;
Б) носок;
В) ботинок;
Г) помидоров.
3. Попробуйте организовать разрозненные буквы в хорошо знакомые слова:
А) ТИВОНКР (вторник)
Б) КАРАМЕЛ (реклама)
Сектор “Музыкальная пауза” (ставка – 3 ума)
- Инсценирование эпизода из повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка” (сцена разговора в парке императрицы и Маши Мироновой) – необходимо отгадать, откуда этот отрывок и кто его автор.
- Звучит песня на слова С.Есенина – отгадать автора слов и название.
Сектор “Из истории слов и наименований” (ставка – 1 ум)
1. Что в переводе с греческого означает слово Александр? (защитник)
2. Раньше знаки препинания носили другие названия. Например, ! – удивительный,; – полуточие, – молчанка, пересекательный знак. Как называлась запятая?
А) вдохновение;
Б) отдохновение;
В) затемнение;
Г) преступление.
3. В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10000. Сейчас у нас такого числительного нет, но когда мы хотим сказать о большом количестве, то нам приходит на помощь это слово. Какое? Найдите его в реплике Чацкого.
Когда в делах – я от веселий прячусь,
Когда дурачится – дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
(Грибоедов “Горе от ума”)
Сектор “Помощь зрителей” (ставка – 4 ума)
– В русском языке есть слова палиндромы или перевертыши, т.е. эти слова можно читать как слева направо, так и справа налево. Например: поп, потоп и т.д. Послушайте одну историю.
Возвращался с войны боец, шел по пыльной проселочной дороге, догнал старика. “Здравствуй, отец!” – поприветствовал его солдат. “Здравствуй и ты, только я для тебя, скорее, не отец, а тот, чье название как ни читай: справа налево или слева направо – одинаково получится. И имя у меня так же можно прочитать. Смекнул солдат, что старик загадал , и отвечает: “Я и сам таков, чье прозванье как ни крути, не ошибешься. Да и жена меня дома дожидается: как ни позови ее – откликнется”. Понравилась старику догадливость солдата. Спрашивает он служивого: “Путь-то, небось, у тебя долгий впереди. Где ночевать будешь? У меня рядом с домом есть такое, что, как ни скажи, прямо ли, наоборот ли, все одно – не изменится. Там и тебе места хватит”. “Благодарствуй, добрый человек, – говорит солдат, – домой спешу”. Расстались старик и боец довольные друг другом, смекалкой своей. Догадайтесь и вы, что имели в виду герои истории. (Дед, Тит, казак, Анна, шалаш).
Сектор “Лексика” (ставка – 1 ум)
1. Перечислите по порядку с помощью наречий 5 дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
2. Он в голове у несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез, на него бросают деньги и слова. Что это такое? (ветер в голове, ищи ветра в поле, бросать деньги на ветер)
3. Однажды группа школьников отправилась на экскурсию по Петербургу. Остановившись перед Зимним дворцом, экскурсовод сказал ребятам, что это здание построил зодчий Растрелли. Некоторые школьники не знали, что такое зодчий. И тогда экскурсовод объяснил им: “Зодчий, по-русски, значит архитектор” Верны ли пояснения экскурсовода?
(Экскурсовод был не прав. Архитектор заимствовано из греческого языка, в котором означает – строитель. Оно нам стало понятнее, чем устаревшее, но исконно русское слово ЗОДЧИЙ).
Сектор отдыха “Кот в мешке” (игра со зрителями).
– Кто мне скажет, что значит выражение “кот в мешке”? (получить неизвестное)
1. Он, по мнению педагогов, воспитателей, просто необходим, чтобы вдохновлять и поддерживать то, что в детях есть хорошего. Если вы называете этот предмет, он становится вашим (шоколадка).
2. Обычно с первого взгляда обладателя этой вещи все принимают за отличника. Что это? (Очки)
3. Это предмет, с помощью которого можно изготовить самые замечательные вещи, а можно даже убить одного страшного персонажа русских народных сказок. Что это? (Игла)
4. Это то, что указало путь-дорожку не только Ивану-царевичу, но и одному из мифических героев Древней Греции. Что это? (Клубок ниток).
5. Сегодня ты о них мечтал,
Их кто-то нынче потерял,
Без них тебе не обойтись?
Тогда отгадывай, крепись! (5 умов)
Сектор “Литература” (ставка – 3 ума)
1. Кто из литературных героев делал змея из географической карты? (Петр Гринев из “Капитанской дочки” Пушкина).
2. В содружестве каких художников было написано полотно на сюжет стихотворения Пушкина “К морю”? (Репин, Айвазовский)
3. О ком и о чем идет речь? Из какого это произведения?
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на Дыбы?
(О Петре 1 и памятнике “Медный всадник” из поэмы
Пушкина “Медный всадник”)
4. Кто из русских классиков родился в 1799 году?
А) Гоголь;
Б) Лермонтов;
В) Пушкин.
5. Кто подарил Пушкину свой портрет с надписью “Победителю-ученику от побежденного учителя”. (Жуковский в 1820 году по окончании поэмы “Руслан и Людмила”).
Ведущий. Ну что, дорогие друзья, наши вопросы подошли к концу. Теперь предстоит подвести итоги, подсчитать, у кого больше умов, и наградить победителей. Слово предоставляется нашим банкирам.
(Награждение победителей).