Цели:
1. Способствовать более прочному и
сознательному усвоению изученного на уроке
материала.
2. Развивать речь детей; осваивать звукобуквенный
анализ слов.
3. Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: магнитофон; записи песен “Учат в школе” слова М. Пляцковского, музыка В.Шаинского, “А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер” музыка М. Дунаевского, “Если с другом вышел в путь” музыка В. Шаинского; изображение корабля; бумажные стилизованные бескозырки; мягкие игрушки (или рисунки) “огромного кота”, “маленького кита”; таблички с печатными и прописными буквами Я, У, П, И, Ш, Е, Щ, Ц, Л, Г, Н, Т, и знаками препинания.
Ход занятия.
Звучит музыка “Учат в школе”. Появляются знаки препинания: восклицательный знак и вопросительный знак, точка (ученики 2 – 3 классов).
- Здравствуйте! Мы знаки препинания. – (Говорят хором).
- Ах, какая неприятность, ох, какое огорчение! – (громко кричит Восклицательный знак).
- В городе “Буквозвукоград” поссорились буквы. Горькими слезами заливается буква Ш. – (грустно говорит Точка).
- Плачет, рыдает, не успокаивается! – (громко говорит Восклицательный знак, заламывая в отчаянии руки).
- К городу не подойти, море слёз на пути. – (Вторит Точка, разводя в недоумении руки).
- Хотите узнать, что случилось у нас? – (с мрачной таинственностью вопрошает Вопросительный знак, поднимая указательный палец вверх).
- Пускайтесь в плавание сей же час! – (настаивает Восклицательный знак, сопровождая речь утвердительным жестом).
- Букву утешьте и всех помирите. – (Просит Точка, протягивая руки к слушателям).
- Плывите скорее, плывите… - (громко хором говорят знаки препинания).
Учитель:
- Нужно помочь жителям города “Буквозвукоград”. Корабль на рейде. (Появляется изображение парусника).
Артикуляционная гимнастика: (читает учитель).
Цель: Учим детей чётко произносить звуки, развиваем артикуляционный аппарат и фонематический слух.
Дети, вы слышали о корабле,
Самом прекрасном на всей земле?
Этот корабль называется так:
“Сангл – бангл – тингл – таг”.
Спешите, спешите, узнать поскорей
Строгий приказ министерства морей:
“Матросом на борт принимается тот,
Кто быстро название произнесёт”.
Ребята ! Внимание! Каждый из вас
Может попробовать хоть сейчас.
Только учтите: совсем не пустяк
Сказать без запинки
Санглбанглтинглтаг”. (Д.Радович)
Дети произносят слово “санглбанглтинглтаг”, им (как поощрение) раздаются бумажные стилизованные бескозырки.
Учитель:
- Отправляемся в путешествие. Нас ждут жители города “Буквозвукоград”. (Звучит музыка М. Дунаевского “А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер”. Дети выполняют несложные ритмичные движения под руководством Знаков Препинания.)
Учитель:
- Чтобы в дороге время прошло быстро, послушаем забавную историю, которая произошла с заблудившимися в словах звуками.
Инсценировка сказки учениками, играющими роль знаков препинания. В руках у них мягкие игрушка (либо изображения персонажей) “огромного кота” и “маленького кита”. Дети читают стихотворение по ролям, сопровождая чтение, подчёркнуто выразительной мимикой, жестом.
Цель: Развиваем эмоциональную выразительность речи, мышление; тренируем память.
… Вот что сказка говорит:
Жили – были КОТ и КИТ
КОТ огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал. КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел.
Как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит КИТ:
ночью бродит,
Днём храпит.
КОТ плывёт по океану,
КИТ из блюдца ест сметану.
Ловит КИТ мышей на суше.
КОТ на море бьёт баклуши!
КИТ царапался, кусался…
Добрый КОТ ни с кем не дрался…
КИТ любил залезть повыше.
Ночью песни пел на крыше.
Позовёшь его: “Ким – кис!”
Он охотно спрыгнет вниз…
Разбирались целый год,
Кто тут КИТ и где тут КОТ.
Обсуждали, не спешили
И в конце концов решили:
В этой сказке нет порядка.
В неё ошибка, опечатка:
Кто – то против всяких правил
В сказке буквы не расставил.
Переправил КИТ на КОТ,
“КОТ” на “КИТ”, наоборот!? (Б, Заходер)
- Ребята, сможете исправить ошибки? (Учитель ещё раз читает сказку, дети хором исправляют называя нужные слова. Знаки хвалят детей.)
Учитель:
- Время пробежало незаметно! Мы пробыли в порт назначения: город “Буквозвукоград”. Нас встречают жители.
Роль жителей города играют ученики 2 – 3 классов. У них на груди и спине таблички с печатными и прописными буквами:Я,У,П,И,Ш,Щ,Е,Ц,Л,Г,Н,Т. (Они ссорятся между собой)
Учитель:
- Здравствуйте.
Буквы здороваются с учителем и детьми.
Учитель:
- А что случилось? Я вижу, что вы чем – то огорчены.
Буквы:
- В тетради, в домашней работе должно быть в строчке нас только трое. Прокралась ошибка в работу, в тетрадь. Надо исправить, а как? Мы поссорились, не знаем кто лишний.
Учитель:
- Это не беда, ссорится не нужно! Мои ученики смогут вам помочь. Ребята, внимательно посмотрите на буквы: какая из четырёх букв не подходит к остальным и почему?
Я У П И (буква П – согласная)
Ш Щ Е Ц (буква Е – гласная)
Л Н Г Т (буква Т, так как обозначает глухой согласный звук)
Буквы благодарят детей за правильно выполненную работу. Танцуют весёлый танец. Приглашают детей в круг и разучивают с ними несложные танцевальные движения. Ученик, исполняющий роль буквы Ш, не танцует, не улыбается. Незаметно отходит в сторонку. Грустит, всхлипывает.
Физминутка: Весёлый танец.
Учитель:
- Уважаемые буквы, спасибо за танец. Почему не танцевала буква Ш.
Может у неё болит нога?
-Я, я расскажу – (закричала буква Я) – почему плачет буква Ш!
Инсценировка (рассказывает эмоционально ученик, исполняющий роль буквы Я. Ученики, исполняющие роль букв Ш, Щ, Ж показывают пантомиму.)
Инсценировка: “Почему плачет буква Ш?”
Как-то расхвасталась буква Ш: “Вот какая я широкая! Просто шик! Такой широченной буквы больше нет.” “А вот и неправда!” - закричали буквы Щ, Ж. Огорчилась буква Ш, заплакала. Как ей помочь? Чем успокоить? Не знаем. (Буквы утешают букву Ш)
Звучит музыкальная фраза из песни В.Шаинского “Если с другом вышел в путь, веселеё дорога! Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много…”
Учитель:
Мы сможем вам помочь. Ребята, у меня есть идея! Посмотрим на письменную букву Ш. элементы каких букв похожи на букву Ш? (Дети называют буквы.) А с какой буквой буква Ш казалась бы широкой - широкой? (С письменной буквой И). Значит ШИ нужно писать всегда с …И!
- Не плачь. (Учитель обращается к букве Ш). Ты будешь широкой - преширокой в некоторых словах. Вот что мы придумали: письменная буква И похожа на часть буквы Ш. (показывает таблички с письменными буквами Ш и И). Дети в сочетаниях ШИ будут всегда писать И!
-Ура, ура! – (обрадовалась буква Ш, заулыбалась).
-А много ли таких слов? – (спрашивает).
Цель: Развиваем умение правильно писать слова с сочетанием ШИ.
Учитель:
-Ребята, подберите слова с сочетанием ШИ. Ну-ка, кто больше? (Дети записывают слова или называют устно. Дарят записанные слова букве Ш).
Буква Ш:
-Ребята, вы не забудете ШИ писать с буквой И?
Учитель:
-Все помирились, успокоились можно и поиграть.Игра называется “Один звук, марш” (Учим детей преобразовывать слова, изменяя один звук.)
Из каждого слова исключить по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть- гость.
Лев, уточка, столб, щель, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, смех, олень, клещ, мель, снаряд, краска, беда, экран.
- Пора возвращаться. Все на корабль. (Дети хором говорят слова “синглбанглтинглтаг”) Что запомнилось в путешествии? О каком обещании вы должны помнить?
ШИ всегда пиши с буквой И!