Конфликтная ситуация и пути ее решения

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: адекватное поведение в конфликтной ситуации, выбор эффективной стратегии поведения в конфликте.

Задачи:

  • Систематизация теоретических знаний о конфликте;
  • Научиться искать пути сотрудничества, видеть «плюсы» среди «минусов»;
  • Развитие способности успешно действовать в конфликтных ситуациях и регулировать их.
  • Повышение креативности мышления участников при решении конфликтной ситуации;
  • Способствовать осознанию мотивов своей деятельности
  • Развитие коммуникативной культуры

Участники: педагогический коллектив

Продолжительность: 40-50 мин.

Подготовительная работа:

  • Провести диагностику стилей поведения в конфликтной ситуации у педагогов школы;
  • Подготовка презентации семинара на тему: «Конфликтная ситуация и пути ее решения».

Ход работы

Организационный момент 1 мин
Разминка «Ассоциация» 3 мин
Упражнение с бумагой 3 мин
Информационное сообщение «Что такое конфликт» 2 мин
Упражнение «Увольнение» 10 мин
Информационное сообщение «Стили стратегий поведения в конфликте» 6 мин
Проигрывание ситуации 10 мин
Информационное сообщение «Методы урегулирования конфликтов» 10 мин
Заключение. Рефлексия «Мне сегодня…» 3 мин

Материалы: бумага, ручки, мультимедиа система

Содержание работы:

(Приложение 1. Слайд 1)

Ведущий (вступительное слово):

Здравствуйте! Наша с вами сегодняшняя встреча посвящена конфликтным ситуациям, с которыми сталкивался каждый из вас.

(Приложение 1. Слайд 2)

И именно сегодня мы должны научиться выбрать эффективную стратегию поведения в конфликтной ситуации.

(Приложение 1. Слайд 3).

А в качестве задач мы определили:

  • Знакомство с теорией конфликта
  • Помочь осознать выгоду от сотрудничества при выполнении групповой работы
  • Помочь научиться искать пути сотрудничества, видеть «плюсы» среди «минусов»
  • Развитие способности успешно действовать в конфликтных ситуациях и регулировать их.
  • Повышение креативности мышления участников
  • Способствовать осознанию мотивов своей деятельности
  • Формирование и развитие коммуникативной культуры.

Разминка «Ассоциация».

Давайте вместе с вами сейчас попробуем определить, что такое конфликт? Как вы его понимаете, буквально по одному слову от каждого участника.

Ответы участников: Конфликт – разногласия, спор, столкновение, ссора.

Ведущий:

Конечно, каждый ответ правильный. Но ведь эти разногласия откуда-то появляются.

Давайте с вами возьмем листок бумаги, который лежит перед вами, сверните его, пожалуйста, пополам, еще раз пополам. Оторвите левый угол, теперь правый. Разверните. Похожи ли наши произведения?

Ответы участников: нет.

Мораль данного эксперимента такова: в процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.

Информационное сообщение «Что такое конфликт»

Ведущий:

Вот вам и конфликт с основной его причиной. Как причина разных результатов на бумаге, так и причина конфликтов – разница в точках зрения и выполнении инструкций.

Вот и у нас получились разные точки зрения и пути достижения цели.

(Приложение 1. Слайд 4)

Таким образом, конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, а также способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, точек зрения и интересов. Необходимо подчеркнуть, что это нормальное проявление связей и отношений.

Упражнение «Увольнение».

Цель: умение отстаивать себя и свое мнение, не в ущерб собеседнику.

Ведущий:

Я попрошу вас объединиться в микрогруппы по 4-5 человек.

Сейчас мы с вами попробуем отстоять свою точку зрения, но так чтобы не обидеть и не задеть взглядов и мнений другого человека.

(Приложение 1. Слайд 5)

Внимательно послушайте инструкцию: вы являетесь сотрудником малого предприятия. В связи с тяжелой экономической и социальной ситуацией, сложившейся на предприятии необходимо уволить трех человек. Другие варианты неоднократно рассматривались, они не подходят. Выход один – увольнение трех сотрудников. Это может спасти ситуацию. Кто будет этими людьми? Какими критериями вы будете руководствоваться? Решить надо самостоятельно. Какой процедурой воспользоваться это ваше право. Категорически запрещается бросать жребий. При этом учтите, что законы, принятые в современном обществе не действуют в этой игре. Все работники профессионально равны и находятся на идентичных должностях:

  1. Беременная одинокая девушка, 25 лет, 2 года на предприятии, 5 крупных контрактов за последние полгода.
  2. Мужчина, 57 лет, крепкий профессионал, стаж работы на предприятии – 35 лет.
  3. Женщина, 33 лет, стаж- 10 лет, преданна делу, содержит престарелых родителей.
  4. Молодой человек, 23 года, блестящее образование, предприятие заплатило за него хэдхантерам 20 000 долларов.
  5. Мужчина, 40 лет, хороший надежный работник, семья, больной сын, половина заработной платы уходит на медикаменты.
  6. Мужчина, 30 лет, отличный работник, ингуш, был заложником в Беслане.
  7. Женщина, 37 лет, родственница мэра, лоббирует интересы предприятия

Время работы – 6 минут.

А теперь давайте обсудим ваши решения «об увольнении» (примерные вопросы):

  1. Какая процедура определения кандидата на увольнение?
  2. Какими критериями Вы руководствуетесь?
  3. Как чувствовали себя те, кто увольнял?
  4. Одинаково ли было поведение всех участников группы?

Как я сам не похож на других, так и мое поведение не похоже на поведение других людей.

Информационное сообщение «Стили стратегий поведения в конфликте»

Цель: умение осознавать ситуацию как конфликтную, выбор эффективной стратегий поведения в конфликте.

Каждый из вас использовал определенную стратегию поведения при увольнении сотрудника. Давайте рассмотрим эти стратегии. В конфликте их существует 5.

  • Доминирование – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. (Приложение 1. Слайд 6.)
  • Компромисс – умение уступить в интересах улучшения взаимоотношений. (Приложение 1. Слайд 7.)
  • Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого. (Приложение 1. Слайд 8)
  • Избегание – отсутствие стремления к кооперации, отсутствие тенденций к достижению собственных целей. (Приложение 1. Слайд 9)
  • Сотрудничество – альтернативный способ принятия решения, учтены интересы обоих сторон. (Приложение 1. Слайд 10)

Давайте теперь посмотрим, какую оптимальную стратегию поведения в конфликте вы выбрали для себя? (Приложение 1. Слайд 11)

Доминирование – 7,4%

Компромисс – 23,7%

Приспособление –22,7 %.

Избегают конфликтных ситуаций и возможностей их решения – 25,3 % педагогов.

Сотрудничество – 21 %.

Нет однозначно плохих или хороших стратегий, каждая из них может быть хороша для конкретной ситуации. А реальной жизни, какой стратегии поведения придерживаетесь вы? Вот сейчас мы это и попробуем.

Ответы участников.

Проигрывание стратегий поведения в конфликтной ситуации.

Цель: развитие креативности поведения в конфликтных ситуациях.

Ведущий:

Вам будет предложена конфликтная ситуация, а вы должны постараться ее решить.

Ситуация: вы – классный руководитель 7 класса. Учитель истории вызывает вас в класс, так как внешний вид учащихся вашего класса не соответствует деловому стилю в одежде. Ваши действия….

На обдумывание вам дается – 2 мин.

Вопросы:

Комфортно ли вы себя чувствовали, используя данную стратегию поведения? Почему?

Ведущий:

И на последок давайте с вами обсудим, что мы получили в результате данного семинара?

Рефлексия «Мне сейчас….»

Цель: установление обратной связи, анализ информации, опыта, полученных в группе.

Ведущий:

Каждый из вас должен завершить фразу: «Мне сейчас…».

(Приложение 1. Слайд 12)

Подведение итогов занятия.

Список литературы:

  1. Васильев Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб.: Речь, 2003.
  2. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними // Школьный психолог.2004. № 40.
  3. Титкова Л. Индекс конфликтности малой группы // Журнал прикладной психологии. 2002. № 4 – 5.
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: В 4 томах. М., 2001.