Программа "погружения" в школьную жизнь "Школьный росточек"

Разделы: Работа с дошкольниками


ЗАНЯТИЕ №1

Цель:

  • Знакомство детей с правилами поведения в школе.

  • Задачи:

    1. Формирование у детей отношения друг к другу как к целостной группе – «классу»

    2. Знакомство детей с такими правилами поведения в школе, как «не разговаривать на уроках друг с другом, если это не связано с выполнением задания», «не кричать с места, даже если знаешь правильный ответ», «не подсказывать», «поднимать руку, если хочешь ответить на вопрос или хочешь о чём-то спросить»

    3. Создание доброжелательной атмосферы в классе.

    Материалы к занятию:

    •  Знаки, напоминающие о правилах поведения в школе

    •  Листы плотной белой бумаги

    •  карандаши или краски,

    •  запись спокойной музыки.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы с вами начинаем большую игру «ШКОЛА». На наших занятиях (уроках) мы будем с вами играть и работать.

    Сигналом к началу урока будут такие слова, послушайте:

    - раз, два, три – слушай и смотри!

    - три, два, раз – мы начнём сейчас!

    Ребята, для того, чтобы наше занятие началось, давайте скажем эти слова вместе. Встаньте, пожалуйста, возле своих столов. Смотрите на меня и повторяйте движения, которые я буду показывать. Старайтесь повторять за мной слова, чтобы лучше их запомнить».

    Психолог еще раз произносит слова, служащие сигналом к началу занятия, сопровождая их следующими движениями:

    Раз, два, три (хлопает в ладоши З раза) — слушай (показывает руками на уши) и смотри (показывает руками на глаза)!

    Три, два, раз (хлопает в ладоши З раза) — мы начнем сейчас! (протягивает навстречу классу руки ладонями вверх).

    «Спасибо! Садитесь, пожалуйста, на свои места и посмотрите на меня».

    Назовите, пожалуйста, хором моё имя отчество! Молодцы. А сейчас вспомните своё отчество и на счёт «три» произнесите хором своё имя отчество. Как вас будут называть, когда вы станете взрослыми. (Психолог громко командует, дети выкрикивают своё мя отчество) Ой-ой-ой! …Вроде бы громко кричали, а я ни одного имени отчества не расслышала.

    Давайте попробуем по-другому. Если не получилось громко, давайте скажем шепотом (тихо командует, дети шепчут) Опять что-то не то… Никто не кричал, а все равно ничего не понятно. А вы услышали кого-то из товарищей? Тоже нет?

    Как вы думаете почему? (дети отвечают)

    Конечно, дело в том, что все мы говорили одновременно. Вместе работать хорошо, играть весело, петь всем вместе здорово, а вот отвечать плохо: когда все сразу говорят разные слова, то ничего не понятно. Вот мы и подошли к первому школьному правилу.

    Психолог «Ребята, вы обращали внимание на дорожные знаки? Они указывают водителям, где можно ездить, а где нельзя они говорят пешеходам, где нужно переходить дорогу

    Дорожные знаки помогают нам, они подсказывают правила поведения на дороге. Если не обращать на них внимания — быть беде! И в школе есть свои правила поведения! Они подсказывают, что можно делать, а что нельзя. Подскажите мне, чего нельзя делать на уроке? (Дети отвечают.) А как надо вести себя во время уроков? (Дети отвечают) Чтобы мы не забывали о правилах для учеников, школьных правилах, нам нужны свои знаки. Например, на уроке нельзя разговаривать друг с другом, иначе можно всё прослушать и ничего не узнать, поэтому в нашем классе будет висеть вот такой знак: (показывает знак 1). Мы с вами уже знаем, что когда все вместе кричат, ответов не слышно, поэтому о том, что нельзя кричать с места, даже если знаешь правильный ответ, нам будет напоминать такой знак (показывает знак 2) А можно подсказывать другим ребятам ответ, когда учитель спрашивает не вас? Конечно нет, если друг привыкнет к подсказкам, он разучится думать сам, а разве это помощь? О том, что в нашем классе нет места подсказкам, нам напомнит следующий знак (показывает знак 3) А что делать, если хочешь о чём-то спросить или ответить на вопрос? Конечно, для этого надо поднять руку и ждать пока учитель попросит ответить. Вот знак, который нам говорит об этом школьном правиле (показывает знак 4) Конечно, ребята это не все школьные правила, их много, и постепенно мы про них поговорим. А сегодня мы постараемся запомнить только несколько правил, но они очень важны, для того чтобы учиться в школе и чтобы в классе был порядок.

    Парта, это не кровать, и нельзя на ней лежать
    Ты сиди за партой стройно, и веди себя достойно
    Учитель спросит, надо встать, когда он сесть позволит – сядь
    Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.

    А сейчас послушайте историю, которая произошла в Лесной школе, у зверят-первоклассников. В самый первый школьный день учитель познакомил их с теми школьными правилами, о которых мы сегодня говорили (напомнить правила) Зверята слушали, слушали, головами кивали, мол, всё понятно, а на следующий день… Послушайте, что произошло на уроке в Лесной школе и постарайтесь заметить, какие правила зверята забыли. Кто заметить, поднимите руку, чтобы я видела. Готовы? Слушайте!

    УРОК В ЛЕСНОЙ ШКОЛЕ

    Утром зверята собрались в классе. Медвежонок сонно поглядывал вокруг, Зайка радостно подпрыгивал на месте, с нетерпением ожидая начала урока, Лисенок посматривал на зверят в классе и вспоминал, как кого зовут. Прозвенел звонок. Начался урок. В класс вошел Учитель, поздоровался со всеми и спросил: «Кто сегодня хочет помочь мне раздать книги?» Не успел он договорить, как зверята с мест повскакивили, руки до потолка тянут, и каждый кричит изо всех сил, чтобы его Учитель услышал: «Я хочу! Я помогу!» А Зайчонок и Лисенок даже к Учителю подбежали и вокруг него прыгают, чтобы он именно их заметил. Еле-еле успокоил своих «помощников» Учитель.

    Между тем урок продолжался. Учитель сказал, что приготовил для зверят загадки и попросил их внимательно слушать. А Медвежонок голову к Лисенку наклонил и слушает, как Лисенок ему шепчет, что он самые грибные места в лесу знает и после школы Медвежонку покажет, где белые грибы растут размером со стул.

    Учитель говорит: «Ну как, ушки на макушке? Слушайте загадку: «Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло — спать летит в дупло. Кто это? Медвежонок, как ты думаешь, кто это?» Встал Медвежонок, по сторонам оглядывается, понять ничего не может. «Кто это, как ты думаешь?» — опять Учитель спрашивает. «Это Лисенок», — отвечает Медвежонок первое, что в голову пришло, и никак понять не может, отчего все вокруг смеются. Попросил Учитель Медвежонка не отвлекаться, слушать внимательно и у Зайчонка спрашивает ответ. Зайчонок отгадать загадку никак не может и на друзей глазами косит, мол, помогите, подскажите. Жалко стало Белочке своего соседа по парте, она и давай ему нашептывать: «Со-ва. Со-ва». А Зайка ушками прядает, расслышать старается, да только никак слова не разберет, уж больно тихо Белочка говорит,

    «Ну, так что же, знаешь ты ответ?» — Учитель спрашивает. «Да. Это лиса», — сказал Зайчонок то, что он расслышал из Белочкиного бормотания. И опять рассмеялись зверята. Да только веселого в этой истории было немного, потому как не успели за урок зверята ни новому научиться, ни интересного ничего узнать. Почему так получилось? О каких школьных правилах они забыли?»

    (Психолог спрашивает нескольких учеников. Благодарит их за внимательность и предлагает перейти к следующему заданию.)

    Упражнение «Живые деревья»

    «Тех, кто может представить, вообразить то, чего на самом деле нет, называют фантазерами. Фантазер может представить, что он превратился в птицу, какое-нибудь животное или даже в какую-нибудь вещь - как настоящий волшебник! Мы с вами тоже немного пофантазируем. Давайте представим, что мы превращаемся в ...деревья. Кто в тонкую берёзку, кто - в могучий дуб, кто - в яблоньку… Подумайте, в какое дерево вы хотели бы превратиться... Встаньте и представьте, что вы деревья... Вот мы вытянули руки вверх, будто ветки... (Все движения учитель делает вместе с детьми). Тихонько подул ветер, наши ветки тихо колышутся... Вот ветер подул сильнее и наши пальцы, как листочки, задрожали на ветру. Ветер затихает, наши ветки чуть покачиваются, листочки чуть шелестят... Мы красивые, сильные деревья... Мы тянемся к солнышку, радуемся,- что выросли такими сильными и красивыми, машем листочками небу, облакам, солнечным лучам.… А теперь мы медленно опускаем руки и превращаемся снова в мальчиков и девочек, а настроение у нас остаётся лёгкое и радостное! Пожалуйста, садитесь на места».

    Чтобы хорошее весеннее радостное настроение всегда присутствовало на наших занятиях, давайте украсим нашу комнату маленькими золотистыми солнышками. Пусть каждый из вас нарисует солнышко, которое может согреть, развеселить и поднять настроение! и поместим его туда, куда вам захочется. Каждый раз, когда вы будете смотреть на своё солнышко, у вас будет прибавляться доброты и хорошего самочувствия.

    (Дети рисуют солнышки и приклеивают их в комнате)

    На первом занятии мы с вами хорошо поработали и даже поиграли и порисовали. А теперь мы закончим наше занятие, поблагодарив за него друг друга. Встретьтесь глазами с тем, кому вы хотите сказать «Спасибо», и молча кивните головой, поблагодарите глазами и кивком головы. (Психолог глазами по очереди встречается с несколькими детьми и благодарит их кивком головы)

    Всем спасибо за работу. До следующего занятия

    ЗАНЯТИЕ №2

    Цель:

  • Введение схемы времени

  • Задачи:

    1. Научить детей сопоставлять школьную и нешкольную формы поведения

    2. Научить детей работать во временным лучом и видеть временную протяжённость

    3. Научить детей овладеть средством организации своего поведения

    Материалы к занятию:

  •  Схемы времени уроков;

  •  схема времени дня школьника;

  •  картинки с изображением утренних дел школьника;

  •  бумажные полоски для схем времени;

  •  цветные карандаши.

  •  цветы из цветной бумаги

  • ХОД ЗАНЯТИЯ

    1. Психолог обращается к детям: «Вы на первом уроке учились или не учились? Сейчас узнаем? Кто запомнил отчество своего соседа?.. Я сразу вижу тех, кто чему-то научился на первом уроке: они подняли руку... Кто знает, как школьник обращается к учителю, когда хочет что-то сказать?..

    (ответы детей)

    А сейчас мы поговорим еще об одном отличии школьников от дошкольников. Кто знает, что это такое? (Показывает схему времени) Да, конечно, это ваш день, ваше время. На схеме отмечается время, когда вы встаете, начало уроков, конец уроков».

    2. Психолог:

    1) Подумайте какие три дела должен обязательно сделать школьник утром?

    Дети называют главные утренние дела, психолог помещает на оси времени картинки, обозначающие эти дела, в том порядке, в котором их называют. По картинкам психолог дает словесное описание утра школьника. Все вместе исправляют порядок картинок. При этом психолог обращает внимание только на знак 1. По правильному распорядку дня разыгрывается пантомима, в которой участвуют все дети.

    Психолог: «С кем ты делаешь каждое дело? Ты просыпаешься сам? Стелешь постель сам?..» Над осью времени появляются человечки — мама, папа и др., помогающие ребенку. Учитель настаивает на обязательности утреннего ритуала и предлагает каждому ребенку дома составить для себя аналогичный план сбора в школу, говорит о предпочтительности самостоятельных дел.

    ФИЗ-МИНУТКА:

    ЧАСТИ СУТОК

    Утром солнышко встаёт (руки вверх, в стороны)
    Деток завтракать зовёт (махи ладонями к себе)
    Днём ребята занимаются (имитируют письмо пальцем по ладони)
    И обедать собираются (гладят ладонью живот)
    Вечером играют (хлопки)
    Ужин ожидают (ходьба на месте)
    Ну, а ночью детвора (имитируют сон)
    Спит до самого утра.

    Психолог коротко сообщает о школьном времени, обозначая на схеме уроки красным цветом, а перемены — синим. Границы уроков и перемен отмечаются изображениями звонка (Эту работу лучше делать на доске, пользуясь мелками разного цвета).

    Психолог: На белой полоске цветными карандашами нарисовать план такого школьного дня, который вам нравится. Кто-то захочет, чтобы завтра были одни только уроки, и не было перемен. Он разукрасит все школьное время красным цветом. Кто-то захочет короткие уроки и длинные перемены. Он разукрасит маленькие красные полоски и длинные синие. Кто-то захочет, чтобы было два урока, кто-то — чтобы было десять уроков (дети самостоятельно делают задание и показывают всему классу).

    Итоги дня. Психолог обращается к детям:

    — Я знаю, как бы вы хотели завтра учиться. Завтра утром я вам предложу свой распорядок дня. Кто вам нужен на уроке? а на перемене? На уроке нужен только учитель или другие дети? Зачем?

    Психолог: Назовите четыре дела, которые дол жен делать школьник после школы (а дошкольник не должен).

    Выслушав ответы детей, называет главные дела после школы: убрать форму, сделать уроки, сложить портфель, кому-нибудь помочь.

    Итоги дня. Прощание. Психолог благодарит детей, выражает удовольствие от сегодняшней встречи и надежды на будущее. Не высказывает никаких опасений и мрачных прогнозов. Предлагает по кругу сказать одним-двумя словами, что сегодня понравилось детям больше всего.

    Психолог показывает книгу «Хроника». Объясняет, что в этой книге дети вместе с ним напишут и нарисуют историю своей школьной жизни. Авторами будут все, кто пожелает.

    Первое домашнее задание: продиктовать сегодня кому-нибудь из взрослых коротенький рассказ про самое главное событие первого школьного дня, что больше всего понравилось, что запомнилось. Можно нарисовать картинку. Все рассказы и рисунки будут завтра вклеены в книгу «Хроника».

    «А сейчас заполним первую страницу,— продолжает психолог.— Здесь будет букет цветов, который расцвел сегодня. Он такой, какое у вас сейчас настроение, чувства, мысли. Закройте глаза и представьте себе, какого цвета цветок сейчас расцветет. Пусть каждый возьмет цветок (раздаёт цветы из цветной бумаги) Потом мы приклеим все цветы, чтобы получился один общий букет, и посмотрим, какой он». Психолог собирает цветы и наклеивает на первой странице книги «Хроника» в форме букета цветов. Показывает детям: «Вот какой красивый наш первый день в школе (первый день, когда мы учились быть учениками,— для детского сада)!»

    ЗАНЯТИЕ №3

    Цель:

  • Осознание детьми своего нового статуса школьника
  • Задачи:

    1. Осознание детьми разницы между статусом школьника и дошкольника
    2. Формирование у детей реалистических представлений о правах и обязанностях школьника и дошкольника
    3. Закрепление знаний о правилах поведения в школе

    Материалы к занятию:

    мяч, Книга «Хроника», рисунок «4-й лишний»

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Психолог приветствует детей и предлагает начать занятие с уже знакомого им по первому дню стихотворения.

    «Ребята, вы готовы к нашему занятию? Тогда давайте дружно скажем слова, которыми мы начинаем занятие.

    Раз, два, три – слушай и смотри!

    Три, два, раз — мы начнем сейчас!

    Стихотворение сопровождается движениями (см. Занятие 1), которые психолог делает вместе с детьми.

    Психолог: «Садитесь на места и послушайте, кому я сегодня хочу пожелать доброго утра. Те, к кому я обращусь, покажите, что вы меня услышали, поднимите руку и помашите мне. Хорошо?

    Игра «Доброе утро».

    Слушайте.

    Доброго утра всем, кто пришел сегодня на наши занятия.

    Доброго утра всем, у кого в, одежде есть красный (или какой либо другой) цвет.

    Доброго утра всем, кто сегодня уже успел хоть один раз улыбнуться.

    Доброе утро всем, кто утром чистит зубы!

    Доброго утра всем, кто хочет знать, во что мы будем играть сегодня!

    Молодцы!

    Что же, тогда послушайте, какая будет следующая игра.

    Игра «Разыскивается…»

    «Представьте, что в нашем кабинете есть волшебное радио, которое передает сообщения о потерявшихся ребятах. Но вот, что интересно: все эти ребята находятся рядом с нами! Вам надо только внимательно посмотреть вокруг и найти того, о ком передают сообщение. Итак, внимание - внимание! Разыскивается мальчик. У него темные волосы, серые глаза; синий свитер, Кто же это? Кто догадался, поднимите руку и ждите, пока я вас спрошу».

    Если дети не могут угадать, психолог дает все более конкретное описание: с какой буквы начинается его имя, за каким столом он сидит и т.д., Если, угадывая, дети кричат с места, вскакивают и т.п., то важно напомнить правило поведения во время урока, показав на соответствующий знак. Таким образом, психолог «ищет» 5-6 детей, описывая их внешность, одежду, вещи, которые лежат перед ними. Желательны также «приметы-комплименты»: «У этой Девочки веселая улыбка. У этого мальчика очень сосредоточенный вид и т. д.».

    ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

    Сейчас мы посмотрим, кто из вас уже настоящий школьник, Поднимите руку те, кто принёс сегодня домашнее задание? Покажите и расскажите, что вы написали или нарисовали? (дети рассказывают)

    Все ваши домашние задания поместим в Книгу «Хроника»

    Игра «Раз, два, три — шепчи!»

    Психолог: «Сейчас мы с вами поиграем в игру «Раз, два, три — шепчи!». Сожмите руки в кулачки. Я буду задавать вам вопросы, а вы мне отвечать, но отвечать по-особому. Я задаю вопрос, а Вы шепотом считаете до трех: раз, два, три, поднимаете большие пальцы и шепотом отвечаете. Давайте попробуем. Какое сейчас время года?»

    (Психолог тоже сжимает руки в кулаки, считает до трех вместе с детьми, поднимает большие пальцы и шепчет ответ. После второго-третьего вопроса психолог может не шептать ответ, но продолжает сжимать кулаки и поднимать пальцы.)

    Психолог: «Какой сейчас месяц? Что едят кошки? Какой формы мяч? Как меня зовут? В какой класс вы пойдёте? Как зовут вашего соседа справа? Какого цвета листья у деревьев летом? В каком городе вы живете? Молодцы!»

    Школьник и дошкольник

    Ребята, вы скоро пойдёте в первый класс. Скажите, а как вас будут называть? (Дети отвечают: школьники, первоклассники. Если дети сами не дают ответа, отвечает психолог.) Правильно, вы будете школьники, первоклассники. А что вы делаете сейчас, пока не ходите в школу? (Дети отвечают: ходим в детский сад, сидели дома.) А как вас сейчас называют? (Дети отвечают: дошкольники. Если дети не дают ответа, отвечает психолог) Скажите, чем отличаются школьники от дошкольников? (Дети отвечают, психолог их поправляет, подытоживает сказанное.) Правильно, школьники отличаются от дошкольников тем, что ходят в школу, учатся на уроках, дома делают домашние задания. А что делают дошкольники? (Дети отвечают: играют, бегают.) А может ли школьник играть и бегать? Дети высказывают свои «предположения;) На самом деле школьник тоже может играть и бегать. Я вам открою маленький секрет: каждый из вас может иногда вести себя как школьник, а иногда — как дошкольник. Нужно только знать, когда вы должны вести себя как школьники, а когда можно снова-превратиться в дошкольников. Сейчас я буду называть разные ситуации, а вы подумайте, как нужно вести себя в этой ситуации — как школьник или как дошкольник. Кто хочет ответить, поднимает руку и ждет, пока я его спрошу. Мы будем выполнять это задание, как школьники, пользуясь правилом поднятой руки».

    (Психолог показывает Знак, напоминающий о правиле. Психолог называет ситуации, а дети отвечают.)

    Психолог: «На уроке. На прогулке. Дома. Во время приготовления уроков. На перемене. В школьной столовой. Во время игры в футбол. С друзьями. В школьной библиотеке».

    (Если дети ошибаются, психолог поясняет и комментирует.)

    Игра «Море волнуется раз ...»

    Психолог: «Большое спасибо, вы прекрасно справились с этим трудным заданием. Вы знаете, когда можно вести себя как школьник, а когда — как дошкольник. А теперь давайте посмотрим, сможете ли вы быстро превращаться из школьника в дошкольника и наоборот. Сейчас мы с вами сыграем в игру, которую многие из вас, наверное, знают. Эта игра называется «Море волнуется, раз...», но мы будем играть в нее по-особенному, Вместо морской фигуры мы будем изображать фигуры школьника и дошкольника. Водящий будет говорить: «Море волнуется, раз, море волнуется два, море волнуется, три, фигура школьника (или дошкольника), на месте замри». Пока море волнуется, можно ходить по комнате, а на слове «замри» нужно замереть, изображая названную фигуру. Водящий выбирает самого школьного школьника или самого дошкольного дошкольника. Первым водящим буду я. Встаньте, пожалуйста, и подойдите ко мне».

    Дети встают и со словами психолога «Море волнуется, раз...» начинают двигаться по классу. Психолог выбирает того, кто будет следующим водящим, и продолжает контролировать ход игры, по мере необходимости подсказывая слова или напоминая правила.

    В сильном классе водящий может усложнить задание, называя не роли школьника или дошкольника, а различные ситуации из жизни детей: на уроке, на улице, дома с мамой и т.д.

    Психолог: «Замечательно, вы отлично умеете превращаться из школьника в дошкольника и наоборот. А сейчас давайте проверим, знаете ли вы, как школьник ведет себя в школе. Встаньте, пожалуйста, в круг». (Дети встают в круг, психолог берет в руки мяч.)

    Упражнение «Урок или перемена»

    Психолог: «Вы уже знаете, что в школе бывают уроки и перемены. На уроках и переменах школьники ведут себя по-разному. Сейчас я буду кидать этот мяч одному из вас и называть разные действия, а вы отвечайте, когда это делают школьники — на уроке или на перемене».

    (Психолог называет действия и бросает мяч по очереди разным детям: читать, играть, разговаривать с друзьями, попросить у друга - ластик, писать в тетради, отвечать на вопросы учителя, готовиться к уроку, есть яблоко и т.д.)

    Учитель: «Очень хорошо! Садитесь на свои места».

    (Дети рассаживаются на места.)

    Задание «Что в портфеле?»

    «А теперь скажите: с чем школьник ходит в школу? (Дети отвечают: с портфелем.) Правильно, с портфелем. А что он берет с собой в портфеле? (Дети отвечают: ручки, карандаши, пеналы, учебники, ластики.) Молодцы! А что захотят взять с собой в школу дошкольники? (Дети отвечают: игрушки, куклы, машинки.)

    Психолог показывает картинку, с изображением предметов три из них школьные принадлежности, а четвёртый предмет лишний. Дети объясняют, почему он лишний.

    Психолог: «Спасибо! Теперь мы много знаем про настоящих школьников. Настоящие школьники отличаются от дошкольников тем, что ходят в школу и делают дома уроки. В школе на уроке или дома, когда делаешь уроки нужно вести себя, как школьники, а на перемене, дома, на улице можно вести себя, как дошкольники».

    ЗАНЯТИЕ №4

    Цель:

  • Осознание детьми нового статуса школьника
  • Задачи:

    1. Продолжить формирование у детей реалистических представлений о правах и обязанностях школьника
    2. Формирование учебной мотивации.
    3. Продолжение формирования навыков учебного сотрудничества

    Материалы к занятию:

    Цветные карандаши или фломастеры, листы чистой бумаги,

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Психолог приветствует детей и начинает занятие с уже известного детям ритуала (см. занятие 1,3)

    Игра «Нос, пол, потолок»

    Психолог: «Ребята, сейчас мы с вами узнаем новую игру. Она называется «Нос, пол, потолок». Для того чтобы в нее играть, нужно быть очень внимательными. Посмотрите наверх. Что находится у нас над головами? (Дети отвечают: потолок.) Правильно, потолок. Давайте покажем на него пальцем и скажем: потолок. Отлично. А теперь посмотрите вниз. Что находится у нас под ногами? (Дети отвечают: пол.) Конечно, пол. Покажем на него пальцем и скажем: пол. А теперь каждый показывает пальцем на свой нос и говорит: нос. А теперь давайте еще раз покажем: нос, пол, потолок. Молодцы! (Психолог, давая объяснения, выполняет все действия вместе с детьми.)

    А теперь я буду вас путать. Я буду называть одно, а показывать другое. Например, буду показывать на потолок, а называть нос. Вы ничего не говорите, только показываете то, что я называю. Верьте тому, что слышите, а не тому, что видите. Будьте внимательны!»

    (Психолог проводит игру.)

    Психолог: «Молодцы, ребята! Вы можете быть очень внимательными. Помните, на пошлом занятии вчера мы говорили о том, кто что любит. Вы рассказывали о себе. А сегодня вы расскажите о себе, но без слов, а с помощью рисунка. Кто знает, что для этого нам понадобится. Карандаши и листок бумаги. Правильно!

    Нарисуйте на своём листочке то, что вы больше всего не любите. На работу вам даётся пять минут.

    (дети делают рисунки и выборочно показывают их всем детям.)

    Психолог: Помните, на одном из занятий я рассказывала вам сказку о лесной школе? Сегодня я расскажу ещё одну историю о зверятах-первоклассниках.

    САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПЕРВОКЛАССНИК

    Ясным сентябрьским утром зверята, как обычно, пришли в лесную школу. На улице светило теплое солнышко, ветерок играл золотыми осенними листьями. Звонок на урок еще не прозвенел, и зверята сидели за своими партами и разговаривали. Им очень нравилось ходить в школу, и каждый из них хотел стать самым лучшим первоклассником. Я буду сомой лучшей первоклассницей! — сказала белочка. — У меня самый красивый портфель! Моя мама купила его в специальном магазине. Посмотрите, какой он яркий, какие на нем красивые картинки!

    И, правда, портфель у белочки был красивый: новый, блестящий, с металлическими замочками и разноцветными картинками.

    — А вот и нет! — возразил зайчонок. — Я буду самым лучшим первоклассником! Я всегда очень тихо сижу на уроке, никогда никого не перебиваю, даже на перемене не бегаю.

    И действительно, зайчонок был самым тихим и послушным во всем классе, на уроках учитель никогда ему замечаний не делал.

    — Зря вы спорите, — вмешалась лисичка, — самой лучшей первоклассницей буду я, потому что у меня самое нарядное платье! Посмотрите, какие у него оборки, какие кружева! Моя бабушка подарила мне это платье, чтобы я поскорее стала настоящей школьницей!

    Ну, тут и остальные зверята не выдержали, всем ведь хочется самым лучшим первоклассником стать! Такой шум в классе поднялся!

    — Я, — кричит лисичка, — я буду самой лучшей первоклассницей!

    — Нет, я, — отвечает зайчонок, — я буду самым лучшим!

    — Я, я, я, — закричали в один голос белочка и медвежонок. Кричали они, кричали, да так, что даже устали, А когда все успокоились, белочка и говорит:

    — Я знаю, что надо делать. Давайте спросим у ежика! Он самый справедливый, пусть он нас и рассудит.

    Всем зверятам предложение белочки понравилось. Кинулись они искать ежика. Искали, искали, еле нашли. А ёжик в дальнем углу класса сидел, какую-то книжку читал.

    — Рассуди нас, ежик, — говорят ему зверята, — никак мы не можем решить, кто же из нас самым лучшим первоклассником будет. Вот у белочки новый портфель, у лисички — новое платье, зайчик тише всех на уроке сидит. Кто же самым лучшим первоклассником окажется?

    Поднял ежик голову от книги, посмотрел на зверят, очки на носу поправил и говорит:

    — Не могу я ваш спор рассудить, некогда мне. Мне нужно сегодня еще три буквы выучить, чтобы самым худшим первоклассником не оказаться

    Притихли зверята, головы опустили, друг на друга не смотрят. Поняли, кто самым лучшим первоклассником окажется. Тут как раз и звонок на урок зазвенел. Побежали зверята за парты, чтобы настоящими первоклассниками поскорее стать».

    Психолог: «Ребята, как вы думаете, кто же из зверят самым лучшим первоклассником окажется? Почему?

    (На этот вопрос дети могут дать самые разные ответы. Психологу важно согласиться с тем, что все названное действительно нужно школьнику, но все-таки самое главное занятие школьника это учеба.)

    Упражнение «Для чего ходят в школу»

    Психолог: «Зайчонок не знает, для чего ходят в школу. Он сидит, и размышляет. Ребята, давайте поможем зайчонку. Если то, что он говорит, правильно, вы хлопните и ладоши. Если неправильно топаете ногой

    В школу ходят, чтобы играть.
    В школу ходят, чтобы читать.
    В школу ходят, чтобы разговаривать с соседом по парте.
    В школу ходят, чтобы дружить.
    В школу ходят, чтобы считать.
    В школу ходят, чтобы писать.
    В школу ходят, чтобы учиться.
    В школу ходят, чтобы драться.
    В школу ходят, чтобы узнать что-то новое на уроке.
    В школу ходят, чтобы подсказывать одноклассникам.
    В школу ходят, чтобы похвастаться нарядами.
    В школу ходят, чтобы выполнять задания учителя.

    Психолог: «Итак, сегодня мы узнали, что в школу ходят для того, чтобы учиться, чтобы узнать много нового, что может пригодиться в жизни, что в школу ходят, чтобы внимательно слушать учителя, выполнять его задания, чтобы подружиться с ребятами в классе и доброжелательно относиться друг к другу. На этом наше занятие заканчивается. Благодарю вас всех за прекрасную работу».

    ЗАНЯТИЕ №5

    Цель:

  • Формирование реалистичного восприятия школьной оценки.
  • Задачи:

    1. Поддержание в детях желания учиться, преодолевать неудачи
    2. Осознание возможности проводить оценку результатов своей деятельности по нескольким критериям;
    3. Формирование у детей навыка позитивного оценивания результатов своей деятельности с помощью приёма «зато»;
    4. Продолжение формирования навыков учебного сотрудничества.

    Материалы к занятию

  • Мяч.
  • Простые карандаши по количеству детей.
  • Половинки тетрадных листков в клетку с отмеченной точкой и тремя лесенками на обратной стороне: красной, зеленой и синей (по количеству детей в классе).
  • Большая таблица с тремя лесенками (красной, зеленой и синей) для демонстрации классу, «Работа Зайчонка» (таблица с изображением неаккуратного, небрежного узора),
  • «Работа Лисенка» (таблица с таким же аккуратным и ровным узором), «Образец».

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Психолог приветствует детей и начинает занятие с ритуала (см. Занятие 1)

    Игра «Рыба, птица, зверь»

    Психолог: «Сегодня мы с вами начнём занятие с игры на внимание. Она называется «Рыба, птица, зверь.» Я буду бросать мяч одному из Вас и говорить «рыба», или «птица», или «зверь». Тот, кому я кидаю мяч, должен назвать рыбу, или птицу, или зверя. Если я скажу «Зверь!», кого можно назвать?»

    (Дети предлагают свои варианты, психолог с ними соглашается и при необходимости поправляет.)

    Психолог проводит игру, бросая мяч по очереди разным детям. Лучше построить детей в круг. Продолжительность игры — 3-5 минут.

    Психолог: «Отлично, я вижу, что вы очень внимательные и знаете много рыб, птиц и зверей.

    А теперь садитесь поудобней и слушайте внимательно: Я расскажу вам еще одну историю про лесную школу.

    ПЕРВЫЕ ОЦЕНКИ

    Каждый день зверята с удовольствием ходили в лесную школу. На уроках они учились, на переменах — играли. Много нового и интересного узнали маленькие первоклассники: как следы запутывать, какие ягоды есть можно, а какие — нельзя, даже считать до пяти научились. Только оценок им еще не ставили, говорили, рано еще. И вот, наконец, учительница сказала, что скоро первоклассники начнут получать оценки. Первоклассники должны будут нарисовать узоры, которые она проверит.

    Конечно, все зверята очень разволновались и захотели получить только хорошие оценки.

    Зайчонок очень сильно хотел получить пятерку. Ему казалось, что для этого нужно поторопиться и выполнить задание самым первым. На перемене тщательно подготовился, разложил карандаши и ручки и стал ждать звонка. Наконец звонок прозвенел, в класс вошла учительница и раздала зверятам листки с заданиями. Ученики взяли ручки и склонили головы над работами. Зайчонок очень спешил, чтобы выполнить задание самым первым. И, правда: все только-только приближались к середине, а он уже поднял свою лапку и радостно закричал: «Я уже все! Я закончил!». Учительница подошла к его парте, взяла в руки листочек и отчего-то нахмурилась. Посмотрите, ребята, какой узор получился у Зайчонка.

    (Психолог вывешивает на доску таблицу «Работа Зайчонка»)

    Психолог: «Ребята, как вы думаете, почему нахмурилась учительница? (Дети отвечают: работа грязная, неправильная и т.д.). Давайте попробуем оценить работу Зайчонка. Правда, оценки мы ему ставить не будем, а используем волшебные лесенки».

    (Психолог вывешивает на доску таблицу с разноцветными лесенками.)

    Психолог: «Ребята, красная лесенка — это лесенка красоты. На ее верхней ступеньке стоят самые-самые красивые работы, а на самой нижней — самые некрасивые. Как вы думаете, куда можно поставить работу Зайчонка? (Психолог выслушивает предложения детей и ставит крестик на одной из нижних ступенек.) Итак, работа у Зайчонка получилась не очень красивая.

    А теперь посмотрите на зеленую лесенку. Это лесенка правильности. На самой верхней ступеньке стоят самые правильные работы, на самой нижней — самые неправильные. Куда можно поставить работу Зайчонка? (Психолог выслушивает ответы детей. Если дети предлагают поместить работу вниз, учитель обращает их внимание на то, что, хотя работа и выполнена некрасиво, ошибок в ней нет.) Итак, работа у Зайчонка получилась правильная. (Учитель ставит крестик на одной из верхних ступенек.)

    И, наконец, перед нами синяя лесенка. Это лесенка быстроты. На ее верхней ступеньке стоят работы, которые были сделаны быстрее всех, а на нижней — медленнее всех. Зайчонок выполнил свою работу самым первым. На какую же ступеньку мы поставим его работу? (Дети отвечают: на верхнюю. Психолог ставит крестик на верхней ступеньке.) Посмотрите, ребята: работа у Зайчонка получилась правильная и быстрая, но некрасивая.

    А вот Лисенок тоже очень старался. Он очень боялся сделать что-нибудь неправильно, поэтому рисовал очень медленно, так что выполнил свою работу самым последним в классе. Вот что у него получилось: (Психолог вывешивает таблицу «Рисунок Лисенка».) Давайте оценим работу Лисенка с помощью волшебных лесенок. Как бы вы оценили эту работу по красоте, на какую бы ступеньку поставили? (Дети отвечают на одну из верхних. Психолог ставит на эту ступеньку крестик другого цвета). Хорошо. А на какую ступеньку вы бы поставили эту работу на лесенке правильности? (Дети отвечают: на одну из верхних. Психолог ставит крестик на соответствующей ступеньке.) Прекрасно. А как оценить быстроту этого рисунка? (Если дети затрудняются с ответом, психолог напоминает им, что Лисёнок сделал работу самым последним.

    Конечно, Лисенок выполнил свою работу медленно. (Психолог ставит крестик на одну из нижних ступенек.) Посмотрите, работа у Лисенка получилась красивая и правильная, но медленная.

    Посмотрели Лисенок с Зайчонком на свои оценки и задумались. Оказывается, все работы бывают разными. Иногда можно выполнить задание некрасиво, зато быстро и правильно. А иногда работу выполняешь долго, зато она получается красивой и правильной. А бывает, что вроде бы и не совсем правильно выходит, зато красиво и быстро».

    Психолог: «Вот так Лисенок и Зайчонок познакомились с волшебным словом «зато». Это слово помогает найти что-то хорошее даже в самых трудных ситуациях. Даже если что-то не получилось, мы можем обратиться к слову «зато». Пусть буквы получились не очень красивые, зато слово написано правильно. А сейчас я расскажу вам, что случилось с учениками лесной школы, а вы им помогите с помощью слова «зато».

    Зайчонок написал буквы не ручкой, а карандашом, и очень расстроился. (Вариант: зато он может стереть ошибки.)

    Лисенок забыл дома ручку. (Зато он может ее у кого-нибудь попросить и познакомиться с новыми ребятами.)

    Ежик решил не ту задачу. (Зато он будет больше знать.)

    Игра «Снежинка»

    Психолог: Молодцы. А сейчас мы с вами немного отдохнем. Помните ли вы, ребята, как зимой летят с неба снежинки? Каждая снежинка кружится сама по себе, а потом они вместе образуют сугробы. Сейчас мы с вами сыграем в игру под названием «Снежинки». Когда я говорю «снежинки», вы, как снежинки, будете кружиться по классу. А как только я скажу «сугроб!»», вы должны тут же собраться в группы. После слова «сугроб» я назову число. Столько снежинок должно быть в вашем сугробе. Например, если я скажу «сугроб, три», значит, вы должны собраться по трое. Всем понятно? Встаньте, пожалуйста, из-за парт и подойдите ко мне».

    (Дети встают из-за парт и подходят к психологу. Для этой игры необходимо наличие свободного пространства.)

    Психолог: «Итак, вы все превращаетесь в снежинки. Снежинки, полетели! (Дети разбегаются.) Снежинки, - снежинки ... сугроб, два!»

    (Психолог проводит игру. Желательно называть цифры, не превышающие 4-5. Продолжительность игры — 3-5 минут.)

    Психолог: «Молодцы, у вас получились отличные сугробы.

    Задание « Узоры и волшебные лесенки»

    А теперь вы сами попробуете нарисовать узоры и поставить себе оценки с помощью волшебных лесенок».

    (Психолог раздает детям листочки и карандаши.)

    Психолог: «Поставьте карандаши в отмеченную точку. Я буду диктовать. Если вы все сделаете правильно, у вас получится красивый узор».

    (Психолог проверяет, правильно ли дети выполнили его указания и готовы ли они к началу работы.)

    Психолог: «Три клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна клетка вправо. Продолжайте, этот узор до конца строчки. Если кто-то не догадался, как продолжать, я диктую еще раз.

    (Психолог повторяет последовательность необходимое число раз и ходит по классу, оказывая детям необходимую помощь. Предлагаемый вариант графического диктанта не является единственно возможным, можно выбрать любой другой вариант в зависимости от степени подготовленности детей.)

    Вот какой узор у вас должен был получиться (вывешивает на доску плакат «Образец»). Сравните ваш узор с образцом. (Рис. 4)

    А теперь переверните листок. Там вы увидите разноцветные лесенки.

    Красная лесенка – лесенка красоты. На самой верхней ступеньке стоят самые красивые работы, а на самой нижней — самые некрасивые работы. Между ними — очень красивые, красивые и не очень красивые работы. На какую ступеньку вы поставите свою работу по красоте? Поставьте крестик на этой ступеньке. (Дети оценивают свои работы по красоте.)

    Зеленая лесенка — это лесенка правильности. На самой верхней ступеньке стоят самые правильные работы, где нет ни одной ошибки. На самой нижней — самые неправильные работы, где только одни ошибки. А посередине — почти правильные, не совсем правильные и не очень правильные работы. Как вы оцениваете вою работу по правильности? Поставьте крестик на соответствующей ступеньке. (Дети выполняют)

    Синяя лесенка — это лесенка быстроты. На верхней ступеньке стоят те работы, которые были сделаны самыми первыми. На самой нижней — работы, которые были сделаны самыми последними. Между ними — работы, которые были сделаны быстрее или медленнее. Оцените, насколько быстро вы справились с заданием. (Дети ставят себе оценки. По необходимости психолог напоминает, на какой ступеньке располагаются самые красивые, самые быстрые и т.п. работы.)

    Теперь повернитесь к соседу по парте и расскажите друг другу, как вы оценили свою работу. Не забудьте про волшебное слово «зато». Например: моя работа не очень красивая, зато быстрая и правильная».

    (Дети выполняют задание.)

    Психолог: «Молодцы. Итак, сегодня мы с вами узнали, что одну и ту же работу можно оценить с разных точек зрения: по красоте, по правильности, по старательности или как-то еще, и что волшебное слово «зато» может нам помогать в трудных ситуациях. На этом давайте попрощаемся и закончим наше занятие».

    Литература:

    1. Завьялова Н.А., Лукина Е.В. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе. Изд-во «Учитель» г. Волгоград, 2004.
    2. Ильина Н.Н 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребёнка к школе. «Аквариум» Дом печати – ВЯТКА 2005.
    3. Михайлова Л.С. Как подготовить ребёнка к школе. Пособие для родителей и воспитателей. Ч. 1,2. Изд-во «Учитель» г. Волгоград 1998.
    4. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Развивающие занятия по психологии для младших классов. Ч. 1,2. М., УЦ «Перспектива», 2001.
    5. Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками УЦ «Перспектива», 2001.
    6. Поливанова К.Н., Цукерман ГА. Введение в школьную жизнь. — В кн.: Учимся общаться с ребенком. М., «Просвещение», 1993.
    7. Чибисова М.Ю. Психологические занятия для будущих первоклассников. — В кн.: Возможности практической психологии. Вып.З. — М., УЦ «Перспектива», 2001.