Цели урока:
Социокультурный аспект – знакомство с образом жизни британских подростков, их отношением к своему здоровью.
Развивающий аспект – развитие способностей к пониманию речи на слух и логическому изложению содержания высказываний.
Воспитательный аспект – формирование сознательного отношения к своему здоровью, воспитание стремления познать окружающий мир, воспитание толерантного отношения к явлениям культуры страны изучаемого языка.
Учебный аспект – развитие умений и совершенствование навыков говорения.
Сопутствующие задачи: развитие умения аудировать с разными стратегиями, проверка уровня сформированности навыков аудирования с целью извлечения интересующей информации.
Речевой материал:
- продуктивный: лексика и грамматика предыдущих уроков;
- рецептивный: to employ, to be the odd one out.
Оснащение урока:
- аудиозапись текста и микротекст для аудирования;
- запись фрагмента песни в исполнении Э. Пресли;
- иллюстрации с изображением Э.Пресли, Ф. Меркурии, Э. Тейлор, Д. Леннона, В. Высоцкого.
План урока
I. Подготовка учащихся к речевой деятельности. | 8 мин. |
Организация класса. Введение в сюжет урока. | 3 мин. |
Речевая зарядка | 5 мин |
II. Основой этап. Развитие речевых навыков по теме. | 32 мин. |
Слушание микротекста на аудирование. | 3 мин. |
Знакомство с пословицами о здоровье. | 5 мин. |
Аудирование монологических высказываний об отношении к здоровью. | 12 мин. |
Монологическое высказывание по теме | 3 мин. |
Проверка домашнего задания. Воспроизведение подготовленных монологов и диалогов. | 10 мин. |
III. Завершающий этап. | 5 мин. |
Подведение итогов. | |
Домашнее задание. |
Ход урока
I. Подготовка учащихся к речевой деятельности.
- Организация класса и введение в сюжет урока.
T: Hello, dear friends! Nice to see you again. I hope you are all right today. Take your seats and feel relaxed. I would like you to listen to a song that I like very much.
Звучит песня в исполнении Элвиса Пресли.
T: Wasn’t it wonderful? Do you know the singer? Yes, it is the king of rock-n-roll-Elvis Presley. I think his voice is unforgettable. Unfortunately, he won’t sing any song. Do you know the cause of his death? Yes, he died from overdose of taking drugs. Look, how handsome he was. Such talented singers as V. Visotski, Fr. Mercury, J. Lennon and the film actress Elizabeth Tailor died or lost health because of taking drugs.
Рассказ сопровождается показом иллюстраций.
- Речевая зарядка.
T: Taking drugs is the most harmful habit for people’s health.
What other bad health habits do you know? Why are they harmful?
Предполагаемые ответы учащихся:
– Smoking. It causes cough.
– Drinking alcohol. It leads to different diseases.
– Snacking causes stomachache.
– Sleeping too much or too little leads to headache.
– Eating too much fat leads to heart diseases.
– Eating too many sweets causes toothache.
– Smoking makes your teeth yellow.
– Smoking makes your clothes smell.
– Drinking alcohol makes your skin unhealthy.
– Taking drugs leads to death.
Т: Well, it’s very good that you understand how harmful bad health habits are.
II. Основной этап. Совершенствование речевых навыков и развитие речевых умений по теме.
- Монологическое высказывание на основе микротекста на аудирование.
Т: I think you can give me a helping hand. I got a letter some days ago. The daughter of my friend is asking for advice. If you don’t mind, I’ll read an extract aloud.
Слушание микротекста.
“I don’t have any friends in my class and feel very lonely. The girls say I’m not modern and don’t want to be friends with me. Some of them advise me to start smoking and drinking beer. But I know it’s not good for my health. Besides, my mum won’t allow me this. What should I do?”
Т: Help the girl to solve the problem. What would you advise her? The words and word combinations will help you.
Учащиеся строят высказывания, используя вербальную опору на доске.
You shouldn’t…
… causes…
… will affect…
… leads to…
Real friends…
T: Thank you for good advice. I also share your opinion. In my letter to her I will mention your advice. I’m sure she will follow it and won’t harm her health.
- Знакомство с пословицами и высказываниями о здоровье.
T: Well, health has always been important in life of people. That’s why there are a lot of proverbs and sayings about it. Can you name some of them?
Предполагаемые ответы:
– Health is above wealth.
– Early to bed, early to rise makes a man healthy, wealthy and wise.
– An apple a day keeps a doctor away.
T: It’s good that you know some proverbs about health.
There are some more interesting proverbs and sayings about health.
Match the English proverbs and sayings and Russian equivalents. Work in pairs.
Учащиеся работают в парах по карточкам.
1. Live not to eat, but eat to live. | a) В здоровом теле здоровый дух. |
2. One man’s meat is another man’s poison. | b) Много есть – не велика честь. |
3. Wealth is nothing without health. | c) Что полезно одному – то другому вредно. |
4. To have a healthy mind you must have a healthy body. | d) Не рад больной и золотой кровати. |
5. Health is not valued till sickness comes. | e) Тот здоровья не знает, кто болен не бывает. |
Проверка понимания:
T: Let’s check your work.
- Read the proverbs and sayings aloud.
- Which English and Russian proverb or saying is close to you? Why?
T: Well, these proverbs show people’s attitude to health. Try to follow them and they help you to keep your health.
- Аудирование монологических высказываний по теме. Контроль понимания речи на слух (извлечение интересующей информации).
Т: Most people understand the importance of health in their life. But how do they care about it? I’d like you to know about some British teens’ attitude towards health.
а) Преодоление трудностей восприятия.
Предтекстовое задание.
Т: Look at the teenagers in the picture on page 112 in your Student’s books and try to guess their attitude towards health.
Учащиеся по внешнему виду подростков высказывают предположения об их отношении к здоровью.
б) Снятие языковых трудностей. На доске записаны слова и их толкование.
Т: Make sure you understand the words:
to employ – to give a job
to be the odd one out – to be an exception
Слова зачитываются и проговариваются хором.
в) Слушание текста с общим охватом содержания.
Т: Listen to check your suppositions.
Проверка понимания:
– Which suppositions were correct?
г) Слушание текста с извлечением конкретной информации.
Т: Listen to the stories again and complete the chart.
Attitude towards | smoking | food | sport |
Helen | |||
Bob | |||
Kate | |||
Willie | |||
Dennis |
Заполненные учащимися карточки сдаются учителю.
д) Слушание текста с полным пониманием услышанного.
Т: Listen to the stories again and answer the questions in ex. 1.3 on page 112.
Проверка понимания осуществляется по вопросам:
– Why does Helen look great? What does she think about her future?
– What does Bob look like? What health sins has he got? How does he justify himself?
– What is he afraid of?
– What does Kate like in her friends?
T: Well, we know now that British teens’ attitude towards health is different.
- Монологическое высказывание по теме.
T: Now I’d like to know how you personally care about your health. Consider the following aspects: food, body-care products, physical activity, and bad habits.
Предполагаемые высказывания:
P1: I care about my health. I try to eat more low-fat food and vegetables. I don’t smoke and drink alcohol.
P2: I try to keep my health. I don’t skip breakfast. I’m fond of sport. I try to apply to my body only natural products.
Итог:
T: I am very glad you understand the importance of health in your life and take it serious.
- Проверка домашнего задания.
T: You spoke about your healthy living guide convincingly. Imagine you have to convince such children as Bob and present your advertising of healthy living guide.
Включается музыкальная заставка. Заслушиваются сообщения учащихся.
T: Well done! I think your methods of advertising were very convincing. I’m sure if Bob heard you he would change his lifestyle.
III. Завершающий этап урока.
- Подведение итогов.
Т: Well, we’ve discussed a lot of important things. Choose a proverb in your cards that can express the main idea of our speaking today.
Предполагаемые ответы:
– To have a healthy mind you must have a healthy body.
– Health is above wealth.
Т Thank you for a good job. It was a pleasure to communicate with you today.
- Домашнее задание.
T: We discussed health problems seriously. Next time we are going to consider some jokes about health.
Ex. V, p. 122.
- Выставление оценок.
Если остается время, предложить заучить пословицы.
T: The lesson is over. See you tomorrow.
Методическое обоснование урока
I. Содержание материала на первом этапе урока соответствует поставленной цели и задачам, а также исходному уровню умений и знаний учащихся, т. к. тема «Вредные для здоровья привычки» была изучена ранее.
Материал, предложенный для введения в сюжет урока, связан с темой «Музыка», изученной во второй четверти.
II. Второй этап занимает большую часть времени и включает разнообразные формы работы по всем видам речевой деятельности.
В начале учитель предлагает учащимся принять участие в сотрудничестве, вызывающем интерес учащихся данной возрастной группы.
Содержание материала упражнений соответствует поставленным целям урока и исходному уровню знаний, навыков и умений учащихся, поскольку детям предлагается высказаться по изученному материалу в разных ситуациях общения.
Выход на неподготовленную речь не вызывает затруднений, так как он осуществляется поэтапно: в начале с помощью логико-синтаксической схемы, которая управляет высказыванием, затем опора убывает и на заключительном этапе исчезает совсем.
Навыки чтения совершенствуются при ознакомлении с пословицами и поговорками на изучаемую тему, при прочтении задания и вопросов к тексту на аудирование, при заполнении карточки на аудирование.
Письмо на данном этапе выступает как средство обучения при записи интересующей информации при прослушивании текста.
Аудирование развивается при слушании речи учителя (установки к выполнению упражнений, вступительные беседы и вопросы к учащимся, текст песни и письма).
Учебная активность учащихся на втором этапе носит репродуктивный характер при воспроизведении подготовленных монологов и диалогов; преобразующий характер при воспроизведении монологического высказывания на основе микротекста на аудирование и при ответе на вопросы в упражнениях на развитие навыков аудирования, чтения, говорения; исследовательский характер в индивидуальной работе по поиску ответов на вопросы к тексту на аудирование и в работе в парах по подбору английских пословиц и русских эквивалентов; творческий характер при выполнении предтекстового задания к аудированию, при формулировании своего отношения к здоровью, а также при воспроизведении диалогических высказываний в новой ситуации общения.
Мотивационный компонент учебной деятельности заключается в частой смене форм работы, в наличии наглядности и конкретных целей, в актуальности темы урока, которая затрагивает их личные интересы, дает возможность выразить свое мнение и поговорить о самих себе.
В течение урока используются все формы учебной работы: фронтальная (в беседе о пословицах и по прослушанному тексту); коллективная (подготовленная дома телепередача); групповая (при демонстрации фрагментов телепередачи); парная (при работе над пословицами); индивидуальная (монологические высказывания с опорой, заполнение карточки).
Языковой материал соответствует изучаемой теме и исходному уровню знаний, умений и навыков учащихся. Для предотвращения затруднений используются опоры: вербальная схема, запись незнакомых слов, картинки к тексту, карточки.
Запись песни и монологических высказываний на аудирование используется для введения в ситуацию.
В ходе упражнений этапа на основе взаимосвязи обучения различным видам речевой деятельности происходит вживание в англоязычную среду. Развиваются способности учащихся использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур.
III. В конце урока подводятся итоги и определяется главная мысль урока с привлечением изученного материала. Задается домашнее задание, к выполнению которого учащиеся подводятся всем ходом урока.
Если остается время, предлагается за одну минуту запомнить пословицы о здоровье из карточек.