Урок "Пейзаж — сфера искусства, в которой формируется отношение к природе. Рисование кубанского пейзажа"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока:

  • познакомить учащихся с творчеством кубанских поэтов, художников,
  • передать их отношение к русской природе и родине;
  • сформировать понимание значения художника-патриота и гражданина.

Оборудование:

Для учащихся: художественные материалы.

Поэтический ряд:

Сергей Хохлов "Кубанские синие ночи"; Иван Варавва "Кубань" "Шумят, шумят желтеющие нивы"; Виктор Гончаров "Вольная Кубань" "Кубань"; Виталий Бакалдин "Родина одна"; Виктор Подкопаев "Край наш тополиный" "На Кубани солнечная осень".

Музыкальный ряд: видеозапись песен Вараввы в исполнении Государственного академического Кубанского казачьего хора.

Художественный ряд: Репродукции картин кубанских художников: В. Яковлева «Кубань – река», «Брод»; А.А. Калашникова, «Подсолнухи»; В. Солодовника, «Брод», «Тёплый вечер»

Видеоряд: видеозапись встречи кубанских поэтов и писателей, художников с гулькевичанами (июнь 1998 года)

Зрительный ряд: таблица «Последовательность изображения пейзажа»; выставка сборников стихов кубанских поэтов.

Оформление доски:

"Ты, Кубань, ты наша родина.
Вековой наш богатырь!"
,
(из гимна кубанских казаков)

Ход урока

I. Слово учителя:

У каждого человека есть место, очень дорогое его сердцу. Это место, где он появился на свет, и называется оно малой родиной. Для нас с вами малой родиной является наш кубанский край. В казачьем Гимне есть такие строки... (обращение к эпиграфу, записанному на доске) Звучит песня "Бежит река Кубанушка" муз. Г. Плотниченко, сл.И.Вараввы в исп. Государственного академического казачьего хора (1 куплет)

У каждого из нас есть заветные уголочки в родном крае. Реки и речушки, овраги, перелески, поляны, одинокие деревья, ничем для чужого глаза не примечательные дороги и тропинки... Они очень дороги нам, с ними связывается понятие о малой родине. А ещё - с мамой и бабушкой, отцом, друзьями, с радостными и горестными событиями нашей жизни... Сегодня мы послушаем стихи кубанских поэтов, посвященные родному краю, и подумаем над вопросом: "Какое место в жизни поэта занимает родная Кубань? Что он чувствует, когда пишет о ней?» И рассмотрим репродукции картин кубанских художников.

На доске:

Сергей Хохлов "Кубанские синие ночи"

Иван Варавва "Кубань"

"Шумят, шумят желтеющие нивы"

Виктор Гончаров "Вольная Кубань" "Кубань"

Виталий Бакалдин "Родина одна"

Виктор Подкопаев "Край наш тополиный"

"На Кубани солнечная осень"

Репродукции кубанских художников В.Яковлева, «Кубань – река», «Куст калины». А.А. Калашникова, «Подсолнухи» В. Солодовника, «Брод», «Тёплый вечер»

Наша щедрая кубанская земля богата талантливыми людьми. Сейчас я вам расскажу о наших замечательных поэтах, художниках покажу их книг и, картины, их портреты. Среди перечисленных поэтов нет в живых уже много лет Виктора Подкопаева. Он является автором 13 поэтических сборников. Ещё в юности сердце его полонила Кубань, ей он посвятил своё творчество. Раскройте книгу стихов' Виктора Подкопаева и тотчас ощутите аромат хлебных полей, солёность морских волн и услышите рокот прибоя. Вы узнаете и полюбите его героев - людей с чистым сердцем, обветренных, загорелых, тех, что "дают нам хлеб насущный", добытый потом и трудом". Им - комбайнерам, дояркам, птичницам - читал поэт свои стихи на полевых станах, на фермах, учил любить свою родину, быть непримиримыми к злу, тунеядству... Он сполна отдал себя творчеству, людям. "Мне мало быть счастливым самому", - говорил он. Таким и остался в памяти кубанцев Виктор Подкопаев.

Другой замечательный поэт Виктор Гончаров. В 2000 году ему исполнилось 80 лет, а 2001 его не стало. Родился в Краснодаре в 1920 г., детство провёл в ст. Абинской, летом бывал в пионерском лагере в Геленджике. Потом - учёба в Краснодарском военном пехотном училище, война, ранения и стихи, стихи... Стихи о жизни, любви, о родном крае. После войны была учёба в Литературном институте, потом пришла известность, успех. На многие стихи написаны песни, например, "Дождь"

Я сегодня - дождь.
Пойду бродить по крышам,
Буйствовать, панели полоскать,
В трубах тарахтеть
И никого не слышать,
Никому ни в чем не уступать.

Наш земляк Виктор Гончаров был наделен еще и талантом художника, скульптора, много работал, готовил к изданию свои книги. (Издано уже около 40 книг, большинство из них посвящено Кубани, городу Краснодару)

Современную культурную жизнь Кубани невозможно представить без имен таких замечательных поэтов, как Виталий Бакалдин, Сергей Хохлов, Иван Варавва. За плечами этих людей - долгая жизнь, переходящая 70-летний рубеж. Их называют старейшинами кубанской литературы, стоящими у истоков кубанской поэзии, "певцами казачьего края"... Жизнь этих поэтов складывалась по-разному: например, Виталий Бакалдин пришел в кубанскую литературу прямо из школьного класса, где отдавал свои знания краснодарским ребятам, а Иван Варавва. сын хлебороба из станицы Староминской, в неполные 18 лет уходит добровольцем на фронт, доходит до самого Берлина. После войны учится в Литературном институте и пишет, пишет, пишет... Назову несколько сборников стихов

: "Ветер с Кубани", "На старых кордонах", "Казачий край", "Соколиная степь", "Казачья бандура"... Вы поняли, что все это о Кубани. Песня, которую мы слушали, написана на слова И.Вараввы.

Замечательный поэт Сергей Хохлов родился не на кубанской земле. Десять лет было мальчику, когда семья поселилась в станице Васюринской. Кубанская степь, сливающаяся где-то вдали с небом, полноводная Кубань, несущая свои воды со снежных вершин, люди, их легенды и сказания, произвели неизгладимое впечатление на будущего поэта. Всю свою жизнь и творчество он посвятил прославлению родного края, людей-земляков, своей большой Родины. На его стихи написаны песни, одна из них "Кубанские синие ночи".

Поэты Виталий Бакладин и Сергей Хохлов были на нашей гулькевичской земле, читали свои стихи, делились раздумьями о жизни. (Просмотр фрагментов видеозаписи встречи)

II. Сейчас мы послушаем стихи поэтов, о которых я вам рассказал.

(Выступления подготовленных учеников с чтением стихотворений)

(Тексты прилагаются)

III. Беседа:

-Как поэты относятся к своей родной кубанской земле?

(Горячей любовью к своей родине пронизаны строки стихотворений...)

- Что такое Кубань для каждого из поэтов?

С.Хохлов - его жизнь, юность, любовь первая...

И.Варавва - детство, отеческий край, страна отцов, стихи...

В.Гончаров - бурка и конь казака, вся жизнь поэта, саманная хата...

В. Бакалдин - единственно родное место, где дано "век прожить"

В. Подкопаев - край хлебов и песен, щедрый, красивый "край наш Краснодарский", красота кубанской осени.

- Кубанский народ. Каким видят его лирические герои стихотворений?

(Трудолюбивый кубанский народ гордится своей историей, умеет работать и веселиться, тонко чувствует красоту родной природы...)

Какие пейзажи чаще всего рисуют поэты в стихотворениях, посвященных родному краю?


В. Яковлев.

(Словесное рисование: поля желтеющие, золотые колосья, цветущие сады; широкая река, бурная, с изгибами многочисленными; синь гор; просторные степи; саманные курени...)

Давайте посмотрим на пейзажи художника» В.Яковлева Формирование Владимира Яковлева как художника начиналось на берегах Онежского озера, осененных сказочными силуэтами кижских церквей. Позже, по окончании художественно-графического факультета Кубанского Государственного Университета, страстно влюбленный в неповторимую извечную красоту Севера, он задумывает создание двух больших серий "Заонежье" и "Кижи".

Сейчас он живет и работает в Краснодаре, пишет тихие уголки

природы - горные пейзажи ("Домбай. Осень", 1994), кубанские станицы, которые автор объединяет в две серии "Кубань" и "Окраины".


        «Кубань – река»


        «Брод»

А вот пейзажи другого художника В. Солодовника Палитра Солодовника в основном монохромна. Основные, земные - коричневый и зеленый - цвета образуют разнообразие тоновых растяжек. Взаимодействие пространства и предмета достигается сближенными тонами. Выразительно-брутальный цвет подобен густому, насыщенному звуку альта или виолончели. Здесь даже воздух плотный, напоенный ароматами почвы, сохнущей травы, испарений, идущих от нагретой солнцем воды. Эта живопись земная, материальная, ибо пленен художник красотой и прелестью земли, и в каждом движении кисти видна его любовь к ней.

Герой Солодовника - всегда рыболов и охотник, фигура, органично связанная с пейзажем. А вот и исконные обитатели кубанских равнин: утки, кабаны, зайцы, лисы, а также охотники с собаками. Чистый пейзаж перерастает порой в жанровую сцену охоты или рыбной ловли. Его «охотничьи» и «рыбачьи» натюрморты выполнены в традициях, приближающихся к фламандской школе. Сам будучи многолетним любителем рыбалки и охоты, Солодовник и смотрит на природу глазами рыбака и охотника - человека трезвого и романтического одновременно

Среди вернисажей последних лет, часто шокирующих свободой в области живописного языка, работы Владимира Солодовника кажутся традиционными, нет в них ничего, что эпатировало бы, вызывая у одних восторг, у других - негодование. Все просто: бескрайние кубанские степи, речушки и лиманы. Поэзия русской природы - вот что вдохновляет художника. Не мудрствуя лукаво, он передает свое искреннее восхищение прелестью земли, на которой живет.


        «Обрывистый берег»


        «Тёплый вечер»

Вот ещё один художник, чьи работы мы видим на доске. Это А.А. Калашников, он родился в 1937 г. в Валуйках Курской области В1959 г. окончил Краснодарское художественное училище, в1970 г. - Орловский педагогический институт, графический факультет. Он говорит о себе:

"Счастье, которое испытываешь в общении с природой, является одним из сильнейших и глубочайших переживаний. Оно умиротворяет и успокаивает душу, доставляет ни с чем не сравнимую духовную и физическую радость. Постичь тайну гармонии природы, суметь воспроизвести ее сокровенный смысл - вот цель, к которой я стремлюсь всю мою творческую жизнь".

Сейчас живёт и работает в Краснодаре, воспевает в своих работах красоту кубанского пейзажа.

Вот широкая Кубань - река с пышной зеленью по берегам, а вот - подсолнухи стеной стоят под голубым небом, а это старая кубанская хата, а вот тополя на берегу Кубани...)


        «Подсолнухи»

Созвучны ли пейзажи со стихами, которые мы сегодня слышали?

(Да)

(И поэты, и художники, и музыканты разными средствами: словами, музыкой, краской на холсте - доносят до нас одну мысль: нужно любить свою родину...) А какое дерево является символом нашей кубанской земли?

(Тополь. "Край тополиный", "Дума вековая стройных тополей" (В.Бакалдин))

IV. Слово учителя:

Тополь пирамидальный за свою оригинальную крону называют иногда "кубанским кипарисом". Растение культурное, высаживается на улицах городов, у дорог, в парках, садах... На Кубани оно появилось с переселенцами – запорожцами. Существует такое предание:

"Бог солнца Гелиос с утра на четверке огнедышащих лошадей, запряженных в золотую колесницу, выезжал из реки и вечером нырял в ее воды, чтобы освежить себя и коней. Его сын Фаэтон мечтал сам проехать по небу на колеснице и уговорил отца разрешить ему один выезд. Гелиос любил своего сына, не мог отказать ему, хотя знал, что на голубой небосвод выезжать ему нельзя. Кони, почуяв, что ими управляет нетвердая рука, то поднимались вверх, то опускались низко к земле, там начинали гореть леса, высыхали реки. Земля застонала, люди стали просить спасти их. Царь богов пустил молнию, Фаэтон мертвым упал в реку. Его сестры, стройные Гелиады так плакали над телом брата, что боги, сжалившись, превратили их в тополей. Шелест листьев - шепот неутешных Гелиад, вспоминающих брата Фаэтона". Вот такой красивый миф о тополе, кубанском дереве.

А сейчас, ребята, мы с вами и будем рисовать наш родной кубанский пейзаж, и я ещё раз напомню вам правила работы при выполнении пейзажа.

V. Объяснение теоретического материала:

Изображение пейзажного мотива начинается с определения формата и положения листа бумаги. Затем на бумаге проводят линию горизонта, определяющую соотношение земли и неба. На земле рисуют основные элементы пейзажа (начинают с самых важных и больших). Отмечают их обобщенную пространственную форму по внешним контурам светлыми линиями, стремясь к тому, чтобы они образовали четкие пространственные планы. Такое размещение основных элементов с учетом сокращения размеров по мере удаления к горизонту, загораживания и повышения уровня их оснований ведет к прорыву картинной плоскости и появлению уже на первом этапе глубины (работа с таблицей).

Намеченное в обобщенном виде прорисовывается и детализируется. Если на первой ступени рисования учитывались только законы линейной перспективы, теперь придется руководствоваться и законами воздушной перспективы. В согласии с ними определяется количество деталей в каждом плане, устанавливается мера четкости их контуров; передаются характерные индивидуальные признаки, после чего обобщается все изображенное.

В тонированном рисунке, прежде всего, устанавливаются тоновые отношения между землей и небом: что темнее и на сколько? Затем передаются тоновые различия между элементами первого плана и землей, между элементами первого плана и небом, чтобы перейти к тоновым отношениям между всеми планами и частями каждого плана.

Начиная живописное изображение пейзажа, следует хорошо представлять себе его цветовой строй. Цветовой строй задается пейзажу освещением (солнцем, небом, луной) с состоянием атмосферы. Первая обобщающая цветовая прокладка фиксирует основные цветовые отношения земли и неба и связанных с ними компонентов с учетом изменения цвета от плана к плану. Эти отношения определяются разницей между цветовыми тонами всех главных элементов пейзажа, их насыщенностью и светлотой. Первая цветовая прокладка явится той основой, на которой будет строиться вся последующая работа. Поэтому ее выполняют вдумчиво, неторопливо, ответственно.

Моделировка формы производным цветом осуществляется с таким расчетом, чтобы, во-первых, передать объем каждого элемента пейзажа; во-вторых, передать объем обусловленными цветовыми оттенками, возникшими в результате взаимодействия всех элементов данного плана, и, в-третьих, установить цветовую связь между всеми планами пейзажа.

Следует показать, как предметный цвет, например первопланного дерева, изменяется под воздействием освещения, рефлексов от зеленой листвы соседних деревьев, стены дома, травы и неба, а затем показать, какие цветовые изменения происходят с деревьями по мере их ухода в глубину.

VI. Самостоятельная работа учащихся.

VII. Выставка работ учащихся.

VIII. Обобщение

Сегодня мы поговорили о жизни и творчестве наших кубанских поэтов Виталия Бакалдина, Сергея Хохлова, Ивана Вараввы, Виктора Гончарова и Виктора Подкопаева, послушали их стихи, посвященные родному краю, песню на стихи И.Вараввы в исполнении Кубанского казачьего хора, посмотрели пейзажи кубанских художников В.Яковлева, А.А. Калашникова, В. Солодовника и посмотрели ваши работы

Я уверен, что у каждого из вас, ребята, в душе возникли такие чувства, как удивление, восхищение, гордость тем, что вы тоже кубанцы...

IX. Домашнее задание:

Наблюдаем за красотой кубанской природы.