Явление инерции

Разделы: Физика


Цели урока:

обучающая:

  • рассмотреть с учащимися причины изменения скорости тел;
  • ввести понятие “явление инерции”;
  • рассмотреть примеры проявления инерции в быту, технике, спорте.

развивающая:

  • продолжить формировать умение наблюдать, делать выводы, выделять главное, планировать результаты опытов;

воспитывающая:

  • воспитывать аккуратность, умения и навыки рационального использования своего времени;

Оборудование и демонстрации:

  • мультимедийный проектор, ноутбук, экран;
  • наклонный желоб, шарик металлический, штатив с муфтой и лапкой, емкость с песком;
  • тележка и деревянный брусок;
  • стакан, монета и открытка;

 План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление и систематизация знаний.
  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. (Приложение – слайд 1)

 Здравствуйте ребята, садитесь!

Начинаем наш урок с диктанта. В тетрадях запишите: сегодняшнее число, номер вашего варианта.

Первые два задания одинаковы для первого и второго варианта

 2. Диктант.

1) Запишите в строчку через запятую буквенные обозначения следующих физических величин: скорость, пройденный путь, время.

2) В том же порядке, через запятую, запишите основные единицы измерения данных физических величин.

3) Запишите формулу:

Для расчета
времени движения тела.
Для расчета пройденного пути
при равномерном движении )

4) Переведите в секунды:

10 минут = … 5 минут = …

5) Продолжите предложение: “Физическая величина равная отношению пройденного пути ко времени движения называется…”.

 Диктант окончен, проведем взаимопроверку. Для этого поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и, воспользовавшись ответами на экране, поставьте оценку. За каждый правильный ответ -1 балл. (Слайд 2). Закончите проверку.

Проверим домашнее задание – упр.5 (2; 4).Обратите внимание на экран. (Слайд 3). Поставьте себе оценку сами.

Поднимите руку у кого оценка “5”?

Оценка “4”? Хорошо, опустите руку.

 3. Перейдем к новому материалу.

Посмотрите на стол – на нем вы видите мяч. До каких пор он будет лежать неподвижно?

/ПОКА ЕГО НЕ ЗАДЕНУТ/

/ПОКА ПО НЕМУ НЕ УДАРЯТ/

А если бы вы наблюдали футбольный матч?

/ПОКА ПО МЯЧУ НЕ УДАРИТ НОГА ФУТБОЛИСТА/

 Таким образом, скорость меняется только в результате действия других тел.

- Рассмотрим ряд опытов с наклонным желобом и шариком:

а) Обратите внимание на движение шарика, когда он встречает на пути горку с песком?

/СРАЗУ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ/

б) Если я разровняю горку?

/ПРОКАТИТСЯ ДАЛЬШЕ, ЧЕМ В ПЕРВОМ СЛУЧАЕ/

в) А если я уберу песок совсем?

/ШАРИК ПРОЙДЕТ БОЛЬШОЙ ПУТЬ ПО СТОЛУ/

Итак, чем меньше действие песка на шарик, тем дольше он сохраняет свою скорость.

А итальянский ученый Галилей говорил : “ТЕЛА ДВИЖУТСЯ РАВНОМЕРНО И ПРЯМОЛИНЕЙНО, ЛИБО ПОКОЯТСЯ, КОГДА НА НИХ НЕ ДЕЙСТВУЮТ ДРУГИЕ ТЕЛА”

- Рассмотрим еще одну демонстрацию.

У нас имеется тележка и деревянный брусок на ней.

а) если я резко сообщу стоящей тележке какую-то скорость, что произойдет? /Брусок упадет назад/

б) если я резко останавливаю движущуюся тележку, что произойдет? /Брусок упадет вперед/

- Почему падает брусок? /Так как скорость тележки изменилась, а брусок еще продолжает некоторое время свое движение, сохраняя свою прежнюю скорость./

[Определение: явление – сохранения скорости тела, при отсутствии действия других тел, называется инерцией]

Запишите определение в тетради.

- Где, по вашему мнению, мы сталкиваемся с явлением инерции в жизни? /Выхлопываем ковры: пыль остается на месте, а ковер резко выдергиваем, сообщая ему скорость, выключаем дрель, а она продолжает вращаться, насаживаем молоток на черенок, спортсмен-лыжник после спуска с горы, сохраняет свою скорость еще какое-то время./

 4. Пользуясь знаниями полученными на уроке выполним задачи.

№ 171, № 172, № 174, № 191, № 193. Из сборника задач по физике для 7–9-го класса, авторы – В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. (Приложение: слайды 5, 4, 6, 7, 8)

 5. Итог урока:

Подведем итоги сегодняшнего занятия, ответив на вопросы. (Приложение слайды 9)

Оценки за устные ответы получили…

Тетради с диктантом сдают на проверку…

6. Запишите домашнее задание. (приложение – слайд 10).

§ 17 (учебник физика 7, автор – А.В.Перышкин.), вопросы к параграфу, № 190 (из сборника задач).