Цели урока:
обучающая:
- рассмотреть с учащимися причины изменения скорости тел;
- ввести понятие “явление инерции”;
- рассмотреть примеры проявления инерции в быту, технике, спорте.
развивающая:
- продолжить формировать умение наблюдать, делать выводы, выделять главное, планировать результаты опытов;
воспитывающая:
- воспитывать аккуратность, умения и навыки рационального использования своего времени;
Оборудование и демонстрации:
- мультимедийный проектор, ноутбук, экран;
- наклонный желоб, шарик металлический, штатив с муфтой и лапкой, емкость с песком;
- тележка и деревянный брусок;
- стакан, монета и открытка;
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся.
- Изучение нового материала.
- Закрепление и систематизация знаний.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. (Приложение – слайд 1)
Здравствуйте ребята, садитесь!
Начинаем наш урок с диктанта. В тетрадях запишите: сегодняшнее число, номер вашего варианта.
Первые два задания одинаковы для первого и второго варианта
2. Диктант.
1) Запишите в строчку через запятую буквенные обозначения следующих физических величин: скорость, пройденный путь, время.
2) В том же порядке, через запятую, запишите основные единицы измерения данных физических величин.
3) Запишите формулу:
Для расчета времени движения тела. |
Для расчета пройденного пути при равномерном движении ) |
… | … |
4) Переведите в секунды:
10 минут = … | 5 минут = … |
5) Продолжите предложение: “Физическая величина равная отношению пройденного пути ко времени движения называется…”.
Диктант окончен, проведем взаимопроверку. Для этого поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и, воспользовавшись ответами на экране, поставьте оценку. За каждый правильный ответ -1 балл. (Слайд 2). Закончите проверку.
Проверим домашнее задание – упр.5 (2; 4).Обратите внимание на экран. (Слайд 3). Поставьте себе оценку сами.
Поднимите руку у кого оценка “5”?
Оценка “4”? Хорошо, опустите руку.
3. Перейдем к новому материалу.
Посмотрите на стол – на нем вы видите мяч. До каких пор он будет лежать неподвижно?
/ПОКА ЕГО НЕ ЗАДЕНУТ/
/ПОКА ПО НЕМУ НЕ УДАРЯТ/
А если бы вы наблюдали футбольный матч?
/ПОКА ПО МЯЧУ НЕ УДАРИТ НОГА ФУТБОЛИСТА/
Таким образом, скорость меняется только в результате действия других тел.
- Рассмотрим ряд опытов с наклонным желобом и шариком:
а) Обратите внимание на движение шарика, когда он встречает на пути горку с песком?
/СРАЗУ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ/
б) Если я разровняю горку?
/ПРОКАТИТСЯ ДАЛЬШЕ, ЧЕМ В ПЕРВОМ СЛУЧАЕ/
в) А если я уберу песок совсем?
/ШАРИК ПРОЙДЕТ БОЛЬШОЙ ПУТЬ ПО СТОЛУ/
Итак, чем меньше действие песка на шарик, тем дольше он сохраняет свою скорость.
А итальянский ученый Галилей говорил : “ТЕЛА ДВИЖУТСЯ РАВНОМЕРНО И ПРЯМОЛИНЕЙНО, ЛИБО ПОКОЯТСЯ, КОГДА НА НИХ НЕ ДЕЙСТВУЮТ ДРУГИЕ ТЕЛА”
- Рассмотрим еще одну демонстрацию.
У нас имеется тележка и деревянный брусок на ней.
а) если я резко сообщу стоящей тележке какую-то скорость, что произойдет? /Брусок упадет назад/
б) если я резко останавливаю движущуюся тележку, что произойдет? /Брусок упадет вперед/
- Почему падает брусок? /Так как скорость тележки изменилась, а брусок еще продолжает некоторое время свое движение, сохраняя свою прежнюю скорость./
[Определение: явление – сохранения скорости тела, при отсутствии действия других тел, называется инерцией]
Запишите определение в тетради.
- Где, по вашему мнению, мы сталкиваемся с явлением инерции в жизни? /Выхлопываем ковры: пыль остается на месте, а ковер резко выдергиваем, сообщая ему скорость, выключаем дрель, а она продолжает вращаться, насаживаем молоток на черенок, спортсмен-лыжник после спуска с горы, сохраняет свою скорость еще какое-то время./
4. Пользуясь знаниями полученными на уроке выполним задачи.
№ 171, № 172, № 174, № 191, № 193. Из сборника задач по физике для 7–9-го класса, авторы – В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. (Приложение: слайды 5, 4, 6, 7, 8)
5. Итог урока:
Подведем итоги сегодняшнего занятия, ответив на вопросы. (Приложение слайды 9)
Оценки за устные ответы получили…
Тетради с диктантом сдают на проверку…
6. Запишите домашнее задание. (приложение – слайд 10).
§ 17 (учебник физика 7, автор – А.В.Перышкин.), вопросы к параграфу, № 190 (из сборника задач).